Никита DUSTO, «Ракушка»
Никита DUSTO, «Ракушка» Фото: пресс-служба Inloco

Практика экспонирования работ уличных художников в галерейных и музейных пространствах возникла примерно тогда же, когда появился и сам стрит-арт. Пожалуй, первыми галерейными звездами, имевшими за своими плечами уличный опыт, можно назвать Жана-Мишеля Баския и Кита Харинга — с легкой руки Энди Уорхола они влились в светский художественный мир и оказались на волне коммерческого успеха. А всемирно известный Бэнкси и вовсе носит звание аукционного рекордсмена.

Российский стрит-арт не отстает. Например, в 2020 году Русский музей в Санкт-Петербурге представил проект «Поколение тридцатилетних в современном русском искусстве». Для уличного искусства это было событие — впервые институция собрала так много молодых авторов в одном проекте. Там же, но в августе 2024 года, была открыта выставка «Весть», среди экспонентов которой оказались объединение 10.203, Максим Има, Сергей Xeato и Никита Nomerz. А в 2023 году столичный ММОМА показывал персональный проект Анатолия Akue «Урожай» и ретроспективу Вовы Перкина.

И сейчас на каждой второй или третьей выставке совриска представлены художники с уличным бэкграундом. Но по сей день, отмечает искусствовед и главный куратор Стрит-Арт Хранения (САХ) Алина Зоря, студийное творчество уличных художников вызывает ожесточенную дискуссию, а само право художника на институционализацию подвергается сомнению. «Стало ли выставок уличных художников в галереях больше? Думаю, что нет. Другое дело, что галереи изменились, а интерес широкой аудитории сильно возрос. Прежде уличные художники выставлялись в андеграундных пространствах, галереях „для своих“, которые специализируются именно на уличной культуре, порой даже в небольших зальчиках при граффити-маркетах. Сегодня можно говорить о том, что работы художников с уличным бэкграундом все чаще выставляются в „модных“ галереях современного искусства, которые не ассоциируются строго с уличным направлением», — говорит эксперт.

Один из таких примеров — персональная выставка художника Никиты DUSTO «Счастливого пути», которая с 28 февраля по 20 апреля проходит в столичной Ruarts Gallery в сотрудничестве с Inloco. Примечательно, что эта галерея уже около 10 лет систематически и регулярно сотрудничает с художниками «уличной волны». А Inloco больше двух лет выставляет русских художников уличной волны в Дубае. К тому же в Москве с 2014 по 2023 год проходила первая — и пока что единственная в мире — биеннале уличного искусства «АРТМОССФЕРА», на которую съезжались художники не только локальной арт-сцены, но и зарубежной.

Никита DUSTO, «Слова из песни»
Никита DUSTO, «Слова из песни» Фото: пресс-служба Inloco

«И правда, уличного искусства вне улиц становится больше. Я думаю, что это связано и с развитием арт-рынка в целом, и с тем, что галереи стали обращать внимание на художников из субкультуры уличного искусства, а художники стали активнее и уже системно подходят к своей профессиональной карьере, — говорит глава платформы „Сабстанция“ и соосновательница биеннале уличного искусства „АРТМОССФЕРА“ Сабина Чагина. — Наша биеннале вывела очень многих игроков уличной сцены в мир современного искусства. И проекты, последовавшие за ней, только усиливали этот эффект. Немаловажным стало и наше партнерство с галереей и фондом RuArts, которое до сих пор продолжается».

К тому же уличный художник, даже если он уже работает в студии, все равно будет считаться уличным, ведь свой путь он начинал именно там. В среде их называют «художниками с уличным бэкграундом» или «художниками уличной волны». Для таких авторов улица становится в каком-то смысле «школой», которую они проходят. Как подчеркивает Сабина, это не про экстрим, а про навык работы с пространством, его ощущение. «Так художник работает не для „белого куба“, а вписывает свою работу в городскую среду. И очень часто он может делать что-то и на улице, и в студии. То есть это все может существовать вполне себе параллельно».

Искусствовед и куратор дубайской галереи Inloco Надежда Ковалева подтверждает — тенденция включения уличных художников в галерейный пул авторов существует как на российском, так и на международном рынках. По ее словам, на это подталкивает комплекс причин, в том числе естественный ход развития уличного искусства и переход многих авторов из пространства улицы в студийное творчество, коммерчески успешные случаи продаж работ уличных художников в лице уже упомянутых Баскии и Бэнкси.

«Исторически на становление уличного искусства в тех направлениях, что мы наблюдаем сегодня, повлияло два события второй половины 60-х годов. Из студенческих протестов в Париже в 1968 году появился стрит-арт и способ работы с трафаретами для быстрого распространения изображений. А ущемление прав определенных классов в Нью-Йорке привело к разрастанию тэгов по фасадам домов и целых районов, становясь маркером территорий и голосом людей. Прошло много десятилетий, и сегодня уличные авторы могут работать с историей или ландшафтом места, создавать легальные работы для фестивалей уличного искусства, которые уже более 13 лет проходят в различных регионах России», — объясняет собеседница «Сноба».

Таким образом, искусство уличной волны становится одной из форм диалога с историей города и его жителями, добавляет Надежда. В студийном творчестве художники уличной волны зачастую продолжают работу с узнаваемым стрит-стилем и часто прибегают к экспериментам — например, наносят краску баллончиком или аэрографом, грунтуют холст штукатуркой, повторяя фактуры стен, работают с найденными объектами вместо ровного холста. На вопрос «Сноба» о процентном соотношении роста репрезентации уличных художников в галереях эксперты в один голос ответили, что такой статистики никто не ведет. Но все же сошлись во мнении, что количество авторов с уличным бэкграундом выросло — если судить по ощущениям и тому, что мы видим последние годы хотя бы на ярмарках современного искусства.

Алина предполагает, что уличные художники занимают в среднем четверть пула заявленных художников-экспонентов, а Надежда навскидку называет рост числа уличных авторов в два-три раза за последние пять лет. Сабина же уверяет — каким бы ни был этот процент некоторое время назад, невооруженным взглядом видно, что он растет от года к году.

«Сноб» поговорил с уличными художниками, которые выставляются в галереях современного искусства, чтобы узнать их мнение об этой тенденции.

Никита Dusto

Выставлялся в культурном пространстве Ц-1 (Москва), Ruarts Foundation (Москва), Inloco Gallery (Дубай), One’s Mind Gallery (Санкт-Петербург)

Никита DUSTO (слева), работа Никиты DUSTO «Дом»
Никита DUSTO (слева), работа Никиты DUSTO «Дом» Фото: Сергей Красавин / пресс-служба Inloco

Почему ты решил сотрудничать с галереями, если занимаешься уличным искусством?

Я думаю, что одно другому — работа на улице и репрезентация в галерее — совершенно не мешает. Моя цель — показать свое искусство, остальное — это только способы и методы. А если говорить в контексте коммерции, то это всегда шло параллельно деятельности на улице. Неплохой способ заработать денег. И уживаться это может очень даже отлично.

Чувствуя галерейную поддержку, можешь сказать, что сегодня — хорошее время для уличных художников?

Думаю, сейчас хорошее время придумывать новые способы работы с улицей и разрабатывать новые подходы. Еще я вижу, что стрит-арт интересен многим институциям за счет своей живости. Галереи помогают масштабировать и реализовывать задумки, которые не всегда можно осуществить на улице.

Никита DUSTO, «Вид из окна»
Никита DUSTO, «Вид из окна» Фото: пресс-служба Inloco

Уличный художник должен творить на улице и только на социальные темы? Или, если он работает с другими тематиками и делает что-то на холсте/бумаге так же часто, как на стенах города, он уже не может считаться стрит-арт-автором?

Уличный или не уличный — художник никому ничего не должен. Социальная тема — это та тема, которую очень легко прикрутить к новостным повесткам и прочему. Я не спорю, что это важно, но есть другие виды и формы искусства, передачи переживаний и информации. Материалы и носители — это всего лишь способы показать свои задумки. И улица, по факту, такой же материал.

Максим Има

Выставлялся в Ruarts Foundation (Москва), 10.203 space (Санкт-Петербург), создал работу на стене Русского музея в рамках выставки «Поколение тридцатилетних в современном русском искусстве»

Максим Има на выставке среди своих работ
Максим Има на выставке среди своих работ Фото: из личного архива

Почему ты решил сотрудничать с галереями, если занимаешься уличным искусством?

Отчасти это связано с желанием расширить свою аудиторию и попробовать что-то новое. Студийные работы дают возможность применить навыки, полученные на улице, в более комфортной среде. Важно отметить, что у многих авторов галерейные работы отличаются от уличных. С точки зрения исследования авторского стиля это очень интересно, но для меня в творчестве важна искренность. Если коммерческие работы кричат о том, что они коммерческие, но прикрываются «бунтарским духом улиц», это выглядит как фикция. И хороший зритель это чувствует.

Чувствуя галерейную поддержку, можешь сказать, что сегодня — хорошее время для уличных художников?

Оно всегда хорошее. Мы снова мешаем в кучу все понятия. Чтобы быть уличным художником, мне не нужны галереи и их поддержка. Просто стоит понять, что творческая единица может одновременно быть и стрит-артистом, и мультидисциплинарным художником. Это нормально. Можно ведь кататься и на скейте, и на сноуборде.

Работа Максима Имы
Работа Максима Имы Фото: из личного архива

Уличный художник должен творить на улице и только на социальные темы? Или если он работает с другими тематиками и делает что-то на холсте или бумаге так же часто, как на стенах города, он уже не может считаться стрит-арт-автором?

Никто никому ничего не должен. Но если я не рисую на улице, можно ли называть меня уличным художником? Задачка на логику для первого класса. Отстаньте от художников. Они могут легко прыгать из амплуа в амплуа. Навешивая на них ярлыки, мы просто пытаемся подчинить регламенту творчество. Это ошибочный путь. Сегодня я пишу картины, вчера создавал видеоарт, завтра покажу перформанс, через неделю презентую книгу. Как говорится, и что вы мне сделаете?

Ваня Симонов

Выставлялся в SYNTAX (Москва), pop/off/art (Москва), БИЗON (Казань), активный участник ярмарок blazar, /catalog/, Cosmoscow

Ваня Симонов на своей ретроспективе «Острое ощущение реальности» в галерее БИЗON в Казани
Ваня Симонов на своей ретроспективе «Острое ощущение реальности» в галерее БИЗON в Казани Фото: Елизавета Гречишина

Почему ты решил сотрудничать с галереями, если занимаешься уличным искусством?

Я всю свою сознательную жизнь хотел, чтобы мое искусство продавалось. Именно искусством я зарабатывал. А уличным искусством я занялся, потому что мне нужно было высказываться — у меня были идеи, я хотел их донести до широкого круга зрителей, и у меня не было никакого образования. Так что это была единственная возможность и площадка для моих высказываний. Уже потом появились институции, и расширилось поле возможностей — я смог показывать какие-то вещи в помещениях. Поэтому здесь все было довольно естественно.

Чувствуя галерейную поддержку, можешь сказать, что сегодня — хорошее время для уличных художников?

Сложно сказать, что такое хорошее время для любого художника, а что такое — хорошее время для уличного художника. В любом случае сейчас очевидны изменения в городском пространстве. Раньше было больше свободы в выражении, в выборе стен — было больше хаоса, инородных, спонтанных вещей. А сейчас города превращаются в систематизированные пространства, очищенные. Появление уличных работ становится нежелательным, их очень быстро закрашивают, стараясь сохранить город в том виде, который «должен выглядеть вот так». А уличное искусство ведь спонтанно появляется там, где художнику хочется сделать что-то. Таких возможностей становится все меньше.

С другой стороны, создаются какие-то условия — фестивали граффити и уличного искусства по всей России. Это привлекает внимание, но все чаще стрит-арт представляется как экзотика, загоняется в рамки.

А по поводу галерей… Ну, что такое достаточная поддержка от галерей? Это очень сложный, какой-то философский вопрос. Я чувствую поддержку от галереи как художник. Вообще, галерейная поддержка — это размытое понятие. В первую очередь задача галереи — накормить себя и накормить художника. Поэтому здесь как бы не поддержка, а скорее бизнес.

Уличный художник должен творить на улице и только на социальные темы? Или, если он работает с другими тематиками и делает что-то на холсте или бумаге так же часто, как на стенах города, он уже не может считаться стрит-арт-автором?

Любой художник может создавать работы на любые темы. А отличие от художника, который работает в студии, только одно — стрит-арт-художник создает свои работы в общественном пространстве без согласований.

По большому счету, уличный художник — это тот, кто давно работает на улице. Наверное, объем того, что ты делаешь на улице, и того, что ты делаешь на холсте и бумаге, имеет значение. Если в городе ты заметен — ты уличный художник. А если ты полностью перешел к работе с другим медиумом и работаешь в стенах мастерской, галереи — то ты уже художник с уличным бэкграундом.

Мне кажется, стрит-арт легко трансформируется в различные форматы и носители. Когда мы переносим стрит-арт на другие медиумы — холсты, одежду, да что угодно — и делаем это легально, по факту это уже не уличное искусство. Оно как бы переходит в другой раздел.

Остается еще один вопрос — если стрит-арт становится настолько востребованным, то как сохранять его в коллекцию? Надежда Ковалева шутит, что выпиливать куски стен для этого точно не нужно. Но все же был и такой прецедент — в 2013 году «Девочка с цветком» Бэнкси, изображенная на кирпичной стене, ушла с молотка за $204 тыс.

Если серьезно, уличное искусство обречено на недолгое существование — как из-за климатических условий, так и из-за повсеместного «баффа». Хотя некоторые художники, наоборот, считают закрашивание своих работ «необходимым злом и великим препятствием на пути к великим свершениям».

«Сами авторы, зачастую после продолжительного периода работы с городским пространством, склонны обращаться к студийному творчеству: живописи или графике. Или, напротив, могут создавать скульптурные проекты, которые легко можно разместить в пространстве города, а часть предоставить для частных коллекций», — объясняет Надежда. «Некоторые авторы любят фотографировать собственные уличные работы и объекты, тем самым увековечивая их и делая доступными для покупки».

В целом коллекционирование стрит-арта мало чем отличается от коллекционирования любого другого искусства, считает Сабина Чагина. По ее словам, важнее здесь не то, как и чем созданы работы, а то, что художник сам по себе — уличный. Соответственно, он может производить холсты, графику и другие работы в своей студии, параллельно создавая работы на улице. «Понятно, никто не будет приносить в дом куски стен. Хотя и это практикуется (смеется). Но в основном искусство, размещенное на улице, собирают в виде фотодокументации или видеодокументации. Я коллекционирую работы уличных художников последние 20 лет — приходится под это снимать отдельное пространство», — рассказывает Сабина.

Не только частные, но и государственные институции оказывают поддержку уличным художникам, беря их произведения в свои собрания. Как отмечает Алина Зоря, это происходит с середины нулевых — и только прогрессирует. На сегодняшний день среди учреждений, которые хранят студийные работы, фото- и видеофиксации уличных акций, — ММОМА в Москве, Русский музей в Санкт-Петербурге, PERMM в Перми, центр «Площадь мира» в Красноярске.

Автор Катерина Алабина