Это удивляет меня самого, но я согласен с 77% опрошенных ВЦИОМ, считающих, что именно ЕГЭ повлиял на качество знаний учащихся в худшую сторону.

На мой взгляд, не нужно постоянно проверять подготовку школьников — с этой задачей успешно справятся университеты и работодатели. Да и к самой системе проверки знаний я отношусь снисходительно, потому что любое государство стремится все стандартизировать. Чиновники как бы говорят налогоплательщикам: «Раз уж мы пользуемся вашими деньгами, а вы становитесь заказчиками образования, то дайте нам проверить заодно и вас, и себя».

Так появляются экзамены.

Те экзамены в советской школе, по которым многие ностальгируют, были очень простыми. Все, кроме математики и сочинения, сдавалось устно. И если у тебя был хорошо подвешен язык и развиты коммуникативные навыки, ты мог сдать почти все. Но во всем этом не было вообще никакой эффективности. Вспомните сочинение — как его оценить? Я задаю себе этот вопрос как учитель литературы и как взрослый мужик, так или иначе почитывающий книги. Совершенно невозможно оценить, как человек думает. И если мы по-честному ставим задачу получить обратную связь от школьника, то экзамены как способ ее решения не подходят. В отличие от механического, очень скучного и стандартизированного ЕГЭ. Он решает эту задачу хотя бы потому, что мы оцениваем все по 100-балльной шкале. Это даже не оценка в определенном смысле, это способ создать объективное мерило.

Но здесь и начинается проблема.

Учителя с пятого класса готовят детей к ЕГЭ и дрожат, что их будут проверять. Дети загоняются в центрифугу и уже не могут по-настоящему интересоваться чем бы то ни было

Казалось бы, стоит ввести такое мерило — и все расслабятся. Нам будет здорово и интересно учиться, просто в какой-то момент у нас появится необходимость заполнить тест, к которому мы недели за три подготовимся и спокойно сдадим. Но проблема в том, что это накладывается на очень человеческие страхи. На боязнь нового. На неумение это новое претворить в жизнь. На непонимание того, как то, что я учу, связано с проверками моего профессионализма.

Парадоксальным образом 77% интуитивно понимают, что уровень образования в целом снизился. Так помогите государству. Дайте ему обратную связь. Потому что учителя с пятого класса готовят детей к ЕГЭ и дрожат, что их будут проверять. Дети загоняются в центрифугу и уже не могут по-настоящему интересоваться чем бы то ни было. Они участвуют в гонке «надо сдать», которая целиком меняет процесс обучения. Получается, что, с одной стороны, ЕГЭ — это шаг вперед относительно существующей системы координат, а с другой — это скачок назад: мы заменили учебу технической гонкой.

И если меня спросят: что лучше — система координат тридцатилетней давности или та, что есть сейчас, я скажу: безусловно лучше та, что сейчас. Но она требует довольно серьезного изменения педагогического подхода. Когда учителя и дети на самом деле поверят, что система за них. Потому что ЕГЭ — это не страшно и не сложно. При одном условии: если мы не будем ставить его во главу угла.

Записал Александр Мурашев