Первые частные школы появились в России в начале 1990-х, и с тех пор их доля в общем числе общеобразовательных организаций увеличилась в 2,4 раза: с 0,8 до 1,9%. Сейчас в стране действуют более 800 частных школ, где обучаются около 123 тысяч школьников. Родители стали активнее выбирать этот формат обучения в начале нулевых, отмечают аналитики НИУ ВШЭ: частные школы в те годы имели оттенок элитарности, что подразумевало не столько закрытый образовательный клуб, сколько наличие уникальных специалистов, современного материально-технического обеспечения, быструю способность реагировать на вызовы и клиентоориентированность. 

В последнее время негосударственные школы становятся все более разнообразными как по охвату учеников, так и по направлениям работы. Частная школа при «ЕГЭ-Центре» дает возможность ученикам 8–11-х классов получить более углубленное образование в рамках подготовки к профильному ЕГЭ. В «Центре» работают действующие преподаватели школ, лицеев и вузов. Все они проходят тщательный отбор. Главное требование — разбираться в форматах ОГЭ и ЕГЭ, отслеживать изменения и оперативно адаптировать под них учебную программу.

Классы небольшие: в среднем 8–10 человек, максимум 12. Учеба начинается в середине сентября — чуть позже, чем в обычных школах. Занятия стартуют в 10:20. Обучение очное. Для тех, кто по уважительной причине не может присутствовать на занятии, предусмотрен дистанционный формат.

Успеваемость и посещаемость детей родители могут отслеживать в личном кабинете на сайте «ЕГЭ-Центра», а также с помощью смс-информирования. Преподаватели предоставляют ежемесячные отчеты по результатам работы с каждым из учеников. С администрацией и преподавателями всегда можно связаться в чате и по телефону.

Безопасное пространство

В «ЕГЭ-Центр» приходят не только те, кто хочет сосредоточиться на предметах, необходимых для поступления в университет, и успешно сдать экзамены, но и те, кто собирается поступать в зарубежные вузы. «Таких ребят примерно 25–30% от общего числа. Им для поступления нужен хороший средний балл в аттестате — на результаты ЕГЭ за рубежом не смотрят», — объясняет руководитель администрации частной школы Екатерина Гаврилюк.

Бывает и так, что в государственной школе слабый учитель по профильному предмету, и ученик не получает должной подготовки. Кроме того, по словам Гаврилюк, перед государственными школами не стоит задача подготовить учеников к ЕГЭ, а только выпустить ученика с аттестатом: «сдай хоть как-нибудь». «Проблема не в учителях, а в образовательной программе в целом. Именно поэтому родители вынуждены нанимать репетиторов. Но и тут как повезет: репетитор может знать предмет, но не специфику ЕГЭ», — подчеркивает она.

Еще одна не самая распространенная, но сложная причина перевода ребенка в «ЕГЭ-Центр» — буллинг. По данным исследования агентства «МП Аналитика», каждый второй подросток в России сталкивался с травлей в школе: чаще всего травят за внешний вид (43,8%) или национальную принадлежность (33,6%). Каждый пятый опрошенный рассказывает об агрессии со стороны учителей. Почти четверть респондентов заявляют о буллинге учителей учениками. Жертвы травли страдают от низкой самооценки, склонны к разным видам зависимостей. У них повышается уровень гормона стресса — кортизола — что негативно влияет на иммунную систему и когнитивные способности. Последствия буллинга для здоровья весьма серьезны: головные боли, проблемы со сном, аутоагрессия, депрессия, суицидальные мысли и другие психические проблемы. 

«К сожалению, проблема буллинга так и не решена во многих государственных школах. У нашей администрации и преподавателей другой подход к ребятам: мы стараемся минимизировать стресс. Занятия и внеклассные активности проходят в атмосфере взаимного уважения. Преподаватели видят в каждом ученике личность и используют индивидуальный подход», — говорит Екатерина Гаврилюк. Кроме того, в «ЕГЭ-Центре» нет строгого дресс-кода. Отстранять от занятий и унижать за прическу и яркий цвет волос тоже никто не будет. «Главное, чтобы ученик был опрятно одет, а желание самовыразиться не отвлекало от учебы ни его самого, ни его одноклассников».

Фокус на главном

Учебная программа 8–9-х классов включает в себя 11 основных предметов. Каждый урок длится 60 минут. В 8-м классе начинается предподготовка к ОГЭ по математике и русскому языку, в 9-м классе увеличивается количество часов по этим предметам, идет активная подготовка к итоговому собеседованию — допуску к ОГЭ. Ученики выбирают два дополнительных предмета, которые будут сдавать на ОГЭ, и помимо общих уроков дополнительно занимаются по ним.

Обучение в 10–11-х классах приближено к университетскому формату: нет классов, вместо них — группы, одно занятие длится 2 часа 5 минут, учебную нагрузку каждый определяет для себя сам. В учебную программу входят только те предметы, которые нужны для сдачи ЕГЭ: математика (базовая и профильная), русский язык и предметы на выбор. Это дает возможность сосредоточиться на необходимом, полностью погрузиться в предмет и подготовку к экзамену. 

К похожему формату недавно перешли и государственные школы в Москве, правда, пока экспериментально: в прошлом году ученики 11-х классов в полном объеме осваивали школьную программу до конца января, а дальше занимались только предметами, которые выбрали для сдачи ЕГЭ. В результате средний балл у столичных выпускников вырос практически по всем предметам. 

«Остальные предметы опускаются, поскольку в 10–11-м классе программа по ним сфокусирована на повторении материала, а не на обучении новому. Дети и в государственных школах больше сосредоточены на предметах, которые будут сдавать. Остальные им, как правило, неинтересны. Для расширения кругозора можно заняться самообразованием», — говорит Екатерина Гаврилюк. Обучение идет в формате экзамена. Старшеклассники отрабатывают темы на пробниках, которые «ЕГЭ-Центр» закупает у Федерального центра тестирования. 

Фото: FREEPIK

Средний балл выпускников «ЕГЭ-Центра» — 80–85. С каждым годом ЕГЭ усложняется, и если 10 лет назад получить, например, 40 баллов было достаточно легко, то сейчас — в разы сложнее, нужно много работать. 

«Большинство старшеклассников знают, куда будут поступать, какие предметы и какой балл необходим для поступления. Кому-то достаточно 40 баллов: ребенок знает, что это его максимум, вуз уже выбран, а образование оплатят родители. Кому-то недостаточно и 90 баллов, поэтому он усиленно занимается, — объясняет Екатерина Гаврилюк. — Преподаватель в курсе, кому сколько баллов надо набрать. Но если мы видим, что ребенок способен на большее, стараемся его мотивировать и донести информацию до родителя».

Максимальная нагрузка на старшеклассника — четыре учебных дня с 10:20 до 17:05. С таким расписанием у ребенка появляется время на отдых, а ведь его часто из-за перегруженной программы не хватает ученикам государственных школ.

Не только учеба

В подготовке к экзаменационной гонке важно соблюдать баланс между учебой и отдыхом. Чтобы процесс обучения был эффективным, а учебная атмосфера — дружественной, «ЕГЭ-Центр» организует для ребят психологические тренинги, экскурсии, пикники и многое другое. Мероприятия проводятся как в стенах «Центра», так и за его пределами. 

«В начале октября мы проводим выездной тимбилдинг, на весь день или с ночевкой. Как правило, выбираем загородный отель с большой территорией, где можно провести командные и спортивные игры, поиграть в настолки и квизы и, конечно, вкусно поесть, — рассказывает Екатерина Гаврилюк. — Ребята знакомятся, общаются. Такие мероприятия помогают новичкам быстрее адаптироваться». Психолог «ЕГЭ-Центра» также выезжает на мероприятие, наблюдает за ребятами и, если у кого-то возникают проблемы с коммуникацией, решает их.

Выездные мероприятия проводятся два-три раза в месяц. Школьники могут и сами предложить идеи для экскурсий. «Недавно мы ездили в “Сколково” и “Москвариум”. В апреле у нас будет гончарный мастер-класс, плюс в планах йога с классным тренером, — говорит Екатерина Гаврилюк. — Наши старшеклассники энергетически заряженные: кто-то на ЗОЖе и ходит в спорт-зал, кто-то проходит курс финансовой грамотности. С ними приятно взаимодействовать».

Частная школа при «ЕГЭ-Центре» находится в пяти минутах от Красной площади и занимает два этажа здания Института экономической политики имени Гайдара. Просторные, светлые классы оснащены всем необходимым для эффективного учебного процесса: проекторами, телевизорами, маркерными досками и так далее На территории Института Гайдара есть столовая и кафе. Также «ЕГЭ-Центр» закупает еду в «Азбуке вкуса» и «Вкусвилле» — можно купить ее по себестоимости или принести еду из дома. Есть комната отдыха с доступом в интернет, настольными играми и кикером для любителей футбола.

Набор на 2024–2025 учебный год открыт до 30 апреля 2024 года.

Подготовила Анна Алексеева

Реклама

Рекламодатель: ООО «ЕГЭ-Центр»