Обстоятельства, при которых Путин засекретил потери армии в спецоперациях, стало известно в Верховном суде, который рассматривает жалобу журналистов и правозащитников на президентский указ о гостайне.

Отнести потери военных к государственной тайне предложила межведомственная комиссия, в которую входили Минобороны, Служба внешней разведки и ФСБ, рассказала на заседании начальник отдела претензионной и судебно-правовой работы Минобороны Наталья Елина, которая представляет интересы Владимира Путина.

Наталья Елина попросила суд приобщить обращение Медведева к Путину к материалам дела. По ее словам, этот документ доказывает, что президент действовал в рамках своих полномочий и по представлению правительства.

Жалобу на указ Путина подали журналист Аркадий Бабченко, корреспондент «Дождя» Тимур Олевский, спецкор «Новой газеты» Павел Каныгин, блогер Руслан Левиев, псковский депутат Лев Шлосберг и многодетная мать Светлана Давыдова, которую ранее обвиняли в государственной измене. Их интересы представляет адвокат Иван Павлов.

Владимир Путин 28 мая 2015 года дополнил закон 1995 года «О государственной тайне» и запретил раскрывать потери армии «в мирное время в период проведения специальных операций».

К «спецоперациям» российской армии в прошлые годы относили военные кампании в Чечне и Южной Осетии. В обоих случаях министерство обороны сообщало, сколько военных погибло во время специальных операций. Например, во время войны в Грузии в 2008 году погибли 74 человека.

Вопрос о потерях вооруженных сил в мирное время стали поднимать летом 2014 года, когда появились сообщения о гибели российских десантников на Украине. Так, депутат Псковской областной думы Лев Шлосберг пытался узнать, действительно ли солдаты погибли на войне в Донбассе, однако, как и многие другие авторов запросов, не получил официальной информации.

За разглашение государственной тайны, по 283-й статье Уголовного кодекса, предусмотрено до семи лет тюремного заключения.