Днем 1 октября Аншаков написал в фейсбуке, что полицейские сняли его с поезда и отвезли в отделение полиции «Хамовники» в Москве. Сначала правозащитник решил, что его задержали по делу о клевете на фонд Храма Христа Спасителя, которое было возбуждено в 2012 году после его интервью «Новой газете».

Баршина связала задержание своего клиента с тем, что «с середины августа он, как выяснилось, находился в федеральном розыске». По словам Аншакова, он сам об этом не знал.

Через четыре часа после задержания Аншакова отпустили. «Готовили арест, как сообщили по прибытии, и дали вызвать адвоката. Сообщили, что остаюсь до утра у них, а там они меня передадут кому следует. Потом в процессе передумали. Вероятно, не все было подготовлено и не было на месте ответственных лиц. Даже бланков обязательства о явке, например, не нашлось, писал от руки», — написал правозащитник в фейсбуке.

Аншаков рассказал о мотивах его задержания полицией. Четыре года назад приставы описали часть имущества организации, сотрудничающей с ОЗПП, на основании решения суда о взыскании с нее 50 тысяч рублей. Имущество хранилось в одном из офисов ОЗПП и было отдано Аншакову на ответственное хранение. Через три года приставы приехали в другой офис ОЗПП делать сверку описанного имущества, где не нашли трех предметов: блока питания 2001 года выпуска, сейфа и монитора 1999 года выпуска. Все предметы были оценены по 500 рублей при составлении описи, суммы были взяты «с потолка».

«На основание того акта, несмотря на предложение возместить 1500 рублей, они, как сейчас стало понятно, решили заочно возбудить уголовное дело и объявить меня в розыск, о чем мне только сегодня и сообщили в ОВД "Хамовники", куда доставили в наручниках, сняв с поезда», — объяснил Аншаков. Аншаков отметил, что сумма ущерба по делу составляет 1,5 тысячи рублей и что срок давности по статье 312 составляет два года и давно вышел.

«Сегодня все четыре часа, что я просидел в ОВД "Хамовники", шел беспрерывный созвон оперативников, меня задержавших, с начальством разного уровня. Звонили и из отдела по борьбе с экстремизмом, и из самой службы судебных приставов, и из ГУВД. В итоге сегодня никто не решился взять на себя ответственность. Судя по всему, банально не оказалось на месте лица, способного принять решение, кому меня передавать и кто будет заниматься этим делом. Поэтому в итоге был отпущен до понедельника под обязательство о явке», — сказал глава ОЗПП.

В 2012 году в отношении Аншакова было возбуждено дело о клевете. В интервью «Новой газете» он заявил, что фонд ХХС превратил храм в «бизнес-центр». До выхода материала ОЗПП потребовало признать торговлю в храме противозаконной, но иск отклонили.

В конце июня 2015 года ОЗПП опубликовало на своей сайте «Памятку потребителям при посещении оккупированных территорий», где объяснило, что, «согласно международному законодательству», Крым и Севастополь считаются «оккупированными территориями». ОЗПП предлагало обращаться за разрешением на посещение полуострова к крымским пограничникам.

После публикации заметки российский президент Владимир Путин назвал работу Общества «обслуживанием интересов иностранных государств». Генеральная прокуратура России потребовал возбудить дело по статье о публичных призывах к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности России. Роскомнадзор заблокировал сайт ОЗПП, но вскоре разблокировал, так как заметка с него была удалена.