Молодые художники — о красоте, жестокости и личности
Жесткие границы и искусство баланса
Сталь и капрон в работе молодой художницы Елены Суровой символизируют жесткие границы и желание их нарушить. Металл — это ограничения, в которых часто живет человек, а капроновая ткань символизирует гибкость и желание вырваться за пределы структур. Ребра куба прочны и нерушимы, но внутри него находится эластичный материал, который может менять форму, подстраиваться при определенном давлении, даже внутри жестких рамок. Так автор сообщает, что сила — в искусстве балансировать и создавать новое.
Вуайеризм в эпоху соцсетей
Художница Ярослава Евсевлеева размышляет на тему степени проявления личности в публичном пространстве. Может ли современный человек сохранять личное пространство в эпоху интернета, соцсетей, баз данных и видеонаблюдения. И хочет ли? Транслируя фрагменты собственной жизни добровольно, он ставит окружающих в положение подглядывающих через замочную скважину, делает наблюдателями иногда против их воли. Но способен ли этот человек разглядеть самого себя?
Люди, которые играют в игры
Термин «ретроградный анализ» в шахматной игре означает определение предыстории заданной позиции. Художница Елена Извольская предлагает определить, сколько ходов совершило человечество в той или иной партии. Количество клеток и фигур на семи разных досках разное, и это дает почву для размышлений над трансформацией норм морали и этики. Люди вынуждены играть в игры каждый день, но, в отличие от классических шахмат, правила повседневных игр постоянно меняются.
Место человека в современном мире
Действие трех представленных полотен происходит в стенах родного для художницы Анастасии Курочкиной вуза — МГАХИ им. В. И. Сурикова. Мастерская, аудитория, лифт прописаны довольно реалистично и узнаваемо, а вот люди — обезличены, их силуэты обведены одной линией, как будто они — фантомы. Таким способом художница размышляет о ритме современного мира, непрерывности процесса жизни и месте человека и его личности в этом потоке.
Новые технологии на службе у классических сюжетов
Художница Марина Моторная исследует сочетание традиционных методов создания театральных декораций и самых новых технологий. Герои оперы «Альцина» переживают превращения из-за колдовства, поэтому в сценографии этой постановки часто происходят смены декораций. Художница отразила системы механизации сцены в своем макете. Также демонстрируется занавес, эскиз которого был создан с помощью нейросетей, а непосредственно печать по ткани проводилась в мастерских Большого театра.
Цветы добра
Алика Галимова, вдохновленная афоризмом о красоте в глазах смотрящего, противопоставляет ее боли и насилию, которые есть в современном мире. Художница предлагает сместить фокус внимания с темных моментов жизни на светлые аспекты: «Если насилие порождает насилие, значит, и с красотой станет так же», — считает автор триптиха, изображающего ярко-розовые цветы.
Агрессия во взаимоотношениях с близкими
Скульптура из фарфора посвящена проблеме агрессии во взаимоотношениях между близкими людьми. Клумба символизирует человеческие связи, создаваемые на протяжении всей жизни, а смятые цветы — последствия проявленной агрессии. Хрупкие цветы, для выращивания которых потрачено много сил, вмиг погибают. Автор предлагает задуматься, как неконтролируемая вербальная агрессия в адрес близких людей сказывается на отношениях с ними.
Подготовила: Ирина Седова
Выставка продлится до 8 декабря.
Чат-бот с экспонатами выставки и личными комментариями художников по ссылке.