Сергей Чапнин: Неудобная правда об останках
Следственный комитет России 16 июня вынес вердикт: найденные под Екатеринбургом останки действительно принадлежат Николаю II, членам его семьи и лицам из их окружения. Церковь между тем признавать подлинность этих останков не спешит. Ослабляя тем самым свои позиции как в обществе, так и в диалоге с Кремлем.
Интрига «Царских дней» в Екатеринбурге в этом году была лишь одна: признает Церковь подлинность царских останков или нет? И патриарх Кирилл на этих ожиданиях сыграл красиво: впервые в истории РПЦ он созвал очередное заседание Священного Синода в Екатеринбурге. В прошлую субботу оно состоялось, но… напряженное ожидание кончилось в буквальном смысле слова ничем. Синодалы об останках не говорили, никаких решений не приняли. И более того, выяснилось, что Церковь не собиралась признавать останки ни в этом году, ни в следующем.
Это был в чистом виде театральный жест. Красивый, но совершенно пустой. Синод принял ряд кадровых и технических решений, которые с масштабом даты — 100-летием со дня расстрела царской семьи — никак не сопоставимы.
В последние годы российское общество нечасто интересуется тем, что происходит в Церкви. Вопрос с царскими останками — редкое исключение. И как минимум странно, что патриарх Кирилл решил полностью проигнорировать этот общественный интерес. Он сам ни слова не сказал об останках. Его позицию — останки будут признавать Архиерейский или Поместный собор Церкви — озвучил пресс-секретарь отец Александр Волков.
Отрицание подлинности останков приводит к культивированию в церковной среде различных мифов и прежде всего мифа о ритуальном убийстве
Но почему так важен оказался этот вопрос? Для Церкви и лично для патриарха Кирилла это была последняя возможность с достоинством выйти из того тупика, в который они себя загнали 20 лет назад, отказавшись эти останки признавать без каких-либо веских оснований.
Это был вопрос политики и одновременно исторической правды. За последние 20 лет никакой альтернативной версии исчезновения или уничтожения останков членов царской семьи не возникло. Отрицание подлинности приводит к культивированию в церковной среде различных мифов и прежде всего мифа о ритуальном убийстве.
А рядом стоит и самая настоящая ересь (существенное искажение православного вероучения), получившая название «царебожия», когда последний российский император почитается как «соискупитель» России. Открыто эту ересь сегодня не исповедуют, но прикровенно о ней продолжают говорить.
Еще один стойкий миф связан с жаждой чуда и сопровождающей ее дешевой мистикой. Эти настроения очень удачно сформулировал митрополит Викентий (Морарь), некоторое время прослуживший на Екатеринбургской кафедре. Он утверждает, что не надо искать мощи или исследовать найденные останки. Господь в нужный момент сам откроет, есть ли они где-то или они уничтожены. Все человеческие усилия, в том числе и усилия Следственного комитета, судмедэкспертов и генетиков — это суета. Негоже Церкви к этой суете относиться серьезно. Надо просто смириться и ждать чуда. Когда-нибудь оно случится. И эта позиция очень популярна среди православных фундаменталистов, которые с нескрываемым презрением относятся к науке и научному знанию.
Пресс-секретарь патриарха признал, что Кирилл не разобрался в проблеме и ему нужно еще некоторое время. По срокам это будет не скоро: решение о признании останков Синод передал вышестоящему органу церковного управления — Архиерейскому собору, и последний соберется не раньше, чем через два года. Фактически это означает, что патриарху Кириллу оказалось мало 20 лет, чтобы разобраться в проблеме идентификации останков. Что нового он хочет узнать в ближайшие два года, если все экспертизы, которые возможно было провести, уже давно проведены и их можно только еще раз повторить?
В прошлую субботу после заседания Синода патриарх Кирилл и его помощники выглядели вполне уверенно. Они не сомневались: ситуация полностью под контролем и неожиданностей быть не должно.
Однако уже в понедельник в сюжете с останками возник неожиданный довольно опасный для патриарха поворот: Следственный комитет РФ сделал ясное заявление, что в подлинности останков нет никаких сомнений.
Иначе как прямым ударом по позиции патриарха Кирилла это заявление назвать нельзя. По всей видимости, явное затягивание с принятием решения начинает всерьез раздражать Кремль.
Захочет ли патриарх пободаться с Кремлем и продолжит ли он тянуть с принятием решения? Или пойдет на компромисс и даст команду быстро признать останки? Вопрос открытый.
Но уже очевидно, что патриарх Кирилл утратил инициативу и оказался в слабой позиции. Это тот редкий случай, когда нежелание признать правду может стоить Русской православной церкви очень дорого.