Полезное искусство: как арт-фестиваль изменил жизнь Выксы
На главной площади Выксы шумно и многолюдно: из красного арт-автобуса творческого объединения SPAM-theatre звучит музыка, на сцене, декорированной стогами сена, играют дети, в деревянных шатрах идут мастер-классы и лекции, тут же стоят фуд-корты, из которых доносятся бойкие голоса продавцов, предлагающих выксунский лимонад и местный стрит-фуд, а на набережной выстроилась длинная очередь желающих прокатиться на арт-плотах.
В самом разгаре фестиваль «Арт-Овраг», и вот-вот должно начаться шествие со стометровой скатертью для «ЗаСТОЛья». Французский куратор Бертран Госселин задумал этот проект для объединения гостей и местных жителей за длинным столом в центре площади, где все желающие будут готовить местную окрошку с килькой, общаться и играть в шахматы и шашки.
Анастасия Астафьева, волонтер «Арт-Оврага»:
Я учусь в Выксунском металлургическом колледже, и когда у нас набирали волонтеров для фестиваля, я решила участвовать. Выкса — небольшой город, и фестиваль — это всегда событие. Мне нравится помогать людям, дарить хорошее настроение, и это как раз то, что делает любой волонтер. Сегодня, например, я встречала людей, которые потерялись, и провожала к месту сбора для шествия со скатертью на «ЗаСТОЛье», а еще была «счетчиком» — считала людей на одном из входов на площадь. У меня получилось 4135 человек, а у кого-то за два дня — больше 10 тысяч! Это так неожиданно и круто: к нам приезжает много людей, даже из Москвы и Екатеринбурга.
«Арт-Овраг» впервые прошел в Выксе в 2011 году. Представители завода (АО «ОМК»), на котором трудится большинство выксунцев, и благотворительный фонд «ОМК-Участие» хотели занять местных подростков чем-то полезным и интересным в летнее время, и после размышлений выбор пал на современное искусство.
Возможно, именно это и стало причиной дальнейшего успеха фестиваля: с самого начала он был направлен не столько на привлечение туристов, сколько на популяризацию искусства среди горожан. За семь лет «Арт-Оврага» в городе появилось больше 80 арт-объектов российских и иностранных художников, включая стрит-арт Паши 183, Славы ПТРК, скульптуру единорога, созданную Габором Сёке, и самое большое граффити в мире, которое художник Миша Most нарисовал за 45 дней на стене одного из цехов завода.
Пока на площади Металлургов готовят окрошку на Выксунском металлургическом заводе, начинается показ главного перфоманса этого года — «Страсти по Мартену». В этом году на предприятии остановилась последняя мартеновская печь в России, и лауреат «Золотой маски» Анна Абалихина создала прекрасную оду ушедшей эпохе вместе с заводчанами и городской молодежью. На входе раздают каски, и тут же посетители начинают фотографироваться в них, но вскоре все внимание переключается на первое действие — закладку металлолома в мартеновскую печь. В цехе невероятная акустика, и пронзительные голоса хора, прерываемые лишь карканьем ворон, у многих вызывают мурашки. Это только начало, впереди — еще четыре действия, посвященные процессу производства стали. Танцевальный спектакль, символизирующий работу сталеваров и борьбу со стихией огня, «балет» кранов и машинных установок — часть пролета выпуска стали, в которой главную роль играют машины; прогулка среди цельнометаллических многотонных труб под звучащие из громкоговорителей записи интервью бывших работников завода — это действие символизирует процесс остывания стали; а в финальном акте в цех прибывает настоящий паровоз с саженцами деревьев — символом новой эпохи и жизни. Из помещения многие выходят молча, и только на улице понемногу начинают делиться впечатлениями.
Татьяна Иванова, туристка из Нижнего Новгорода:
Я давно слышала об «Арт-Овраге». Многие говорили, что здесь классно, и даже московские сюда едут, и наконец-то у меня получилось добраться. Сказать честно, мне все очень нравится, а перфоманс на заводе — это вообще что-то невероятное, особенно для поклонников современного искусства. И, конечно же, граффити с прошлых фестивалей — память телефона теперь забита фотографиями. Восторг — это первая реакция, а вторая — сожаление: Нижний Новгород намного больше Выксы, но у нас ничего такого нет.