Дом сестринского ухода «Даниловский»
Дом сестринского ухода «Даниловский» Фото здесь и далее: пресс-служба

До 2015 года паллиативной помощи в Москве, как и по всей стране, фактически не существовало. Этой темой занимались лишь отдельные хосписы — разрозненные, маломощные, часто расположенные в старых зданиях с минимальным количеством коек. Паллиативные пациенты звонили в «Скорую» — просто чтобы получить экстренное обезболивание. Основную нагрузку при этом несли паллиативные отделения в стационарах, разбросанных по столице. У самих пациентов и их близких не было ни ясного понимания, на какую помощь можно рассчитывать, ни уверенности в том, кто именно ее окажет. К одним врачи приезжали по несколько раз в неделю, других могли не навещать годами. Кто-то получал помощь случайно, от случая к случаю, а кто-то — не получал ее вовсе. С приходом в систему Нюты Федермессер начала формироваться философия и идеология паллиативной помощи — сначала в Москве, а затем и в регионах. О направлении заговорили на федеральном уровне, началась разработка нормативной базы, волонтерская и благотворительная поддержка стали по-настоящему ощутимыми. О том, какой стала паллиативная служба Москвы сегодня и какие новые стандарты внедряются в системе помощи, мы говорим с Татьяной Семиной — начальником московского Управления развития центров компетенции специализированной медицинской помощи.

Зачем нужна единая система паллиативной помощи и как она появилась в столице?

В 2019 году Москва начала выстраивать новую по сути систему паллиативной помощи. Первым этапом масштабно вложились в инфраструктуру.

За 5 лет сформировали принципиально новую инфраструктуру, запустили более 50 тыс. квадратных метров новых пространств, созданных для максимального комфорта со всем специальным оснащением для помощи паллиативным больным. Параллельно с этим перевели разрозненные паллиативные отделения в структуру единого Центра паллиативной помощи. Пациенты и их родственники проводят каждый день с комфортом, а в паллиативе важен каждый день, которому пациент может порадоваться, — поэтому незначительных деталей нет: от удобной постели и чистого коридора до квалифицированных профильных специалистов и заботливого бережного отношения.

В 2022 году детский хоспис переехал в комфортные условия нового здания с возможностями не только качественной медицинской помощи, но и массы вариантов организации досуга для детей и их родителей, в том числе прогулок в прекрасной парковой зоне, адаптированной для любого сезона.

Когда мы говорим о паллиативной помощи, мы обязательно подразумеваем, что она должна быть ориентированной на индивидуальные потребности человека, более того — ещё и на его близких. Да, тут можно много философствовать, что такое «человечность». Но для меня философия паллиативной помощи и ежедневная работа паллиативной службы — это разные вещи. Можно много говорить красивых слов, излагать интересные теории, а помощь пациентам нужна реальная, эффективная и непрерывная. Для этого и нужна чётко и бесперебойно функционирующая система — не для избранных, а для каждого нуждающегося в ней.

Что сегодня представляет собой система паллиативной помощи в Москве?

 Сегодня хосписы и паллиативные отделения Москвы объединены в единую систему, которая располагает более чем 950 койками в стационаре. Из них более 150 — для длительной респираторной поддержки, и 90 — детские. Развита и выездная служба. В столице действует единственная в стране система выездной паллиативной респираторной помощи. Сейчас это 17 выездных отделений, включая круглосуточную бригаду, работающую в режиме 24/7.

31 июля 2024 года был принят приказ № 673 «Об организации оказания паллиативной помощи взрослому населению в городе Москве». Что он изменил?

Этот документ подвел итоги четырех лет системной работы по выстраиванию паллиативной помощи в столице. Приказ четко определил зону ответственности каждого участника: кто и на каком этапе отвечает за пациента. Особенно важно, что в приказе установлен минимальный объем помощи, который должен быть обеспечен каждому паллиативному пациенту. Мы можем сделать больше, но не меньше. Наша задача — чтобы каждый получил все необходимое, в соответствии со своими индивидуальными потребностями. Бывают случаи, когда помощь уже не требуется — и не потому, что пациент умирает, а потому что его состояние стабилизировалось, боль купирована, и он наблюдается амбулаторно. В этом случае врачебная команда фиксирует улучшение, но пациент все равно остается под наблюдением. Если состояние вновь ухудшается, он обращается в Координационный центр, где помощь возобновляется. Мы живем в мегаполисе, где в системе здравоохранения работают сотни тысяч специалистов и сотни медорганизаций — разных форм собственности и ведомственной принадлежности. Приказ регулирует взаимодействие между ними, чтобы с самого начала и до самого конца пациент знал: за ним есть команда, есть система, и он не останется один на один с болью.

«Чтобы система была человечной, она должна быть прозрачной»

Как больной попадает в систему паллиативной помощи?

Если лечащий врач определил, что методы специализированного лечения заболевания исчерпаны, неэффективны, состояние ухудшается и прогнозируется неблагоприятный исход, он инициирует проведение врачебной комиссии, результаты которой передаются в Координационный центр паллиативной помощи: появился новый пациент. Если же человеку проводится специализированное лечение, например у онколога, но у пациента появился хронический болевой синдром, то помощь обеспечивают в Центрах амбулаторной онкологической помощи, где мы организовали специальные Кабинеты лечения боли, где пациенты получают симптоматическую терапию, не прекращая основное лечение. Никто не будет отправлять человека в паллиативную службу «на всякий случай», просто потому, что у него есть какой-то диагноз или возраст пациента велик, как это случалось раньше.

Что касается выбора между амбулаторной и стационарной паллиативной помощью, это совместное решение врача и пациента, ведь нередко пациенты паллиативной службы хотят находиться дома, в привычных условиях, в кругу родных.

Почему не сохранили старую схему: паллиативные койки в разных стационарах и отдельная выездная помощь, а объединили их в единую паллиативную службу города Москвы?

Наша задача — чтобы система была максимально удобной и понятной для пациента. Давайте сразу же проговорим ещё очень важный аспект: паллиативная помощь, по сути, состоит из нескольких частей. Первое — это медицинская помощь, то есть симптоматическое лечение. Это не только обезболивание: заболевание может сопровождаться тошнотой, одышкой, бессонницей, сложностями с глотанием. Вторая часть — это психологическая помощь и поддержка человека и его близких. Нередко это ещё и помощь социальной службы столицы.

Раньше выездная паллиативная помощь не могла обеспечить ни того, ни другого.

Развитием компетенций медицинского персонала паллиатива мы начали заниматься в 2024 году. После аттестации сотрудников выездной службы стало очевидно, что многие не умели грамотно проводить медицинские манипуляции, а волонтёры, конечно, могли поговорить с больным и его близкими, побыть рядом в трудную минуту, но не оказать медицинскую или психологическую помощь.

Очевидно, что обучение персонала в любой большой службе требует единого подхода, последовательности и системности. Локальные учебные центры с такой задачей не справятся. Поэтому в 2025 году мы запустили подготовку обучающих программ для специалистов паллиативной помощи на базе единого кадрового центра.

Вернёмся к теме человеческого достоинства. Для того чтобы обеспечить пациенту и его близким максимальный комфорт, помощь должна быть бесшовной. Переводя на немедицинский язык: больной и его родные не должны бегать с бумажками из учреждения в учреждение, это должно происходить внутри самой системы.

Вы говорите о цифровизации?

Разумеется. Цель цифровизации — обеспечить максимально индивидуальный и человеческий подход, чтобы пациент не обязан был хранить стопки анализов и назначений, бегать за врачами, чтобы встать с учёта на учёт и так далее, потому что это — наша забота. Сейчас врач паллиативной службы, получив обращение, сразу видит: какие были назначения, как развивалась болезнь, что происходит с пациентом, какие лекарства он принимает. Цифровизация позволяет нам помогать людям так, чтобы никто не был попросту брошен, например на год, без всякой помощи или, наоборот, фиксировать отказ в паллиативной помощи — бывает и такое.

Так, например, по итогам первой переписи паллиативных пациентов в 2024 году оказалось, что по итогам 2023 года в реестре пациентов, нуждающихся в паллиативной помощи, состояло на учёте около 15 тысяч пациентов, из них к 3 тысячам пациентов выездов паллиативных бригад не было более года. То есть люди просто потерялись из-за путаницы в непрозрачной системе.

А «Скорая», если ее вызывают, тоже видит данные о лекарствах и дозировках, которые назначены паллиативному больному?

Конечно. Более того, теперь разные медицинские учреждения и разные службы взаимодействуют между собой. Если к паллиативному больному выезжает «Скорая», эти данные передаются в паллиативную службу, и задача паллиативного врача, за которым закреплен такой пациент, разобраться, почему так произошло: происходит ли резкое ухудшение, как надо корректировать план помощи.

Разумеется, бывают ситуации, когда нужна «Скорая». У онкобольного может случиться, например, инфаркт. Боли могут быть связаны не только с осложнением онкологии, но быть следствием других, острых заболеваний. Полная база данных о пациенте и о его состоянии, конечно, помогает работать в части повышения качества помощи.

«Мы ориентируемся на потребности каждого пациента и его близких»

Мы заговорили о выездах к паллиативным больным, расскажите, как устроена эта часть службы.

За каждым таким пациентом закреплен врач паллиативной службы, который курирует самые разные вопросы, в том числе объясняет родным, как осуществлять уход. В какой-то семье может быть медик, который знает, как бороться с пролежнями, как поменять повязку. Другим семьям надо все это объяснять: и про памперсы, и про то, как больного поворачивать, и про энтеральное питание, если человек уже не может принимать пищу самостоятельно. Именно поэтому в паллиативной службе так много среднего и младшего медицинского персонала, которому врач может делегировать часть обязанностей. Пациент и его близкие знают, что, если есть вопросы, если происходит ухудшение, есть паллиативный врач, которому можно позвонить в любой день, который регулярно навещает их, всегда поможет и подскажет. И пациент, и родственники понимают конкретную дату очередного визита врача или медицинской сестры. Четкая, понятная система планирования визитов удобна и важна для всех.

Если пациент наблюдается паллиативной службой, то у него и его близких есть телефоны круглосуточной диспетчерской службы. Круглосуточная выездная бригада работает без выходных и праздников — это важный принцип работы, чтобы ни один больной в столице не корчился от боли только потому, что сегодня воскресенье. Именно в онкологических центрах данное направление работает без выходных и праздников, а ведь онкологи обеспечивают выписку почти 30 % из всех рецептов на наркотические и сильнодействующие препараты для лечения хронической боли.

Наша задача — не просто обезболить человека тогда, когда это надо, в том числе в выходные и праздники, а понять, почему ухудшается его состояние. Именно поэтому мы не признаем людей паллиативными больными дистанционно, без осмотра врача или по телефону: ни один колл-центр не имеет права ставить диагноз и прогнозировать исход заболевания, потому что речь идет о жизни и смерти. Ежедневно в координационный центр поступает порядка 200 заявок на оказание паллиативной помощи, и все они отрабатываются.

Центр Паллиативной помощи на улице Академика Миллионщикова
Центр Паллиативной помощи на улице Академика Миллионщикова

Как происходит взаимодействие московской паллиативной службы с другими лечебными учреждениями, например, с федеральными, ведомственными больницами, частными клиниками?

Создание единой столичной паллиативной службы и оцифровка всех данных помогли всем москвичам, не только тем, кто проходил лечение от онкологии в столичных учреждениях. Теперь та же ведомственная или частная поликлиника, если врачи видят, что состояние пациента ухудшается, методы лечения исчерпаны, больше не направляет родственников обивать разные пороги, а обращается в наш Координационный центр. Задача Координационного центра — это помощь в маршрутизации, передача данных о таких больных в систему паллиатива, где ему окажут всю необходимую помощь в гарантированный установленный срок в зависимости от срочности её начала. Кто был собственником клиники, где шло лечение до этого, не имеет никакого значения. Так, за 2024 год только в стационарные паллиативные отделения было переведено из разных стационаров более 2 тыс. взрослых пациентов, из которых 50 — из частных клиник, 8 — из федеральных, а 12 пациентов были переданы в паллиативную службу из социальных учреждений.

Более того, москвичи могут легко подгружать данные обо всех своих обращениях в любые учреждения в единую медкарту — не надо хранить бумажную документацию.

В начале нашего разговора Вы рассказали, что кадровый вопрос в паллиативной службе, в том числе и наличие необходимых компетенций, актуален, при этом такой специальности не учат в ординатуре. Как теперь происходит обучение?

Мы снова возвращаемся к понятию стандарта паллиативной медицинской помощи. Стандарт — это не бумажка за чьей-то подписью. Это — опыт, на основе которого мы делаем выводы, какого качества должна быть медицинская помощь в той или иной сфере. У паллиативной службы есть своя специфика: например, врач должен уметь определять степень боли у пациента, который не может уже озвучить свои страдания вербально. Поэтому мы создали Учебный центр, где действующие врачи перед переходом в паллиативную службу проходят специальное обучение, в том числе через моделирование практических ситуаций: обезболивание больного, общение с его родными и так далее. Ведь, к сожалению, для центра паллиативной помощи «текучесть кадров» — крайне актуальная проблема. Ежегодно по итогам 2022 и 2023 годов до 30 % состава медицинских работников увольнялось, и центр набирал новых специалистов, которых обязательно нужно было обучать, адаптировать, поддерживать. В противном случае — люди просто продолжат уходить из системы. Стандарт позволяет четко структурировать план: кого и чему мы учим, как часто — и реализовать это качественно.

Мы с Вами уже говорили, что у паллиативных больных могут случиться заболевания помимо основного диагноза: инсульт, отказ почек, другие проблемы. Как эта помощь оказывается в хосписах?

Раньше паллиативных больных перемещали по городу в профильные стационары, что, опять же, приносило им лишние страдания. Сейчас ряд паллиативных отделений имеет свою специфику: например, по гемодиализу, респираторной поддержке, трансфузиологии…

И снова — про жизнь

Лесная дорожка и белое здание. Сегодня соседство с хосписом уже никого не смущает — времена, когда онкологических больных считали «заразными» или старались не замечать, остались в прошлом. Миры больше не изолированы — по крайней мере, в столице. В хосписы продолжают приезжать волонтеры и священники, а вместо дорогих подарков хорошим тоном стали пожертвования в благотворительные фонды. Когда мы говорим о пациентах хосписа, то часто фокусируемся на страданиях, физических симптомах и финале. Но путь московской паллиативной помощи — от волонтерской инициативы до государственной системы, ориентированной на потребности человека — это прежде всего путь жизни и достоинства. И теперь за это достоинство не нужно бороться в одиночку. У московского паллиатива есть лица: врачи и психологи, выездные бригады и стационары. И, пожалуй, бороться все-таки есть за что. За жизнь — даже если не знаешь, сколько ее осталось. За качество этой жизни. За право человека на спокойствие, заботу и уважение. Кто-то умеет держать за руку в последние дни. Кто-то профессионально ухаживает, чувствуя малейшее ухудшение. А кто-то — создает систему, в которой все это возможно. Москва объединила всех — первых, вторых и третьих. И продолжает делать это каждый день.

Беседовала Ольга Обыденская