Как изменить мир, если тебе 18? История одного молодого человека, который спасает планету
В полутора часах езды от Еревана находится UWC — United World College. Почетным президентом колледжа был Нельсон Мандела, там же учились его дети и внуки.
Особенность колледжа в том, что руководители смотрят на личность кандидата, его открытость и желание позитивно изменять мир. В начале и в конце каждого учебного года проводятся проектные недели «Образование через опыт», когда студенты выбирают проблему, которой они хотят заниматься, делятся на группы, стараются узнать о ней больше и пытаются ее решить.
Проект у Замского родился вполне естественно. Вдвоем со своим приятелем Седриком он путешествовал по стране и видел повсюду разбросанный мусор — так уже на втором году учебы в колледже был создан благотворительный фонд Re-apaga: Re — от recycle (переработка), apaga — «будущее» на армянском языке. «Мы рассказываем, как использовать сегодня ресурсы таким образом, чтобы их хватило не только для нынешнего поколения, но и для будущего, — говорит Михаил. — Электронные отходы — самые вредные из-за содержания в них вредных химикатов. Медь, золото, серебро, железо, сталь, пластик.... всего 33 разных компонента, на которые мы можем разобрать электронику».
Однажды Седрик прочитал статью о переработке электронных отходов в Египте, в которой рассказывалось о позитивном влиянии проекта на окружающую среду и общество. «Сейчас все сконцентрированы на проблеме сегодняшнего дня — пластике, — говорит он. — Да, только в Армении выбрасывают шесть тысяч тонн пластиковых бутылок. Пластик разлагается столетиями. Сейчас мы занимаемся и этими видами отходов, что помогает нам создавать более эффективную систему сбора и быстрее достичь экономической устойчивости. Но электроника станет серьезной проблемой в будущем, и эта проблема будет расти. Поэтому решать ее нужно уже сейчас».
На старом советском заводе в Дилижане прежде работало до 5 тысяч человек. Его площадь — 40 тысяч квадратных метров. После распада Советского Союза он остался пустым, затем был приватизирован. «Мы связались с его нынешними владельцами, и люди оказались очень отзывчивыми, — говорит Миша. — Когда семья владельцев услышала, что мы хотим заниматься производством, да еще и помогающим окружающей среде, они захотели его поддержать. Они стали нашими донорами и отдали в пользование полторы тысячи квадратных метров. Совмещать учебу с управлением благотворительным фондом было тяжело — порой нужно было просто раздвоиться. Но мы запустили производство, начали собирать и вручную перерабатывать электронику, разбирая отходы на компоненты, запустили дробильный станок для пластмасс. Начали краудфандинговую кампанию. И решили ненадолго отложить наше дальнейшее образование, чтобы остаться в стране и создать первый комплекс по переработке электронных отходов, пластиковых бутылок и алюминиевых банок».
«Вчерашние школьники заключили договоры с муниципалитетами Дилижана и Иджевана на сортировку отходов на свалках, — говорит Михаил. — Сейчас над проектом работает 12 человек и еще восемь входят в совет попечителей. Мы активно ищем партнеров. Основная трудность — это финансирование. У нас ушло какое-то время, чтобы понять, как работает рынок отходов, где найти покупателей и так далее. Нам удалось привлечь какие-то средства от доноров, инвесторов, наших попечителей. Мы даже бонусную систему придумали: люди приносят нам свои пластиковые бутылки, алюминиевые банки и за это получают от нас денежное вознаграждение. У нас появились сейчас, как мы их называем, социальные предприниматели. Например, если у учителя физкультуры в школе маленький ребенок и его зарплаты не хватает, он собирает отходы у своих соседей и ресторанов и привозит нам. Другой предприниматель собирает отходы из рек: бутылки из-за течения скапливаются в большие кучи в определенных местах — он достаточно часто доставляет их целыми грузовиками».
Замский говорит, что они находятся на интересном этапе: они точно знают, что нужно делать дальше. «Мы перерабатываем отходы 30 тысяч человек, за четыре месяца мы собрали восемь тонн мусора, — говорит он. — Правда, у нас не хватает финансовых ресурсов, чтобы поднять это на новый уровень. Мы занимаемся сортировкой и дроблением пластика, продаем его, а потом это сырье отправляется на производство полиэстера, из которого делается одежда. Семь бутылок — это одна футболка. И я думаю, что ни одна образовательная программа в университете не даст нам столько практических знаний».
Автор: Дарья Благова