Победители конкурса отечественных брендов «Знай наших» — о своих проектах
Николай Каймасиди, создатель бренда «НЕ КНИГИ.» — приложения, превращающего с помощью нейросетей литературную классику в виртуальные игры
Искусственный интеллект в вашем приложении превращает книгу в игру. Что видит пользователь на экране вместо текста?
Пользователь видит на экране и текст, и визуализированные образы — героя произведения и сцену, в которой он находится. Из оригинального текста мы убираем только те части, где идут развернутые описания сцены и героев. Читатель не управляет героями, которых видит на экране, он путешествует по миру книги, свайпая страницы. У пользователя есть два варианта взаимодействия с героем.
Во-первых, он может выбирать, как персонажу повести себя в той или иной ситуации, и приложение ему показывает, правильно он ответил или нет. Правильным вариантом считается тот, который соответствует оригинальному поступку персонажа в книге. Во-вторых, приложение вызывает у читателя ощущение, что он влияет на сюжет книги, когда герои ведут диалог. В такие моменты читателю тоже предлагается выбрать, как ответит герой, за которого он «играет».
Но мы не пытаемся переписать произведения, нам важно сохранить их оригинальность. Мы создаем только иллюзию вариантов выбора для читателя. Эта иллюзия отлично работает в том случае, если пользователь впервые знакомится с произведением.
Приложение умеет превращать в игру книги со стихами? Как в нем выглядит, например, сборник Цветаевой?
Из стихов мы не можем удалять какие-либо строки, иначе рушится смысл. Поэтому текст стихов в приложении идет целиком, но он дополнен визуальными образами лирических героев, самого автора, пейзажа, каких-то других деталей.
Приложение может превратить в игру такие многослойные произведения, как «Война и мир» или «Улисс»?
На это понадобится больше времени, чем на менее объемные произведения. Этого требует постпродакшен: мы проверяем все сгенерированные нейросетью тексты на соответствие первоисточнику, чтобы не искажать классику. Сейчас «Войны и мира» в приложении нет, но мы можем загрузить и ее.
Насколько приложение востребовано среди пользователей? Кому оно интересно в первую очередь?
Наши пользователи — это та аудитория, которая хочет прочитать какую-то определенную книгу. Так как книг написано много, то и пользователей много: у каждого произведения есть своя аудитория. Например, упомянутая «Война и мир» была бы интересна школьникам, которые проходят ее на уроках литературы.
Когда подростку дают задание ознакомиться с книгой, он обычно читает краткое содержание или не пытается разобраться даже в нем. Читать длинные пыльные оригиналы молодым людям скучно. Они привыкли к другому контенту, к свайпам, к формату быстро сменяющих друг друга коротких видео в соцсетях. Мы предлагаем школьникам познакомиться с классикой через понятный им язык, с помощью интересного визуального контента. Наше приложение ориентируется в первую очередь на них.
Не уводит ли такой игровой формат от литературы, от самого текста?
Нет. То же самое раньше говорили о фильмах, об экранизациях книг. Многим казалось, что после красочной экранизации пропадет желание и потребность читать произведение, положенное в ее основу. Но история нам показала обратное: когда какой-то фильм становится популярным, это провоцирует рост интереса к литературному первоисточнику. Мы позволяем пользователю познакомиться с книгой в комфортном для него формате — через свайпы и картинки, и это, по нашей задумке, должно повлиять на интерес какой-то части нашей аудитории к физическим книгам. Некоторые подростки, воспользовавшись нашим приложением, начнут читать классику.
Хочу добавить, что приложение для нас не является итоговым продуктом. Мы создали его, чтобы продемонстрировать возможности технологии, в которой объединены несколько слоев нейросетей. Загружая в эту технологию любой текст, мы получаем визуализированный текстовый материал, который можно превратить в любой контент, например, сделать из него сайт.
Наталья Потемкина, создатель бренда SLOGY — онлайн-платформы для обучения чтению и коррекции дислексии
Как работает платформа? Что на ней должен делать ребенок?
Платформа — это игровой тренажер, на котором ребенок с дислексией может регулярно обучаться чтению без вмешательства взрослого по 7–8 минут в день. Программа не даст заниматься на платформе больше этого времени, чтобы не возникало переутомления и зависимости от виртуального пространства. На наших занятиях детям не обязательно читать что-то вслух — именно это и вызывает у дислексиков стресс.
Программа позволяет обучить ребенка с дислексией навыкам чтения в обход процесса слияния слогов. А еще наша программа подстраивается под каждого ребенка: перед основным процессом обучения дети проходят тестовые задания, чтобы платформа могла автоматически рассчитать темп выполнения заданий и подходящий уровень сложности. Родители могут зарегистрироваться в программе и ежедневно отслеживать, как занимается ребенок, какие слоги он усвоил, что вызывает у него сложности, какая динамика наметилась.
Как разрабатывалась обучающая методика для детей с дислексией?
Наша методика — это плод научных изысканий более чем за 30 лет. Работу над ней начинал научный руководитель проекта Александр Николаевич Корнев — профессор, доктор психологических наук, ведущий специалист по развитию речи и изучению дислексии в России на данный момент. Благодаря Фонду содействия инновациям и президентскому гранту мы смогли разработать цифровую платформу для этой научной методики. Теперь она доступна для всех.
С дислексией можно справиться только в раннем возрасте? Ваша платформа помогла бы взрослому человеку?
Диагноз «дислексия» обычно ставят не раньше второго класса. Он определяется как стойкое избирательное нарушение чтения. К сожалению, в России это состояние мало изучено, у нас нет информации, почему оно появляется. Очень долгое время дислексию объясняли тем, что дети просто ленятся учиться читать. Но сегодня существуют специальные методики, позволяющие говорить об этом нарушении более серьезно. Как только ребенок начинает знакомиться с алфавитом и пытаться овладеть чтением, специалисты могут предположить, попадает он в группу риска или нет. У SLOGY есть научная методика онлайн-диагностики дислексии, сейчас мы тестируем ее в 20 регионах России. С 1 января 2025 года мы запустим ее на нашей платформе.
Дислексия — это стойкое нарушение чтения. Многие взрослые его имеют. Но дислексию можно компенсировать, если регулярно тренировать навыки чтения. На нашей платформе взрослый человек тоже мог бы заниматься этим, хоть она и позиционируется как онлайн-тренажер для детей начальной школы из-за детского интерфейса и игрового компонента. Методика, лежащая в ее основе, универсальна.
Что делать родителю, если он заметил у своего ребенка признаки дислексии?
Морально приготовиться к работе со специалистами в течение многих лет. Компенсация дислексии — очень долгий процесс. Занятия нельзя бросать на полпути. Они должны быть регулярными, иначе все наработанные навыки стираются. Но первое, что должен сделать родитель в такой ситуации, — найти компетентного в области дислексии специалиста, чтобы диагностировать ее. В России их не так много.
Илья Минаев, создатель бренда «Помоги просто» — платформы, объединяющей благотворительные организации России
Сколько благотворительных организаций зарегистрировались на вашей платформе? Что для этого нужно делать?
На платформе зарегистрированы около 120 фондов, представляющих 36 городов из 24 регионов России. Зарегистрироваться можно самостоятельно прямо на сайте «Помоги просто». После этого пользователям помогает ориентироваться сама система — интерфейс у нас понятный и удобный. Заявки на регистрации приходят нашей «службе заботы». Она связывается с фондом и консультирует его представителей о том, как лучше заполнить профиль организации на платформе, какие виды помощи можно собирать через платформу, как получить или отправить пожертвование благотворительному фонду, где искать волонтеров или как самому им стать.
Сколько людей оказали помощь благотворительным организациям или стали волонтерами благодаря вашей платформе?
Точный учет волонтеров, которые отправились в фонды, нам еще предстоит создать и настроить, это довольно непростая задача. За последние три года около 300 волонтеров ежегодно оказывают помощь через нас. Это небольшая цифра, но она растет. Кроме того, мы недавно подключили возможность отправки пожертвований в фонды. Мы проверяем фонды на честность и прозрачность более чем по двадцати критериям. Ожидаем, что интерес благотворителей к платформе сильно возрастет: у нас есть возможность удобно отправить пожертвование фондам, которым можно доверять.
Как платформа помогает желающим сделать карьеру в различных фондах и НКО?
Благодаря платформе любой может найти подходящую благотворительную организацию. На сайте «Помоги просто» на карте России отмечены все фонды и НКО, вступившие в нашу программу. Зачастую они ищут сотрудников, объявляют о вакансиях. Некоторые организации уже адаптировались на нашей платформе, они выкладывают объявления о вакансиях прямо на нашем сайте. Волонтер может изучить все предложения и выбрать фонд, отвечающий его внутреннему запросу, а потом сходить по адресу этой организации, познакомиться с сотрудниками и руководителями, пообщаться, попробовать себя в качестве волонтера, затем устроиться на постоянную работу.
В каких регионах России сфера благотворительности развита недостаточно? Есть ли проблемные зоны, которые остро нуждаются в открытии благотворительных организаций и работе волонтеров?
По понятным причинам сегодня волонтерская помощь требуется больше всего в южных регионах России: в Воронежской, Белгородской и Ростовской областях, в Краснодарском крае. Помимо этих мест, сфера благотворительности требует внимания и развития в отдаленных регионах России: регионы Сибири, Дальнего Востока имеют очень большой потенциал развития в благотворительности. Волонтерство в этих регионах может быть на основе гуманитарного, культурного, исторического и спортивного обмена. Мы осознаем этот потенциал и стараемся привлекать больше благотворительных организаций из этих регионов на нашу платформу, чтобы больше людей узнали о них и смогли им помочь.
В 2020 году я хотел создать компанию, которая помогает людям узнать именно о провинциальных благотворительных фондах и НКО. В столицах и городах-миллионниках с этим проблем нет, там больше активности, больше спроса и предложения на все, в том числе на благотворительные организации и волонтерство. Благодаря нашей платформе о маленьких фондах и НКО узнают люди по всей России.
Подготовил Алексей Черников