Фото: Stefan Kunze
Фото: Stefan Kunze

Богохульством в Ирландии считается любое высказывание, если оно «вызывает негодование среди значительного числа последователей данной религии». Понятие «оскорбление Бога и святынь» закрепили в Конституции страны более 80 лет назад — за него могли привлечь к уголовной ответственности и оштрафовать на сумму до 25 тысяч евро.

Дела о богохульстве в Ирландии

В 1703 году пастор из Дублина Томас Эмлин был оштрафован на тысячу фунтов стерлингов и приговорен к тюремному заключению на год. Он опубликовал книгу, в которой утверждалось, что Иисус Христос не был равным Богу Отцу. 

Монаха и бывшего подданного Российской империи Владимира Печерина обвинили в богохульстве за сжигание протестантской Библии в 1855 году. Печерин заявил, что не делал этого специально, и избежал наказания. 

В 1995 году газету The Sunday Independent собирались привлечь к ответственности за карикатуру, на которой три министра отказывают священнику в причастии. Верховный суд Ирландии постановил, что картинка не содержит оскорблений. 

О необходимости формального изменения законодательства заговорили в 2015 году, когда ирландская полиция возбудила дело в отношении британского актера Стивена Фрая. В эфире программы «Смысл жизни» он обвинил Бога в жестокости и эгоизме за то, что тот создал мир, полный страданий.

Один из зрителей подал на актера жалобу, но затем отказался от обвинений. Полиция закрыла расследование спустя два года из-за отсутствия потерпевшей стороны.

Случай вызвал дискуссию в ирландском обществе. Правозащитники назвали запрет богохульства «средневековым» и потребовали его отменить. С ними согласились члены ведущих партий. Наказание сохранили, но сделали так, чтобы его было сложно применить.

Целиком норму отменить не смогли из-за законодательства, которое требует ответственности за богохульство. Поэтому возникла необходимость в референдуме — в Ирландии это единственный способ изменить Конституцию.

«Тихая революция» в Ирландии

Решение об отмене запрета стало решающим для «Тихой революции» — плавного перехода Ирландии от консервативных законов к либеральным, объясняет The Guardian. Ирландцы считались одним из самых религиозных народов в Европе.

Разводы в стране разрешили только в 1996 году, тогда же закрылась последняя «прачечная Магдалины», где принуждали к бесплатному труду женщин, родивших ребенка без мужа. В 2015 году в республике узаконили однополые браки, а на референдуме в 2018-м отменили поправку к Конституции, запрещающую легализовать аборты.

Почему это важно

Референдум о богохульстве имеет большое значение для международной репутации Ирландии, заявил министр юстиции Чарли Фланаган: «К сожалению, в мире есть страны, где за богохульство наказывают смертью. Такие законы представляют реальную угрозу, с помощью Конституции мы можем сообщить миру о том, что они не отражают наши ценности». 

В докладе комиссии США по международной религиозной свободе говорится, что в 71 стране предусмотрено наказание за неуважительное отношение к вере. Среди них Афганистан, Иран, Сомали, Греция, Германия, Россия.

Пять лет назад, когда закон о защите чувств верующих приняли в России, депутаты аргументировали это мировым опытом. По нему осудили блогера Руслана Соколовского за «ловлю покемонов» в церкви, его приговорили к 3,5 года лишения свободы условно в 2017 году. В Московской патриархии заявили, что после мягкого приговора Соколовский задумается о «милосердии, исходящем от Бога».

В 2018 году завели дело на Марию Мотузную из-за картинок во «ВКонтакте», в которых эксперты обнаружили признаки «неуважения к обществу в целях оскорбления религиозных чувств верующих». Она уехала из России и собирается просить политического убежища в Европе.

После Мотузной были и другие громкие дела против жителей Алтайского края: Даниила Маркина обвинили в оскорблении чувств верующих за картинку с персонажем «Игры престолов» Джоном Сноу на кресте, еще одного барнаульца, Андрея Шашерина, отправили на принудительную психиатрическую экспертизу из-за религиозных карикатур.

Подготовила Дарья Миколайчук