
Артем Филатов: студия «Тихая» — это странный профсоюз, который раскладывается, как швейцарский нож
Давай начнем с азов. Спустя десять лет существования «Тихой» мы можем точно сказать, что «Тихая» — это…
У нас есть заготовленный ответ (смеется). Чаще всего мы говорим, что студия «Тихая» — это сообщество художников и их единомышленников. В 2010-х годах люди задавались вопросом, какие бывают artist run space в России, когда художники открывают собственные институции, галереи, мастерские, резиденции и даже центры современного искусства. Нечто, что находится в горизонтальном управлении. На сегодняшний день большинство из них закрылись почти сразу или в течение 3–5 лет. В этом смысле «Тихая» уникальна своей живучестью. На удивление, несмотря на многочисленные кризисы, с которыми мы столкнулись, мы все еще остались сплоченным коллективом. Вопреки существующему тренду на уход сообществ в соло, «Тихая» только укрепляется и увеличивается. В России практически нет похожих на нас пространств — мы развились из мастерской в полноценную институцию. Мы представляем собой комбинацию разных практик именно на профессиональном поприще, а не в области работы с широким зрителем.
Кто-то называет нас «резиденцией», но студия «Тихая», конечно, не она. Сначала это было просто рабочее место для художников. Люди могли к нам заходить, знакомиться, наблюдать за процессом: туристы, коллекционеры, искусствоведы, музейщики. С появлением возможности реконструировать здание, где мы работаем, мы задумались о том, насколько точно слово «мастерская» нас описывает. Тогда мы поняли, что нам больше подходит слово «студия» — это термин, означающий более многогранное представление о профессиональной деятельности. В каком-то смысле мы похожи на странный профсоюз или кооператив, который раскладывается, как швейцарский нож.
Понятно, что дополнительные лезвия швейцарского ножа появлялись постепенно, по мере необходимости. А бывало, что какие-то из них становились неактуальны?
Сначала у нас была мастерская — «лезвие» номер один, место, где ты просто работаешь, и все. Ближе к пандемии мы начали развивать коммуникацию с общественностью, запустили социальные сети «Тихой», которые стали хорошим каналом общения художников с аудиторией. С переездом и в последующие три года у нас появились выставочный зал, чистовые мастерские, арт-резиденция, система упаковки и транспортировки. Есть пространство открытого хранения, куда мы водим экскурсии — здесь люди могут за короткое время узнать достаточно о каждом из наших художников или посмотреть их работы досконально, в том числе не самые публичные. Это зона знакомства и исследования, проникновения под кожу автора. Также у «Тихой» своя школа ведения архива и архивная деятельность, издательская программа… И партнерские проекты, когда к «Тихой» обращаются как к сообществу авторов, а не к художникам по отдельности.
А еще у нас появились проекты под ключ! Например, ты делаешь фестиваль — ты можешь представить, как организовать концертную площадку, но не знаешь, к кому обратиться по части современного искусства. Важно, что мы в данном контексте не подрядчики. Это не история про запрос «нарисовать две картины, поставить три скульптуры, цвет красный, а объекты по два метра в ширину». Формат «под ключ» — это когда тебе доверяют. Ты предлагаешь видение, полноценный проект под выделенный тебе участок, вотчину, если можно так выразиться. Например, резиденции в «Тихой», которые мы делаем совместно с правительством Нижегородской области: мы полностью сами создаем эти программы, сами выдумываем себе задачи. Правительство не формирует для нас ТЗ или задачи, которые мы должны решить. Все это находится на нашей стороне стола.