Все новости
Редакционный материал

Творческий вопрос. Секретные ингредиенты креативности

Что помогает нам находить нестандартные ответы на стандартные вопросы и как этим осознанно пользоваться?
26 мая 2018 8:40
Иллюстрация: ElisaRiva/Pixabay

Долой заблуждения: интеллект не имеет никакого отношения к креативности. Как и марихуана, алкоголь и другие стимуляторы разной степени легальности. Многочисленные исследования показали, что у всех обладателей среднего IQ уровень творческого мышления примерно одинаковый, а исследователи Лейденского университета доказали, что легкие стимуляторы наподобие конопли только мешают процессу интеллектуального решения задач. Тогда чем объяснить, что одни постоянно фонтанируют идеями, а других даже небольшие рабочие задачи ставят в тупик? Стоп, не пытайтесь найти креативный ответ на этот вопрос — ученые уже все сделали за нас. Вот они, убийцы и помощники нашей креативности.

Думайте на ходу

Вы не замечали за собой, что во время важных размышлений начинаете ходить вперед-назад, потому что «так легче думается»? Как ни странно, в этом скрывается один из секретов появления нестандартных решений. В ходе эксперимента ученые Стэнфордского университета выдали добровольцам порцию задач на творческое мышление. При этом одних попросили решать задачи, сидя на месте, а других — на ходу. Результат? Те, кто находился в движении, оказались на 60% более креативными, чем «неподвижные» участники эксперимента.

Отложите ваши гаджеты

Да, компьютерная техника помогает нам создавать романы, песни и прочий креативный контент. Однако профессор нейрохирургии университета Нью-Мексико Рекс Джанг уверен: не менее важно и отдыхать от гаджетов. Таким образом у нашего ума появляется время вынашивать идеи и собирать воедино все творческие мысли. «Когда вокруг вас нет отвлекающих факторов, вы отправляете свой мозг поработать, — уверен Джанг, — чем более вы сфокусированы, тем больше вероятность появления момента “Ага! Вот оно”».

Все время учитесь новому

Чтение и практика — вот секрет креативности, по мнению Шелли Карсон, преподавателя психологии Гарвардского университета и автора книги «Ваш креативный мозг». Своим студентам Карсон советует стать «информационной губкой», впитывая как можно больше информации и различных навыков. «Суть креативности в способности взять кусочки существующего контента и подать его в иной, оригинальной форме для создания новых идей, — уверяет Шелли Карсон. — Если вы увеличите “информационную библиотеку” своего мозга, то сможете стать более креативным человеком». Читайте книги, журналы и веб-сайты по различной тематике (только помните, что просмотр роликов с котятами в эту категорию не попадает). И практикуйте новые навыки — например, учитесь играть на музыкальных инструментах или изучайте иностранные языки.

Дайте своему внутреннему критику выходной

Когда Пол Маккартни написал Yesterday, он чуть было не отложил ее «в стол»: мелодия казалась ему слишком знакомой, словно такая песня уже была когда-то написана. Какими бы мы ни казались самоуверенными со стороны, внутри нас всегда есть критик, подвергающий сомнению каждую идею. Шелли Карсон советует не обращать на него внимания. «Когда в следующий раз вас будут одолевать мысли в стиле “это глупо” или “ничего не получится”, просто предложите вашему внутреннему критику передохнуть и позвольте идеям блуждать в голове, — убеждает Карсон. — Пусть они не окажутся гениальными: главное, чтобы вы не оценивали важность каждой из них. Исследования доказывают, что люди, которые не пытаются отвергать идеи, в конце концов обнаруживают что-то важное». Вот и научное обоснование эффективности «мозговых штурмов».

Спросите себя: «А что, если бы…»

Посмотрите вокруг и задайте себе вопрос, который с точки зрения логики не имеет смысла. «А что, если бы собаки могли говорить?», «А что, если бы трава не была зеленой?», «А что, если бы я поменял пол на целую неделю?». Шелли Карсон уверена, что это странное упражнение активирует участки мозга, ответственные за уровень креативности и способность посмотреть на проблему с другой стороны.

Сыграйте в игру

В своей книге «Ваш креативный мозг» Шелли Карсон предлагает каждому выполнить следующее упражнение. Для этого вам понадобится секундомер, ручка и лист бумаги. Поставьте таймер на три минуты и начните выписывать в столбик все слова на определенную букву, которые придут вам в голову: названия городов, фильмов, все что угодно. Закончив, поставьте таймер снова на то же время. За следующие три минуты разделите выписанные вами слова на две категории по вашему усмотрению. Например, это могут быть «плохие вещи» и «хорошие вещи» или «фильмы» и «места», если на память вам действительно пришли только недавно просмотренные киноленты или страны, которые вы посещали. Разделение может быть любым — на ваш вкус. Как только вы закончите, снова поставьте секундомер на три минуты и придумайте для выписанных слов две других категории — так, чтобы они полностью отличались от предыдущего раза. Такое упражнение развивает смекалку и творческое мышление, необходимое при поиске нестандартных идей.

Подготовил Александр Мурашев

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Специально для «Сноба» бывший инженер и путешественник Адам Первез рассказал о самом необычном опыте в своей жизни
Автор проекта LifeEdited, призванного кардинально изменить любое помещение, — о том, как перестать беспокоиться о вещах и начать жить
Даже самым успешным людям в мире иногда свойственно «срываться» и забывать о том, что они когда-то планировали. Но их отличает то, что они находят способ вернуться к своим целям. Джеймс Клир предлагает сразу пять таких способов