На главной площади Выксы шумно и многолюдно: из красного арт-автобуса творческого объединения SPAM-theatre звучит музыка, на сцене, декорированной стогами сена, играют дети, в деревянных шатрах идут мастер-классы и лекции, тут же стоят фуд-корты, из которых доносятся бойкие голоса продавцов, предлагающих выксунский лимонад и местный стрит-фуд, а на набережной выстроилась длинная очередь желающих прокатиться на арт-плотах.

В самом разгаре фестиваль «Арт-Овраг», и вот-вот должно начаться шествие со стометровой скатертью для «ЗаСТОЛья». Французский куратор Бертран Госселин задумал этот проект для объединения гостей и местных жителей за длинным столом в центре площади, где все желающие будут готовить местную окрошку с килькой, общаться и играть в шахматы и шашки.

Анастасия Астафьева, волонтер «Арт-Оврага»:

Я учусь в Выксунском металлургическом колледже, и когда у нас набирали волонтеров для фестиваля, я решила участвовать. Выкса — небольшой город, и фестиваль — это всегда событие. Мне нравится помогать людям, дарить хорошее настроение, и это как раз то, что делает любой волонтер. Сегодня, например, я встречала людей, которые потерялись, и провожала к  месту сбора для шествия со скатертью на «ЗаСТОЛье», а еще была «счетчиком» — считала людей на одном из входов на площадь. У меня получилось 4135 человек, а у кого-то за два дня — больше 10 тысяч! Это так неожиданно и круто: к нам приезжает много людей, даже из Москвы и Екатеринбурга.

«Арт-Овраг» впервые прошел в Выксе в 2011 году. Представители завода (АО «ОМК»), на котором трудится большинство выксунцев, и благотворительный фонд «ОМК-Участие» хотели занять местных подростков чем-то полезным и интересным в летнее время, и после размышлений выбор пал на современное искусство.

Возможно, именно это и стало причиной дальнейшего успеха фестиваля: с самого начала он был направлен не столько на привлечение туристов, сколько на популяризацию искусства среди горожан. За семь лет «Арт-Оврага» в городе появилось больше 80 арт-объектов российских и иностранных художников, включая стрит-арт Паши 183, Славы ПТРК, скульптуру единорога, созданную Габором Сёке, и самое большое граффити в мире, которое художник Миша Most нарисовал за 45 дней на стене одного из цехов завода.

Пока на площади Металлургов готовят окрошку на Выксунском металлургическом заводе, начинается показ главного перфоманса этого года — «Страсти по Мартену». В этом году на предприятии остановилась последняя мартеновская печь в России, и лауреат «Золотой маски» Анна Абалихина создала прекрасную оду ушедшей эпохе вместе с заводчанами и городской молодежью. На входе раздают каски, и тут же посетители начинают фотографироваться в них, но вскоре все внимание переключается на первое действие — закладку металлолома в мартеновскую печь. В цехе невероятная акустика, и пронзительные голоса хора, прерываемые лишь карканьем ворон, у многих вызывают мурашки. Это только начало, впереди — еще четыре действия, посвященные процессу производства стали. Танцевальный спектакль, символизирующий работу сталеваров и борьбу со стихией огня, «балет» кранов и машинных установок — часть пролета выпуска стали, в которой главную роль играют машины; прогулка среди цельнометаллических многотонных труб под звучащие из громкоговорителей записи интервью бывших работников завода — это действие символизирует процесс остывания стали; а в финальном акте в цех прибывает настоящий паровоз с саженцами деревьев — символом новой эпохи и жизни. Из помещения многие выходят молча, и только на улице понемногу начинают делиться впечатлениями.

Татьяна Иванова, туристка из Нижнего Новгорода:

Я давно слышала об «Арт-Овраге». Многие говорили, что здесь классно, и даже московские сюда едут, и наконец-то у меня получилось добраться. Сказать честно, мне все очень нравится, а перфоманс на заводе — это вообще что-то невероятное, особенно для поклонников современного искусства. И, конечно же, граффити с прошлых фестивалей — память телефона теперь забита фотографиями. Восторг — это первая реакция, а вторая — сожаление: Нижний Новгород намного больше Выксы, но у нас ничего такого нет.

В городе больше десяти арт-площадок со спортивными, образовательными и культурными программами, но вечером место встречи большинства людей неизменно. Выксунский лесопарк теперь освещает неоновая инсталляция екатеринбургского художника Тимофея Ради. На фоне крон деревьев и звездного неба светится лишь одна фраза: «Все это не сон», но у зрителей создается обратное ощущение. Люди вполголоса переговариваются, словно боясь нарушить эту магическую атмосферу, и вдруг где-то сбоку раздается громкое: «Кажется, я отсюда не уйду». Все улыбаются и кивают друг другу.

Второй год подряд фестиваль курируют организаторы «Архстояния» Юлия Бычкова и Антон Кочуркин. Именно они подняли «Арт-Овраг» на новый уровень благодаря концепции «Полезное искусство». В этом году в Выксе появилось сразу несколько объектов городского дизайна: две автобусные остановки из букв «Арт» и «Овраг», оборудованные зарядными устройствами и wi-fi, шесть арт-дворов, среди которых первый детский сквер, а в прошлом году кураторы открыли в Выксе арт-резиденцию и запустили круглогодичную образовательную программу, включающую мастер-классы с московскими артистами.

Антон Кочуркин, куратор «Арт-Оврага»:

«Полезное искусство» — это, во-первых, коммуникация, так как одна из главных функций искусства — создавать ощущение сопричастности чему-то высокому; во-вторых, это контекст, в-третьих, разумность и функциональность искусства.

В каждом объекте в той или иной степени есть все эти категории.

Остановка, например, будучи полноценным арт-объектом, — отличный образец искусства, которое полезно. Арт-дворы же больше про коммуникацию — к этому проекту подключились и власти, и художники, и руководители детской  спортивной школы, и местный бизнес, но главное — сами горожане.

Во всех арт-дворах жители работали с экспертами: дизайнерами, архитекторами, социологами, которые делились знаниями о том, как заботиться о пространстве и грамотно его преобразовывать. Многие горожане, участвовавшие в создании сквера на Пирогова, 6, начали дружить семьями — и это важный результат «художнической» деятельности.

В этом году после фестиваля в городе останутся две арт-остановки, первый детский сквер, объект Тимофея Ради — светильник в лесополосе, интегрированный в систему городского освещения, который включается на закате, выставка картин в арт-резиденции, пять арт-дворов, а также пуфы для сидения на набережной, созданные местными художниками.

Концепция «Полезное искусство» успешно работает в Выксе, но это не главная цель. Мы стремимся к тому, чтобы сделать город лучше и создать комфортную среду для тех жителей, которые не планируют отсюда уезжать, но и не стремятся работать на заводе. Хотим, чтобы такие горожане могли проявить себя в своем родном городе, и работаем в этом направлении: арт-резиденция уже превращается в институцию, образовательная программа расширяется, появляются новые общественные пространства. Все это поможет жителям любить свой город и гордиться им, находить себя здесь, и, конечно, привлечет туристов.

Юлия Бычкова, продюсер «Арт-Оврага»:

Стабильное развитие Выксы последних лет во многом связано с заводом. Анатолий Седых (председатель совета директоров АО «Объединённой металлургической компании» — Прим. ред.) начал активно модернизировать производство в начале 2000-х, и это, по сути, стало причиной того, что здесь возник фестиваль современной культуры и искусства, а не хохломы, лаптей и кокошников. Производство требует новых технологий, и люди, которые их внедряют, понимают, что все в этом мире связано. Невозможно, например, любить айфон и не понимать, что такое контемпорари арт. И фестиваль с его акцентом именно на современной культуре стал инструментом фундаментальных изменений в городе: второй год мы занимаемся общественными пространствами, образовательными программами, внедрением искусства в город и развитием арт-партнерства.

Когда мы только начали работать, поняли, что город пока не готов к большому искусству. В прошлом году у нас был «заход» через воду: мы показали жителям и гостям города другую Выксу с арт-плотов. В этом году у нас «Полезное искусство» с конкретными объектами, и все это — подготовка к тому, чтобы привести сюда крупных художников. Для этого нужно подготовить среду — провести исследования и, собственно, спроектировать ее. Эти два пункта мы уже сделали: у нас есть проект городского парка, и мы получили на него грант. Надеемся, что нам удастся реализовать хотя бы часть этого парка к следующему фестивалю. Сейчас мы ведем переговоры с крупными художниками, которых хотим сюда пригласить. Возможно, уже в следующем году они создадут здесь точки всемирного притяжения, которые впоследствии станут брендом Выксы.

Что касается развития города в целом, то наша задача на следующий год — максимально объединить все заинтересованные стороны для развития туризма в Выксе. В Выксе есть и стрит-арт, и промышленный туризм, и исторический подтекст — все это уникальный контент, которого нет нигде в России.

Роман Ермаков, художник, соавтор идеи детского сквера:

Над созданием сквера работало большое количество людей. Это и художник, и архитектурное бюро «Дружба», и общественная организация «Город для детей», и детский клуб «Кони на балконе», но уникальной эта коллаборация стала благодаря участию местных жителей и самих детей, которые помогали на всех стадиях: от выбора места до объектов детского проектирования. Проект бы просто не состоялся без любого из этих звеньев.

В том, что «Арт-Овраг» стал для выксунцев неотделимой частью городской жизни, убеждаешься на каждом шагу.

Жители частных домов приветствуют гостей фестиваля у своих калиток, подростки с гордостью сообщают, что живут «вот в том доме с фламинго» —  его можно сфотографировать, горожане по своей инициативе облагораживают дворовые территории, которых еще не коснулся «Арт-Овраг». Не отстает и местный ресторанный бизнес: с прошлого года здесь открылись сразу три новых заведения с популярным стрит-фудом: бургерами, суши и крафтовым пивом. Для Выксы с ее небольшим населением это серьезный шаг.

Елена Зимина, жительница Выксы:

Фестиваль изменил Выксу. И я говорю не только о рисунках. За три дня «Арт-Оврага» город оживает: все гуляют и веселятся, это самый настоящий праздник для нас. Да и вообще жители стали бережнее относиться к городу. Когда я была маленькой, всем было все равно, а теперь даже старшее поколение стало более активным и участливым. Мы — жильцы домов — делаем палисадники, предлагаем свои проекты для улучшения инфраструктуры. Когда мы видим результат своих трудов, нам хочется и дальше что-то менять. А лично ко мне стали чаще приезжать родители — им интересно наблюдать за этими изменениями и гулять по городу среди новых арт-объектов.

Фестиваль завершился, но культурная жизнь в Выксе продолжается: осенью здесь пройдет крупная конференция по развитию малых и средних городов России и выйдет Энциклопедия российского стрит-арта. А пока в Выксу просто хочется вернуться следующим летом и увидеть, чем еще она удивит.