
Память, поэты и Пелевин: объявлен шорт-лист премии «НОС»

С безвременной кончиной «Русского Букера» (весной он остался без спонсора и взял паузу — но никто не удивится, если пауза затянется) премия «НОС» окончательно утвердилась в статусе одной из трёх главных премий России. «Нацбест» погряз в скандалах; представительную «Большую книгу» всё чаще упрекают в излишней консервативности и предсказуемости. У «НОСа» появилась возможность на этом фоне показать свежий взгляд на литературу. Никто этого особенно не ждал, но, кажется, у них получилось.
Дебаты «НОСа» на КрЯККе порой превращаются в интеллигентный балаган, в ходе которого члены жюри спорят друг с другом, а эксперты — с ними всеми. В этот раз они, однако, были довольно спокойными. Оказалось, что почти все — от Юрия Сапрыкина и Льва Оборина до Анны Наринской (Наринская Анна Анатольевна признана иностранным агентом ) и отсутствовавшей на сцене Екатерины Шульман (Шульман Екатерина Михайловна признана иностранным агентом ) (в прошлом году так же дистанционно в дебатах принимал участие Константин Богомолов) — более или менее согласны друг с другом. Самый большой вопрос, который размежевал участников дискуссии — это последние романы Пелевина. Сапрыкин считал, что роман «iPhuck 10» усталый, а свежий «Фудзи» — возвращение в форму. Наринская, наоборот, радовалась мощи предыдущей книги и сокрушалась усталости новой. Так или иначе, «iPhuck 10» в шорт-лист вошёл, хотя все критики сошлись на том, что сравнивать Пелевина с другими претендентами никак не выходит: он сам себе шкала.
Книга, насчёт которой споров не было, да и, видимо, не могло быть — документальный романс «Памяти памяти». Книга Марии Степановой (номинирована на премию «Сделано в России») — фаворит «Большой книги», и если она не получит хотя бы одну из главных премий — это, конечно, будет сенсация.
Ещё одним — довольно неожиданным — фаворитом гонки стала «Родина слоников» кинокритика, автора «Сноба» Дениса Горелова. Это сборник эссе о лидерах советского кинопроката, которые, будучи собраны в одном томе, оказываются историей позднего Советского Союза. Киноиндустрию в шорт-листе представила ещё и Наталья Мещанинова, которая после «Аритмии» стала одной из главных сценаристов России.
От команды классиков в финал премии вошла книга участника проекта «Сноб» Людмилы Петрушевской «Нас украли. История преступлений». Здесь искатели тайных мотивов вспомнили, что Анна Наринская (Наринская Анна Анатольевна признана иностранным агентом ) , председатель жюри, весной открыла выставку, посвященную юбилею Петрушевской (выставка сейчас также — соискатель премии «Сделано в России» в номинации «Музейное дело») — но, пожалуй, дело в том, что Петрушевская попросту одна из лучших писательниц современности. А в шорт-лист книга попала с лёгкой руки Агнешки Пиотровской. В устах польской переводчицы и фамилия писательницы звучала по-польски: «Петрушевска».
Одна из расшифровок аббревиатуры «НОС» — «Новая словесность», и одна из главных претензий к премии — как раз недостаток новизны. Действительно, много ли по-настоящему нового в прозе Пелевина, который выдаёт по роману в год, не изменяя четверть века назад разработанной стилистике? Сейчас этой претензии можно противопоставить «Раунд» Анны Немзер. Это настоящий смотр достижений новой словесности: роман полностью собран из многоголосого вербатима — рэп-баттлов, интервью, допросов.
В шорт-листе можно выделить и отдельную категорию: «проза поэтов». Понятно, что поэты складывают слова в предложения иначе, чем прозаики. Главная книга этой категории — уже упомянутая «Памяти памяти», в которой поэзия скрещивается с мемуарами и гуманитарными исследованиями. Компанию ей составляют «Вещи и ущи» Аллы Горбуновой (это первый сборник её прозаических миниатюр) и «Открывается внутрь» Ксении Букши. У Букши уже были несколько романов разного качества, но «Открывается внутрь» — это прыжок выше головы, а кроме того, один из лучших русскоязычных текстов, исследующих тему травмы. Примыкает к ним и «проза художника» — «Моабитские хроники» Юрия Лейдермана.
Но самая неожиданная книга в шорт-листе — это «Калечина-Малечина» Евгении Некрасовой, короткая повесть о не очень счастливой девочке, на полпути оборачивающаяся всамделишной русской «Кэрри». Несмотря на отметку «18+» на обложке, это настоящий Young Adult, и выбор этой книги в какой-то степени может наконец легитимизировать юношескую прозу в глазах читателей. И раз эта камерная история с картинками на равных конкурирует с более «взрослыми» и «серьёзными» соперниками, это значит, что новая словесность, о которой говорит «НОС», оказывается новой не только с формальной точки зрения. Это действительно новая литература, которую пишут новые авторы для новых читателей. И в консервативном мире отечественных литературных премий это действительно ново.
Отрывки из книг-номинантов можно прочитать здесь:
«Памяти памяти» Марии Степановой
«Раунд» Анны Немзер
«Открывается внутрь» Ксении Букши
Автор — редактор «Афиши-Daily»