Дарья Байбакова
Дарья Байбакова Фото: Евгений Пахоль

В 10 утра пятницы, 29 апреля, у двухэтажного здания московского филиала «Ночлежки» никого — только «Ночной автобус», на котором по вечерам волонтеры и сотрудники организации развозят еду. Все посетители уже внутри: сидят в холле на серых стульях, какие могли бы быть в каком-нибудь МФЦ, смотрят кино и ждут, пока их примут соцработники. Подопечных фонда просят собираться в здании, чтобы не раздражать жильцов соседних домов, говорит директор московской «Ночлежки» Дарья Байбакова.

Ожидающие едят куличи, оставшиеся после Пасхи. Их испекли для бездомных и принесли в «Ночлежку» или доставили с помощью курьеров 1715 москвичей. В руках у посетителей талончики: у некоторых по одному — такой человек, скорее всего, пришел в первый раз и ему пока нужно просто зарегистрироваться; у других по два или три — это значит, что помимо консультации они хотят сходить в душ и прачечную или получить чистую одежду. Происходящее больше всего напоминает хорошо организованный справочный центр — просто вопросы и запросы у пришедших непривычны для большинства людей.

Из холла через стеклянные двери видно кабинет, в котором каждый день принимает социальный работник. В консультационную службу приходят с самыми разными проблемами и просьбами: одним нужно восстановить документы, другим — найти работу; некоторые бездомные обращаются за медицинской и психологической помощью. Как говорят сотрудники «Ночлежки», организация пытается параллельно решить две задачи: обеспечить людям достойную жизнь в тех условиях, в которых они оказались, а когда базовые потребности закрыты — помочь эти условия изменить.

Дарья Байбакова
Дарья Байбакова Фото: Евгений Пахоль

Сегодня в кабинете соцработника принимает Дарья Байбакова. Пришедших впервые она просит ответить на несколько вопросов — о том, как они лишились дома и чем им можно помочь прямо сейчас. Задавая их, Байбакова смотрит в глаза собеседнику.

За первые три часа консультаций помощь получают 15 мужчин и только одна женщина. По опыту НКО разных стран и самой «Ночлежки», это обычная статистика: бездомным женщинам труднее принять предложение о помощи — у многих из них есть дети, с которыми потеряна связь, некоторые чувствуют вину за то, что как матери и жены не оправдали общественных ожиданий. Женщины чаще стыдятся своего положения и стараются скрыть «факт бездомности», и при этом они подвергаются большей дискриминации, чем бездомные-мужчины, говорит директор московской «Ночлежки».

На каждый прием отводится 20 минут, но на деле разговор может длиться дольше. Всем, кому надо выговориться и кто просто рад, что его историей заинтересовались, Байбакова не отказывает, но, если человек не настроен на беседу, не настаивает.

Только начав работу в «Ночлежке», она думала, что сложнее всего будет общаться с посетителями, но все оказалось иначе.

Как открывался московский филиал «Ночлежки»

До 2020 года большинство проектов помощи бездомным в Москве были гуманитарными, они помогали пережить очередной день на улице — давали еду и одежду. И почти никто не работал над тем, чтобы люди смогли с этой улицы выбраться и вернуться к обычной жизни. Это, по словам Байбаковой, и стало одним из поводов для открытия московского филиала старейшей питерской организации «Ночлежка».

Запустить «московскую версию» проекта его руководители хотели еще в 2018-м, но встретили мощное сопротивление жителей Савеловского района, где «Ночлежка» собиралась снять помещение для одного из своих проектов — «Культурной прачечной». «С юридической точки зрения и по всем нормам Роспотребнадзора там спокойно можно было открывать прачечную, — говорит Дарья Байбакова, — но противостояние было такой силы, что мы поняли: лучше не тратить время и искать новое помещение». 

Нашли его в итоге в Бумажном проезде, но и там оказалось много недовольных: управа грозила проверками, муниципальный депутат Зоя Андрианова писала в администрацию президента предложения признать «Ночлежку» иностранным агентом, а жильцы соседних домов просили Роспотребнадзор «принять меры». «Это сопротивление отличалось от прошлого лишь тем, что к нему мы были готовы — в первый раз совершенно не представляли, какая лавина негодования на нас обрушится. Во второй — сотрудники заранее подготовили ответы на все самые часто задаваемые вопросы, регулярно встречались с обеспокоенными местными жителями и искали компромиссы: перенос очереди с улицы в помещение как раз один из них. Убедить удалось не всех, но проделанной работы оказалось достаточно, чтобы можно было закончить ремонт и запустить сразу несколько проектов», — вспоминает Байбакова. 

Московский филиал «Ночлежки»
Московский филиал «Ночлежки» Фото: Евгений Пахоль

Борьба со стереотипами

Сейчас «Ночлежка» развивает три основных направления: гуманитарные проекты, ресоциализация бездомных и работа с общественным мнением, привлечением внимания к проблеме бездомности на разных уровнях. Первое — это «Ночной автобус» — раздача еды бездомным, «Пункт выдачи», где можно получить одежду и средства гигиены, и «Неравнодуш» — душевая и прачечная. Именно они являются главными точками входа в организацию для тех, кто остался без крова. Второе направление — это прежде всего «Консультационная служба», где соцработники и юристы помогают восстановить документы или, например, получить медицинскую помощь. Третье направление сотрудники организации называют «работа по изменению ситуации в целом». «Мы общаемся с чиновниками, поддерживаем другие организации помощи бездомным, запускаем социальную рекламу — в общем, занимаемся всем тем, что меняет отношение общества к бездомности и бездомным и ломает стереотипы», — поясняет Байбакова.

Один из самых мощных стереотипов, по ее словам, что бездомные — это те, кто не хочет работать. Так думают многие. Чтобы разрушить его, питерская «Ночлежка» весной этого года запустила один из первых в России проектов по транзитному трудоустройству бездомных людей — ресторан «Вход с улицы». Там профессионалы учат подопечных фонда работать на кухне и в зале. Сначала кураторы «Ночлежки» распространяют информацию о возможности устроиться на работу; тем, кто заинтересовался, помогают подготовить все необходимые документы, после чего у них начинается трех-четырехмесячная стажировка, во время которой они получают базовые навыки профессии повара, официанта или бармена, чтобы потом работать в кафе и ресторанах — партнерах «Ночлежки».

Сотрудники ресторана «Вход с улицы»
Сотрудники ресторана «Вход с улицы» Фото: Евгений Пахоль

«Такой формат помощи позволяет увидеть, что бездомные люди не какие-то особенные и “специальные”, — говорит Байбакова. — Когда я впервые пришла в ресторан — не смогла понять, кто из ребят, работающих в зале, наши клиенты, а кто — нанятые сотрудники. Во многом ради этого “Вход с улицы” и задумывался».

Сама по себе идея общепита с транзитным трудоустройством бездомных не новая. Например, в Великобритании такие рестораны — обычная практика. Причем некоторые из них настолько модные и популярные, что, если не забронировать там столик заранее, даже в будний день рассчитывать можно максимум на место у барной стойки. Именно по их образцу теперь работает «Вход с улицы» — коммерческое заведение в центре Петербурга, которое, как ожидают в организации, будет приносить прибыль.

Сотрудник ресторана «Вход с улицы»
Сотрудник ресторана «Вход с улицы» Фото: Евгений Пахоль

«Работа — быть рядом»  

Дарья Байбакова, десять лет проработав финансовым аудитором, однажды поняла, что и в следующие десять лет в ее жизни ничего не изменится. Случайным образом это совпало с неприятностями в семье: у бабушки Дарьи диагностировали онкологическое заболевание. «Высокая зарплата, которую я получала, давала ощущение, что если в моей жизни или в жизни близких случится какая-то беда, с ней получится справиться, — говорит Байбакова. — Но выяснилось, что иногда нужны не деньги, а простое человеческое отношение. Главное, чего нам всем тогда хотелось, — чтобы кто-то встал рядом и сказал: “В общем так, ребята, сейчас делаем это, потом вот это, бабушка будет сейчас себя чувствовать так, а потом так, а вы будете делать это и это”». Тогда Байбакова впервые позвонила на горячую линию фонда хосписа «Вера». «Это были первые люди, которые со мной по-человечески поговорили, а я подумала: надо же, для кого-то это работа — быть рядом», — вспоминает она.

Дарья Байбакова
Дарья Байбакова Фото: Евгений Пахоль

Потом в жизни Дарьи был полугодовой неоплачиваемый отпуск и поиски принципиально другой работы. Идти и учиться чему-то с нуля не хотелось, качественно снижать уровень жизни, работая за 20 тысяч, —  тоже. Так появилась мысль пойти работать куда-то, где одновременно пригодятся опыт и навыки финансового аудита и «понадобится помогать». Полтора года Дарья Байбакова проработала директором по фандрайзингу благотворительной программы Spina Bifida. «Это был классный опыт, но я быстро поняла, что адресная помощь интересна мне гораздо меньше, чем системная, — говорит она. — Я стала думать о том, чтобы заняться чем-то другим. Какой именно помощью — неважно, интересно было “пойти” во что-то сложное и непопулярное — такое, за что многие бы не взялись». Тогда она узнала, что «Ночлежка» собирается открывать филиал в Москве, и пошла на собеседование. В мае 2022-го исполнилось четыре года, как Байбакова работает здесь.

Посетитель московского филиала  «Ночлежки»
Посетитель московского филиала «Ночлежки» Фото: Евгений Пахоль

Самый популярный запрос у пришедших сегодня в консультационную службу — срочно найти работу. Срочно — значит прямо сегодня. И такую, где платят каждый день — чтобы можно было покупать еду и жить в хостеле.

«Люди часто говорят, что бездомные сами не хотят уходить с улицы. Я уверена, что это не так, — говорит Байбакова. — Скажем, быстро найти работу обычно сложно: трудоустраивать бездомных, да еще и ежедневно им платить, готовы не так уж много компаний. При этом без паспорта трудоустроиться нельзя, а без работы невозможно накопить на пошлину, чтобы восстановить документы — получается замкнутый круг. Проблема не в людях, а в отсутствии узко специализированных проектов, которые бы им помогали».

Московский филиал «Ночлежки»
Московский филиал «Ночлежки» Фото: Евгений Пахоль

Что сейчас происходит с благотворительностью

С каждым годом помогать другим через благотворительные фонды становится все удобнее, полагает Байбакова. Если раньше для участия в благотворительности надо было приложить усилия: например, пойти в банк и перевести пожертвование через расчетный счет, то сейчас можно просто округлить сумму доставки в «Яндексе» или заказать во «ВкусВилле» еду не только для себя, но и для «Ночного автобуса». Сегодня можно быть волонтером дистанционно и помогать тогда, когда на это есть время. Чем удобнее сервисы помощи и чем меньше сил они требуют от человека, тем скорее помощь становится стилем жизни, считает директор московской «Ночлежки». 

«Мне нравится, что благотворительность становится другой — перестает быть служением. Я вообще не сторонник жертвенности в благотворительности. Нравится, что НКО, привлекая пожертвования или рассказывая о своих проблемах, все меньше эксплуатируют чувство вины. На чувстве вины далеко не уедешь: можно получить пожертвование один раз, но вдолгую так работать невозможно», — уверена Байбакова. 

В очереди еще 15 человек, а рабочий день подходит к концу. С конца февраля количество людей, которые приходят в «Ночлежку», растет с каждым днем, говорит Дарья. Многие теряют работу, а для тех, кто приехал на заработки из других регионов, это почти всегда означает и потерю жилья.

Пожертвований в последние месяцы стало меньше: люди экономят. Поддержки из других стран теперь нет: жертвовать из-за границы нельзя. По прогнозам организации, если ситуация не изменится, до конца года только из-за этого она недополучит около 15 миллионов рублей. Многие компании-партнеры «Ночлежки» взяли паузу, другие просто перестали работать в России. Некоторые сотрудники организации эмигрировали.

«Благотворительность всегда была “местом”, куда люди приходят, чтобы в ситуации большой тревоги и неопределенности, когда ты ничего не контролируешь, наполнить свою жизнь каким-то смыслом и занять себя делом, которое приносит пользу, — говорит Дарья Байбакова. — Я смотрела сегодня на зал ожидания и думала: как же чертовски мне повезло сейчас оказаться в таком месте, которое нужно большому количеству людей».

Автор: Кристина Боровикова