
Народ против PlayStation: на компанию Sony подали коллективный иск с требованием восстановить доступ к онлайн-магазину игр
25 мая группа истцов обратилась в Хорошевский суд с иском в связи с ограничением работы сервиса PlayStation Store. 28 пользователей игровых консолей просят восстановить полный доступ к онлайн-магазину игр и выплатить компенсацию морального вреда в размере 280 млн рублей. «Сноб» поговорил с экспертами о том, насколько реалистичны такие требования

Правила судебной игры
В Хорошевский районный суд Москвы 25 мая поступил коллективный иск к Sony Interactive Entertainment Europe Limited (европейское подразделение Sony) и к московскому офису Sony — пишут «Ведомости». Издание изучило текст искового заявления, по которому истцы, 28 пользователей консолей Sony PlayStation, «просят предоставить доступ к PlayStation Store, вернуть возможность приобретать программное обеспечение, в том числе игры, а также компенсировать моральный вред — 280 млн рублей на всех обратившихся». Возможность полноценно пользоваться сервисом компании, предназначенном для покупки и обновления игр для консоли PlayStation, была ограничена 10 марта.
Юрист истцов, старший юрист практики разрешения споров «ССП-консалт» Станислав Исаков, назвал причиной обращения ограничение доступа пользователей к PlayStation Store. «У многих игровых консолей нет дисковода и, фактически, полноценно использовать их теперь нельзя. Получается, что клиенты компании заплатили немалые деньги, а качества услуги, на которое рассчитывали, не получили».
По словам Исакова, основанием для обращения стало то, что в условиях использования программ Sony нет положений, что компания может по каким-либо причинам, кроме нарушения условий использования, заблокировать доступ к PlayStation Store. Тем не менее, компания это сделала. Юрист считает, что теперь каждый пользователь может требовать защиты своих интересов и прав по законодательству той страны, в которой он находится, в частности в РФ — по закону о «Защите прав потребителей». Согласно ему, организациям запрещено отказывать в услугах без достаточных на то оснований — в частности, если было нарушение условий пользовательского соглашения. По мнению юриста, таких причин не было.
По мнению управляющего партнера юридической фирмы DRC Саркиса Дарбиняна (Дарбинян Саркис Симонович признан иностранным агентом ) , даже если истцы добьются успеха, вероятность исполнения такого решения суда не велика, потому что головная компания находится за границей.
«В подобных делах, даже если суд признает иск правомерным, — говорит Дарбинян, — компания может ответить, что они не могут принимать оплату из-за санкций, то есть, по сути, из-за форс-мажора. Если в суде докажут, что оказывать услуги сервис может и постановят выплатить компенсацию, то исполнит ли Sony это решение — большой вопрос: мер принуждения для этого у нас нет. А в пользовательском соглашении обычно есть уточнение, что все споры подчинены не российскому законодательству и праву, а месту юрисдикции. Также там могут быть оговорены условия, при которых компания может ограничить возможность использовать свой сервис. В общем, способы вывернуться защита найдет».
На предыдущем уровне
В феврале 2022 года группа «М.Видео-Эльдорадо» оценила продажи консольных игр на физических носителях («М.Видео-Эльдорадо» занимает 60% этого рынка) за предыдущий год и сообщила, что доля PlayStation составила 65%. Согласно исследованию «Чек индекса», в апреле объем продаж консолей PlayStation в денежном выражении упал в России на 78% в сравнении с показателем прошлого года. На первое место вышли продажи приставок для классических 8 и 16-битных игр. При этом в презентации 2021 года о глобальных планах компании Россия была выделена как одна из трех перспективных стран для роста вместе с Китаем и Индией.
По мнению владельца медиа о видеоиграх «Канобу» и «Игромания» Гаджи Махтиева, полноценно пользоваться игровыми платформами сейчас россияне не могут — во всех онлайн-магазинах игр действуют ограничения. «Steam, Google Play, App Store, Nintendo так или иначе резко срезали свой функционал: от возможностей купить игру до пополнения баланса аккаунта. Разного рода варианты доступа к функционалу все еще есть, но среднестатистическому пользователю они не подойдут — из-за технических сложностей и затратам по времени, чтобы разобраться в них. И рекомендовать ни один из таких возможных способов я бы не стал».
По мнению Махтиева, ожидать на российском рынке новых игроков онлайн-магазинов игр, которые смогут предложить сопоставимый с зарубежными фирмами сервис, не стоит: «Вместо этого у нас будет расцвет пиратских сервисов, они будут основными бенефициарами в текущей ситуации в индустрии гейминга».
Ранее издание «Коммерсант» проводило анализ рынка и также пришло к выводу, что «сейчас в России нет маркетплейса игр, способного конкурировать с зарубежными платформами дистрибуции по числу игр».
Главной задачей иска своих подопечных Исаков видит восстановление доступа всех обратившихся к системе PlayStation Store: «В качестве ответчиков мы привлекли и дочерний московский офис компании Sony. Если наши требования будут удовлетворены, мы обратимся за компенсацией морального вреда как раз к последней. Но вообще хотим решить проблему в формате диалога».
Адвокат говорит, что рассчитывает на справедливое для всех сторон решение. При этом размер морального вреда, по 10 млн рублей на каждого истца, он считает соразмерным: кроме стоимости самой консоли, пользователи тратили деньги на дополнительное оборудование, игры, подписки. Помимо этого, отмечает Исаков, по искам о моральном вреде всегда присуждают суммы в зависимости от «внутреннего убеждения» суда и размеров ущерба.
По мнению Дарбиняна, истцы в этом деле, вероятно, рассчитывают повлиять на практику принятия неизбирательных санкций со стороны технологических компаний по отношению к российским пользователям и попробовать таким образом убедить эти компании по-прежнему предоставлять сервис в России. «Обжалование подобных действий можно назвать правильной практикой: с точки зрения гражданского и международного права, когда любая крупная компания, от которой зависят миллионы пользователей, может просто взять и отключить свой сервис — это большая проблема».
Подготовил Денис Бондарев