Артур Кривошеин
Артур Кривошеин Фото: Евгения Филатова

Вы работаете в направлении абстракционизма, тем не менее метод, который вы использовали в рамках выставки «Перепутанные праздники», относите к сюрреалистическому понятию «автоматизм». Что про вас больше — сюрреализм или абстракционизм и почему? Вдохновляетесь ли вы какими-то авангардистами прошлого?

Безусловно, абстракционизм мне ближе всего. С самого начала своего творческого пути я пытаюсь соединить фигуратив и абстракцию в идеальных пропорциях в своих работах. Зачастую это рецепт самого сюрреализма. Этим летом мы работали в паре с моим другом, художником Владом Мальцевым, который как раз больше про фигуратив, и мне стало видно, насколько сюрреалистичными выходят наши картины — взять хотя бы «Аппетитный взлет» или «Фруктовую колоннаду». Да и мои абстрактные полотна сами по себе ушли в некий сюр. Ты видишь образы, фигуры, но в то же время они растекаются у тебя на глазах, улетучивается первоначальное впечатление, ты видишь что-то иное.

Илья Машков, Михаил Ларионов и Петр Кончаловский давно уже любимы мной как художники-авангардисты. Мне нравится их почерк и легкость письма, несмотря на громогласные события тех времен. Именно поэтому мы с Владом организовали совместную группу. Настроение нашего тандема чем-то напоминает мне атмосферу вокруг работ указанных выше мастеров.

Окончательный исход той или иной работы вам никогда не известен — как вы тогда выстраиваете свою работу над созданием полотна?

Когда я начинаю работать над новой картиной, в ход идет все, что попадется под руку. Использую и пробую все материалы, которые есть у меня в наличии, соединяю, закрашиваю. Раньше я делал эскизы, но в процессе понял, что никогда не придерживаюсь изначального плана, поэтому я сразу начинаю работать с холстом, не зная точно, какой будет результат. Тут главное — понимать, когда стоит остановиться. В случае с картинами мне это всегда легко удавалось.

Работы на вашей последней выставке посвящены тому, как меняется сегодняшняя жизнь, уклад, ценности и даже слова. Как эти изменения отражаются в вашем творчестве и как вы сами к ним относитесь?

Я тяжело переношу какие-либо изменения, но они неизбежны. Мне нравится ностальгировать. Ностальгия — это своего рода стабильность, стержень внутри тебя, который помогает не сойти с ума в бурно меняющемся и неспокойном мире. Прямо пропорционально все это влияет и на мое творчество. Если, допустим, раньше мои названия к полотнам как-то перекликались с самим изображением, то сейчас это зачастую не соответствующие изображению фразы или слова, которые уже нужно подтягивать текстом и объяснять смысл, потому что они рождаются как реакция на определенные события.

Вы работаете и индивидуально, и в рамках арт-группы «2КМ» с Владом Мальцевым. Что легче и что вам больше нравится?

Мне одинаково интересно и в группе, и индивидуально. Я все-таки больше командный игрок. У себя в студии, дома и в семье работаю не один. Мне помогает Алина — моя жена, философ по образованию. Она мой куратор и критик. Если выйти за границы холста и того, что на нем происходит, мой подход к работе достаточно структурирован.

Сейчас многие художники делают коллаборации с брендами или создают совместные работы. Как вы относитесь к этому, меняетесь ли вы как художник, работая в паре?

Всегда нравилась данная практика, какого бы уровня ни был артист, бренд или организация — это замечательный опыт, выход из зоны комфорта. У меня есть совместные картины со Стасом Фальковым, Николаем Кошкошем, Владом Мальцевым. Сейчас я работаю в одной студии с Андреем Бергером. И, хоть мы с ним не делали совместных проектов, его творчество и подход к работе оказывают на меня сильное влияние, за что я очень ему благодарен. Его деятельность меня вдохновляет. Если я и меняюсь в таком случае, то только в лучшую сторону.

Беседовала Александра Адаскина