Роман Сакин 
Роман Сакин  Фото: Катя Анохина

Сейчас в Туле проходит выставка «Афинская школа». Что это вообще такое — афинская школа?

Первая выставка с таким названием открылась в Pechersky Gallery в 2015 году. Это был рассказ о якобы сохранившейся до наших дней афинской школе, которая существуя все эти века в маленьком провинциальном городке России. В ней нет ничего от античности, и она вынужденно создала свое самобытное учение. Учение о познании мира с нуля, из условия полной неосведомленности о нем. На выставке был показан интерьер этой школы, три помещения: учебный класс, столовая и спальня.

Это был первый этап выставки, а через несколько лет мне предложили в мастерских Третьяковки придумать свой курс. И я решил превратить эту мистификацию об афинской школе в реальность. Мы открыли настоящую афинскую школу, куда дети приходили учиться.

Чем они там занимались?

Каждый урок в моей школе делился на четыре этапа: прогулка, обед, тихий час и труд. В начале дня давалась тема, и все четыре урока были посвящены этой теме. Например, была такая тема: самое прочное и самое хрупкое. На прогулке ученики искали прочные и хрупкие вещи. Прочным был Крымский мост, а хрупкими — пустые стеклянные бутылки, которые мы и разбили. На обеде надо было делать скульптуры из еды, и после презентации их можно было съедать. В этот день ученики делали что-то очень хрупкое и некрепкое, и, наоборот, что-то очень прочное из еды. Во время тихого часа надо было лежать на ковриках и думать о теме дня и об объекте на тему дня, который нужно будет сделать на уроке труда. Так школа просуществовала один год. 

Как это связано с искусством?

Мистификация превратилась в реальность, моя инсталляция стала реально существующей школой. Меня очень интересуют другие способы демонстрации искусства. В отличие от обычной выставки, где на стенах висят картины, а на полу стоят объекты, школа с реально существующими уроками, которая и есть произведение искусства, — это что-то новое. 

Какова роль коллекционера в жизни художника?

Для меня роль таких людей очень важна. Можно сказать, что они занимаются спасением произведений искусства, когда покупают инсталляции у художников целиком. Потому что инсталляции — это огромное количество предметов, и большую часть времени они хранятся порознь в разобранном виде. Обычно что-то теряется или ломается, какие-то предметы продаются отдельно… А если инсталляция хранится в чьей-то частной коллекции, это гарантирует ее сохранность. Это редкость.

Получается, коллекционер — это хранитель произведения искусства и его проводник до зрителя. В вашей жизни бывало так, что коллекционеры с этой задачей не справлялись?

Честно говоря, я даже не знаю, кто купил большинство моих работ, где они хранятся после продажи и в каком состоянии. У меня просто пропадают работы, а вместо них появляются деньги. Это похоже на суррогатное материнство. В России достаточно мало коллекционеров, которые работают как институция, показывая широкой публике свои коллекции и создавая частные музеи. А еще очень часто эти люди вообще не называют себя коллекционерами — они анонимно покупают искусство себе домой, для интерьера.

Вам не обидно расставаться со своими работами?

У меня к этому двоякое отношение. Иногда жалко — когда хочется пожить с только что созданными произведениями. С другой стороны, работы занимают очень много места. А ведь его необходимо расчищать, чтобы появлялось пространство для новых работ. В таких случаях бывает даже приятно расставаться с чем-то старым. Но, честно: было бы у меня бесконечное пространство для хранения работ и бесконечное финансирование, я бы никогда ничего не продавал.

Почему ваше внимание привлекла именно тема античности — если вернуться к разговору про «Афинскую школу»?

На самом деле, это история не про прошлое и не про корни. Моя школа — футуристический проект, меня не зачаровывает архаика. Архаика — только внешняя маскировка. Структура моей школы отвергает какие-либо учения людей прошлого. Ученик этой школы смотрит на мир как в игре Minecraft: ему надо понять, как тут все устроено и что тут нужно делать. 

Ученикам «Афинской школы» предлагается узнать все это, не пользуясь открытиями других. Все учения великих философов и писателей в таком мире как бы не должны существовать. Например, мы смотрим на дерево как на непонятный коричневый столб с зелеными тряпочками на нем, пытаемся изучить эту непонятную конструкцию. В общем, моя школа — это отрицание прошлого. Я за познание мира с нуля.

Беседовал Алексей Черников