Как художники и скульпторы используют VR-технологии: экскурсия по фиджитал-галерее «Охра»
Две выставки открылись в новом культурном пространстве «Охра» в Санкт-Петербурге. Главная задача галереи — исследовать и показать новые возможности культуры и искусства, которые дают цифровые технологии, в том числе VR, AR и MR. Площадка позволяет размещать художественные произведения не только в привычном пространстве экспозиции, но также в виртуальной, дополненной реальности или же во всех форматах сразу.
«Бестиарий 21 века. Трансформации»
На выставке представлены работы петербургских скульпторов Антонины Фатхуллиной и Вильгения Мельникова. Они обращаются к самой сути бестиария как средневекового формата познания устройства мира. В этом сборнике рассказывается о реальных и фантастических животных, птицах, рыбах и других живых существах.
«Люди в Средневековье жили в рамках совершенно иной парадигмы — богоцентризма. Дело в том, что каждое существо из бестиариев своей духовной сутью соотносилось либо с Христом, то есть с добродетелью, либо с дьяволом, то есть с пороком. И физиология тут уже совсем не важна или далеко не первична, так как любая персона бестиария есть набор знаков, способных порождать отдельные высказывания или даже целые тексты. Причем знаков амбивалентных, поскольку едва ли не каждый персонаж рукописи может обозначать и порок, и добродетель, — отмечает куратор галереи Ксения Макаренко. — Часто персонажей изображали не такими, какие они есть в реальности, потому что редкий персонаж в Европе имел честь видеть реального слона или тигра, равно как и грифона с фениксом. А те немногие, кто таки имел удачу путешествовать, частенько неверно описывали местную флору и фауну как фантастическую, где обитают диковинные люди и звери (типа скиаподов — одноногих людей с огромной ступней, которой они в том числе могли прикрываться от палящего солнца, или блемий — с лицами на груди и ближе к плечам). Кроме того, в бестиариях можно было увидеть мифических существ — единорога, грифона, феникса. Средневековый люд воспринимал их как реальных персонажей мира сего, живущих где-то там, на окраине мира, то есть на ойкуменах. Дележки на фантастических тварей и реальных мирских никогда не было, для средневекового человека они были одинаково реальными».
Экспонаты современного «Бестиария» на выставке представляют собой диковинных существ — зашифрованный набор символов, которые объясняют нечто ранее невиданное. Антонина Фатхуллина работает с металлом. Экспериментируя с большой и малой формой, она создает объекты, которые сейчас украшают улицы разных городов по всему миру. На выставке представлены ажурные конструкции скульптора, созданные в технике сварки, и металлические объекты, покрытые тканью. На них изображены люди, фигурки кукол и другие живые существа, например бабочки. Для того, чтобы сделать реалистичные слепки, скульптор специально купила коконы насекомых и следила за их развитием у себя в мастерской.
«Бабочки вылупились из кокона прямо под Новый год, когда на улице было минус 30. Это было что-то удивительное. Я даже не знала до этого, что новорожденные бабочки не едят сами, их надо заставлять есть, и при этом быть аккуратным, чтобы не оторвать им случайно голову», — рассказывает Антонина Фатхуллина.
Вильгений Мельников занимается экспериментальной скульптурой — он выдувает объекты из металла, а потом сжимает их под прессом. В результате получаются скульптуры разного размера. Работы мастера на выставке объединены единой темой — рождение мира.
«Я представил на выставке несколько работ, сделанных в разные годы. Специально для экспозиции я создал Адама и Еву. Адам сидит на кресле и наблюдает за трансформацией мира, Ева же стоит в неестественной позе, как будто сломавшись под тяжестью своего греха в прямом смысле этого слова. И Адама, и Еву я деформировал с помощью экскаватора. В моем понимании это максимально честно, потому что каждая складка на их теле создана не искусственно.
Мне вообще неважно, как в результате будут выглядеть мои работы. Гораздо важнее для меня ощущения, которые я от них испытываю. Я хочу, чтобы посетители галереи, которые ничего обо мне не знают, глядя на мои работы, что-то почувствовали», — говорит Вильгений Мельников.
Особенность этой выставки в том, что она продолжается в виртуальной реальности. И, главное, в смешанной реальности. Если надеть специальные очки, то можно увидеть, как физические объекты и скульптуры с выставки «оживают» и обретают «голос» в цифровой реальности.
«Таким образом, VR (виртуальная реальность), AR (дополненная реальность) и в особенности MR (смешанная реальность) герметично замыкают грань реального и мифического, реального и виртуального. Они представляют многоуровневую архитектонику культуры не просто как контент, а проживая и переживая ее как опыт», — добавляет куратор галереи Ксения Макаренко.
«Цифровая гидра»
Вторая выставка «Цифровая гидра» продолжает тему первой. В Античности гидрой называли многоголовое чудовище, которое невозможно убить. Сейчас такой сущностью, по мнению куратора выставки, стали цифровые технологии.
«Мы показываем, как цифровые технологии множат свои мультимедиа-головы на нашей выставке. Глобально здесь исследуется тема человека, технологий и возможности их совместного сосуществования. Медиа-арт — это вообще довольно широкая область экспериментальной художественной практики, в основе которой лежат технологии, и подвидов в этой сфере существует огромная масса — от видео-арта, глич-арта, саунд-арта через Science Art к всевозможным метавселенным, не-играм и NFT. И каждый такой “подвид” так или иначе задается вопросом о месте человека в мире новых технологий. Тем более сегодня, когда появились робототехника, нейросети и искусственный интеллект. Выставка пытается ответить на этот вопрос», — рассказывает Ксения Макаренко.
Выставка «Цифровая гидра» собрала принципиально разные произведения медиахудожников из Санкт-Петербурга и Москвы: «не-игры» от KZ gallery, медиаинсталляции от Александра Малышкина, видео-арт от дуэта DIMITRIEV & YANAK, фиджитал-объекты от Lenor и Катарины Кано. Всех авторов объединяет работа с цифровыми технологиями. Инсталляции, созданные художниками в рамках проекта, тоже иммерсивные и предполагают взаимодействие посетителей с ними.
В центре зала находится работа художницы Елены Мухаметовой (Lenor) «Цифровые цветы тоже вянут». Она состоит из настоящей виноградной лозы и цветов, созданных при помощи 3D-печати. На каждом цветке есть QR-код, если отсканировать его, то можно увидеть цикл развития растений и даже услышать, как они звучат по мнению Мухаметовой.
«Когда я создавала эту инсталляцию, то думала о том, что у нас есть физическая жизнь, и цифровая. Каждый так или иначе существует в цифровом пространстве: мы общаемся в чатах, отправляем голосовые сообщения, записываем сторис — и таким образом создаем цифровой массив данных. Все говорят о создании в скором времени искусственного разума, который будет поглощать эту информацию. Образ человечества у него будет основан на этих данных и этих мелочах. Я считаю, что нужно быть аккуратным в том, что вы выкладываете в интернете, и следить за чистотой вашего второго ”я”, которое существует в Сети», — комментирует Елена Мухаметова (Lenor).
На выставке продемонстрированы и несколько работ художницы Катарины Кано, в их числе — «Спиритический сеанс» и «Кукла чревовещателя». «В моем творчестве прослеживается тема изоляции от глобальной информации. Работа “Спиритический сеанс” показывается как альтернативный способ получения информации, а “Кукла чревовещателя” для меня о том, как в условиях изоляции от информации что-то или кто-то может говорить чужим ртом», — делится Катарина Кано.
VR-музей в «Охре»
Помимо фиджитал-выставок, в «Охре» можно посетить VR-музей. Там посетителям предлагают надеть очки виртуальной реальности и с их помощью увидеть не только виртуальные художественные произведения, но и специально созданные и оцифрованные для музея выставки, и даже побродить внутри них одному или вместе с другими зрителями.
«Мы понимаем, что идем путем первопроходцев — мы предлагаем посмотреть не развлекательный, а именно художественный контент в VR и это достаточно ново для зрителя. При этом мы сталкиваемся с уже сложившимися стереотипами того, что такое VR и для кого он. У нас он для любого зрителя, готового воспринимать современное искусство.
Так сложилось, что сейчас VR больше развивается в Петербурге, чем в Москве. Возможно это потому, что художнику легче и дешевле начать создавать свои произведения в VR — это важно для петербургских художников. И еще потому, что москвичи сейчас нацелены на другие форматы медиаискусства, которые стоят достаточно дорого, их могут увидеть большое количество людей и поэтому их можно показать на больших фестивалях. С VR сложнее сделать масштабные инсталляции для фестивалей, но это возможно — мы принимали участие в международном фестивале светового и медиаискусства “Ночь света” в Гатчине в 2024 году и там видели колоссальный интерес со стороны зрителей к нашей локации с VR.
Поэтому мы убеждены, что сейчас уже можно и нужно и создавать, и смотреть искусство в VR. Это как YouTube 2002 года — тогда мало кто понимал зачем и для кого он, а потом время показало, что за ним будущее», — считает основатель галереи «Охра» Роман Ницык.
Выставки «Бестиарий 21 века. Трансформации» и «Цифровая гидра» будут открыты до 1 декабря в фиджитал-галерее «Охра» (Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 37).
Автор: Ирина Филиппова