Все новости

Фото: Vladimir Smirnov/TASS

TASS_15896128.jpg

Фото: Vladimir Smirnov/TASS

Дима Зицер

Парадокс ЕГЭ

Редакционный материал
Единый государственный экзамен — это прогресс по сравнению с тем, что было прежде. Проблема в том, что именно он ухудшил качество российского образования
12 июля 2018 9:18

Это удивляет меня самого, но я согласен с 77% опрошенных ВЦИОМ, считающих, что именно ЕГЭ повлиял на качество знаний учащихся в худшую сторону.

На мой взгляд, не нужно постоянно проверять подготовку школьников — с этой задачей успешно справятся университеты и работодатели. Да и к самой системе проверки знаний я отношусь снисходительно, потому что любое государство стремится все стандартизировать. Чиновники как бы говорят налогоплательщикам: «Раз уж мы пользуемся вашими деньгами, а вы становитесь заказчиками образования, то дайте нам проверить заодно и вас, и себя».

Так появляются экзамены.

Те экзамены в советской школе, по которым многие ностальгируют, были очень простыми. Все, кроме математики и сочинения, сдавалось устно. И если у тебя был хорошо подвешен язык и развиты коммуникативные навыки, ты мог сдать почти все. Но во всем этом не было вообще никакой эффективности. Вспомните сочинение — как его оценить? Я задаю себе этот вопрос как учитель литературы и как взрослый мужик, так или иначе почитывающий книги. Совершенно невозможно оценить, как человек думает. И если мы по-честному ставим задачу получить обратную связь от школьника, то экзамены как способ ее решения не подходят. В отличие от механического, очень скучного и стандартизированного ЕГЭ. Он решает эту задачу хотя бы потому, что мы оцениваем все по 100-балльной шкале. Это даже не оценка в определенном смысле, это способ создать объективное мерило.

Но здесь и начинается проблема.

Учителя с пятого класса готовят детей к ЕГЭ и дрожат, что их будут проверять. Дети загоняются в центрифугу и уже не могут по-настоящему интересоваться чем бы то ни было

Казалось бы, стоит ввести такое мерило — и все расслабятся. Нам будет здорово и интересно учиться, просто в какой-то момент у нас появится необходимость заполнить тест, к которому мы недели за три подготовимся и спокойно сдадим. Но проблема в том, что это накладывается на очень человеческие страхи. На боязнь нового. На неумение это новое претворить в жизнь. На непонимание того, как то, что я учу, связано с проверками моего профессионализма.

Парадоксальным образом 77% интуитивно понимают, что уровень образования в целом снизился. Так помогите государству. Дайте ему обратную связь. Потому что учителя с пятого класса готовят детей к ЕГЭ и дрожат, что их будут проверять. Дети загоняются в центрифугу и уже не могут по-настоящему интересоваться чем бы то ни было. Они участвуют в гонке «надо сдать», которая целиком меняет процесс обучения. Получается, что, с одной стороны, ЕГЭ — это шаг вперед относительно существующей системы координат, а с другой — это скачок назад: мы заменили учебу технической гонкой.

И если меня спросят: что лучше — система координат тридцатилетней давности или та, что есть сейчас, я скажу: безусловно лучше та, что сейчас. Но она требует довольно серьезного изменения педагогического подхода. Когда учителя и дети на самом деле поверят, что система за них. Потому что ЕГЭ — это не страшно и не сложно. При одном условии: если мы не будем ставить его во главу угла.

Записал Александр Мурашев

0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Татьяна Краснова
Восемь из десяти россиян считают, что введение ЕГЭ испортило качество знаний школьников. Стоит ли отменить единый государственный экзамен?
Людмила Петрановская
О деградации образования в России и о том, почему ЕГЭ не имеет к ней никакого отношения
Татьяна Краснова
Почему пора прекратить обсуждать ЕГЭ и что стоило бы отменить на самом деле

«Мнения» на «Снобе»

Ежемесячно «Сноб» читают три миллиона человек. Мы убеждены: многие из наших читателей обладают уникальными знаниями и готовы поделиться необычным взглядом на мир. Поэтому мы открыли раздел «Мнения». В нем мы публикуем не только материалы наших постоянных авторов и участников проекта, но и тексты наших читателей.
Присылайте их на [email protected].