
Веселые черти, снег и битвы сундуков с копилками. Что нужно знать о Брейгеле и Северном Возрождении
Почему в названии выставки вы решили оттолкнуться именно от Питера Брейгеля Старшего?
Это самый известный художник, которого издавал Иероним Кок — тоже художник и своего рода бизнесмен, печатающий гравюры для всей Европы. Эти гравюры и можно увидеть на выставке, все они сделаны в ХVI веке. Имя Кока известно далеко не всем искусствоведам, а если и известно, то исключительно в связи с Брейгелем — он фактически монополизировал производство гравюр по его рисункам. До нас дошли 62 рисунка Брейгеля, а Кок сделал 52 гравюры по ним, то есть охватил практически всю известную нам его графику. Но нам было важно подчеркнуть связь Кока не только с Брейгелем. Он отпечатал около 1400 наименований гравюр, в том числе по работам Рафаэля, — недосягаемый уровень по тем временам.
Почему его, нидерландца, так тянуло в сторону Рима? С чего вообще на Севере начался культ итальянского Возрождения?
Кок жил в Антверпене — крупнейшем европейском городе того времени. Там работали тысячи ремесленников, шла невероятно насыщенная деловая жизнь — это был крупнейший международный порт, туда стекались корабли со всего света: из Нового света, из юго-восточной Азии, из всех колоний… За тридцать лет население Антверпена увеличилось вдвое, до ста тысяч человек. Ни Париж, ни Рим, ни Лондон не имели такого населения. Такая деловая активность требовала грамотности — и в городе стали появляться школы. Образованному человеку того времени обязательно нужно было знать латынь и читать сочинения римских авторов, чьи книги стали печатать большими по тем меркам тиражами.
Рост образованности привел к тому, что люди стали интересоваться историей классического мира — античной историей. Для тех, кто жил по ту сторону Альп, эта история все-таки не была родной, но их она тоже сильно очаровывала. Обращение к ней стало общим культурным мейнстримом во всей Европе — вплоть до ХIХ века.
Из-за чего гравюры стали так популярны именно в эпоху Брейгеля?
Гравюра как отдельный полноценный вид искусства оформляется в XV веке, ближе к концу. До середины ХVI века художники сами печатали их по своим произведениям, и даже распространяли их сами — Дюрер, например, отправлял свою жену продавать его работы на ярмарке. Но время на личное распространение своей продукции у художника все-таки было ограничено, а любителей гравюр в Европе становилось все больше, появлялись первые коллекционеры.
Все это в итоге привело к появлению людей, которые просто покупали доски умерших мастеров, печатали гравюры и ставили на них свои адреса — то есть продажа шла в пользу издателя гравюр, а не в пользу художника, по работе которого выполнена гравюра. Так происходит и в Нидерландах, и в Италии. Иероним Кок был самым крупным издателем гравюр в Европе.
Гравер — это полноценный автор? Могли ли он добавлять что-то в исходное произведение от себя и считалось ли это нормой?
Я скажу даже больше: с появлением издателей у гравюр появился еще и третий автор — тот, кто их, собственно, издает. Принято было подписывать их тремя именами. Первое — имя того, кто сочинил ее композицию, дал рисунок. Второе имя — это человек, который ее вырезал, перевел на металлическую, медную пластину. Третье — имя издателя, который платил и за рисунок, и за доски граверу.
Граверы могли добавлять от себя какие-то мелочи в работу художника, да. Но он автор не поэтому, а потому, что занят переводом одного вида искусства в другой. Это тоже творчество, а цели и результат у этого творчества иной, чем у труда художника.
Брейгель Старший — один из самых цитируемых художников. К его образам отсылали многие режиссеры (вспомним Тарковского и Ларса фон Триера с их любовью к «Охотникам на снегу» ), они подхвачены массовой культурой и часто ей воспроизводятся. К Рафаэлю, например, я такой любви не замечаю — художники Ренессанса в принципе не вызывают в современном человеке живой отклик, они слишком тяжелы для восприятия. Почему с Брейгелем все иначе?
Брейгель был весьма популярен и при жизни, он много чего написал по заказу богатых людей, а гравюры по его работам рассылались по европейским столицам довольно большими тиражами. Одна из причин такой любви к нему — в том, что он поначалу наследовал традиции Босха, рисовал всевозможных аллегорических демонов и монстров, фантастических фигур… Его гравюры, которые отправлялись в Париж с торговцами в 1558-м, были помечены как шуточные. А среди них, на минуточку, была «Аллегория терпения» и серия «Семь смертных грехов» — какие уж тут шутки! Но все объясняется очень просто: так было принято помечать любые произведения в стиле Босха. Такое искусство воспринималось как развлекательное, забавное. Его очень любила публика. Гравюры в таком стиле были чрезвычайно востребованы.
Но, полагаю, интерес современных людей к нему вызван спецификой голландской школы, нидерландской пейзажной живописью. Сцены обыденной жизни повторяются во все времена, хоть и меняется антураж или одежда. Семейные трапезы, музицирование, ухаживания — это близко и понятно людям из разных стран и времен. Брейгель не то чтобы «человечен», но он определенно более доступен. В его сюжетах зритель узнает приметы повседневной жизни, которые может соотнести с собственными буднями, хотя до конца и не постигает глубинный смысл, заложенный в изображении. Даже аллегорические работы Брейгеля — например, серия «Семь добродетелей» — показывают людей и их повседневные занятия, многие его образы связаны с фольклором.