Выставка «Седьмое небо» памяти Дмитрия Маркова — фотографы должны доказывать реальность
Это первый персональный проект Маркова с тех пор, как его не стало. Как родилась задумка этой выставки? Возникали ли сложности при ее подготовке?
Лилиана Маррэ: Мы с Димой были знакомы с 2019 года. До этого с фотографией мы системно не работали. Единственный фотограф, который у нас был представлен, — это Валерий Кацуба. Его фотография — совершенно другого типа, это «новая академия». Но мы сразу поняли, что работы Димы — действительно что-то очень крутое.
Тогда он работал с дилером, который находился во Франции, и утвержденная технология, по которой печатались работы, была недоступна в России. Когда Дима перестал работать со своим французским агентом, мы встретились с ним и подписали дилерское соглашение. Мы выкупили работы, которые были у него во Франции, чтобы вернуть их в Россию, и начали планировать наше сотрудничество. Но проект в итоге пришлось отложить из-за событий 2022 года.
Мы продолжали показывать коллекционерам те работы, которые у нас были, и согласовывать проведение серии выставок с региональными музеями. Это процесс не быстрый, музейное планирование в отличие от галерейного гораздо сильнее растянуто во времени. Лишь в ноябре 2023-го мы встретились с Димой, посмотрели наш выставочный план и поняли, что ждать какого-то оптимального времени для проведения выставки уже просто нет смысла. Он начал придумывать концепцию, готовить материал. Выставка была запланирована на конец мая, а «защита» концепции — на конец февраля. Но меньше чем за неделю до назначенной даты Димы не стало.
И поэтому галерея по этическим соображениям перенесла выставку?
Это было не совсем так. Мы все были в состоянии шока и не знали, что делать дальше. Возникли новые организационные вопросы, которые нужно было решить. Мы еще не были знакомы с наследницей Димы, его родной сестрой Татьяной. Познакомились мы через три недели после его смерти. Ей сразу же стало поступать много информации с разных сторон, и она относилась очень осторожно ко всем запросам. Созвонившись несколько раз, мы приняли решение все-таки делать эту выставку и не отступать от намеченного плана.
Что в концепции выставки осталось от первоначальной идеи Дмитрия?
Владислав Ефимов: Его идея, конечно, была немного переосмыслена. Он работал в двух современных и выигрышных форматах.
Во-первых, это книги. Книжный формат позволяет создать тематическое высказывание в фотографии. Появляется последовательность и тактильность, необходимая тому типу фотографии, которым занимался Дмитрий.
Второе — интернет-формат. В нем он был первопроходцем. Дмитрий стирал границы и создавал длинные высказывания. Поэтому надо рассматривать нашу выставку, исходя из того, что он занимался особыми вещами — путешествиями, освоениями пространства (как географического, так и художественного). Я надеюсь, что с региональными музеями мы тоже будем делать его выставки, потому что есть на это спрос, к этому есть интерес. Этот автор заслуживает колоссального внимания.
Выставка живущего автора, который сам создает свой проект, и кураторский проект, — это абсолютно разные вещи. У Димы, по его словам, был материал, который он планировал показать, с новой концепцией, которую он должен был нам презентовать. И обычно наши выставки на 90% — это авторское высказывание ныне живущих художников. С наследием мы практически не работаем.Но выставка, которая получилась, — совершенно другая. Их нельзя связывать между собой, это разные вещи. Ефимов: Да, автор сделал бы все по-другому. Наша выставка — это скорее музеефикация. Это так же интересно, как и авторское высказывание. Потому что это добавляет к двум-трем авторским форматам взаимодействия с публикой еще один — архивный. Он более спокойный и предлагает более вдумчивый взгляд на работы Дмитрия.
Как Дмитрий повлиял на сегодняшнее российское фотоискусство?
Ответить на этот вопрос сложно. Потому что нет сегодня какого-то единого «фотоискусства» в России, оторванного от современного искусства.Я бы не называл Дмитрия срединным словом «фотохудожник», он именно путешественник, документалист, человек, который постоянно нам что-то доказывал. В его фотографиях — преодоление пространства, какая-то концептуальная позиция. Почему концептуальная? Потому что Дмитрий работал с современными медиа, а в документальной фотографии важно даже не то, что ты делаешь, а то, для какого пространства, для какого освещения своей позиции ты это делаешь. Иными словами, что ты хочешь доказать. Из этого вытекает и качество работ.
Позиция Дмитрия — гуманистическая. Он показывает нам: вот люди, вот преодоление, вот пространство, некое общее поле, в котором мы все находимся. И каждый человек, который смотрит на его работу, сам себе доказывает очень многое. В этом важная функция искусства: оно не дает нам ответа на какие-то вопросы, оно нас подталкивает ко внутреннему разговору с самим собой, с пространством, с фигурой автора.