«Порядок, система, логика». Главный инженер по теплоснабжению о своей работе
«Сноб» совместно с РЖД продолжает знакомить читателей с героинями проекта «Женское дело» — женщинами из разных городов России, которые выбрали для себя «мужские» профессии
Главного инженера Центральной дирекции по тепловодоснабжению Наталью Попову застать на месте непросто. Она мотается с одного совещания на другое, а вечером после нашего интервью улетает в очередную командировку. Несмотря на большую загруженность, выглядит Наталья бодро. Она признается, что работе с бумагами предпочитает выезды в котельные, а самое сложное для нее — публичные выступления.
Фото: Владимир Черняховский
Фото: Владимир Черняховский
Фото: Владимир Черняховский
Фото: Владимир Черняховский
Мне 47 лет, я железнодорожник в третьем поколении. Дедушка и отец — машинисты электровоза, мама — электромеханик СЦБ (устройств сигнализации, централизации и блокировки. — Прим. ред.). На железных дорогах я с 1996 года — это мое первое и единственное место работы.
Идти в эту сферу меня очень агитировала мама — она хотела, чтобы я стала электромехаником, как она сама. Но меня не интересовали железные дороги, я любила химию! Да и юношеский максимализм дал о себе знать. Я попыталась поступить в Новосибирский государственный университет на отделение химии, но не прошла по баллам. Это меня не остановило, и в итоге я поступила в Красноярскую технологическую академию на специальность «химия и технология порохов и твердых ракетных топлив»: моя первая квалификация — инженер-химик-технолог. Мне очень нравилось учиться, в перспективе маячила работа на красноярском химкомбинате «Енисей». Но после окончания университета я столкнулась с реалиями жизни: началась перестройка, распределения не стало, комбинат закрылся.
Фото: Владимир Черняховский
Фото: Владимир Черняховский
Фото: Владимир Черняховский
Фото: Владимир Черняховский
Я вернулась к родителям, в поселок железнодорожников Саянский, и стала искать работу. А там железнодорожная компания строила очистные сооружения — я и устроилась туда инженером-химиком. Не хотела я работать на железных дорогах, однако так вышло. Но работу свою я быстро полюбила: стала изучать очистку сточных вод, понравилось, что виден результат, что вот вода на входе грязная, а на выходе уже прозрачная. Это было сильной мотивацией. Потом я стала вникать и в водоснабжение. Года через два меня назначили заведующей очистными сооружениями, и через некоторое время замначальника службы гражданских сооружений водоснабжения-водоотведения позвал меня работать в Красноярск. И пошло-поехало: вскоре я стала начальником сектора по эксплуатации объектов в дирекции по тепловодоснабжению, потом первым замом начальника дирекции и, наконец, в прошлом году приехала работать в Москву. Совсем недавно меня пригласили в Центральную дирекцию по тепловодоснабжению главным инженером. Я была в растерянности, размышляла двое суток, потому что не была уверена, что справлюсь с таким объемом работы — хотя саму работу я знала.
На уровне филиалов РЖД я единственная женщина-главный инженер. У меня было желание идти выше, а, если есть желание и цель, определенная упертость, то можно достичь всего. Я и раньше работала в преимущественно мужских коллективах, где мне никто не говорил: «Да что там женщина может понимать!»
В Москве на меня поначалу смотрели иронично, дескать, сейчас посмотрим, как она работать будет. Но в ходе работы и общения все понимали, что я специалист, уважаю себя и коллег, и да, я женщина — а что такого? Хотя я всегда завидовала мужскому складу ума, они мыслят по-другому: решаешь какие-то вопросы, а потом думаешь, а почему я не могла так логически решение вывести, как это сделал мужчина? Еще работа в мужском коллективе научила меня сдержанности. Вот дома ты можешь разнервничаться, расплакаться, а если сделаешь то же на работе — тебя никто не поймет: «Ты что здесь мокроту разводишь?» Сложно бывает, потому что эмоции иногда зашкаливают.
Фото: Владимир Черняховский
Фото: Владимир Черняховский
Фото: Владимир Черняховский
Фото: Владимир Черняховский
Сейчас я занимаюсь охраной труда, промышленной безопасностью, инновационным развитием, технологическими процессами, автоматизацией производства (чем меньше влияние человеческого фактора, тем меньше производственных травм). Отвечаю за то, чтобы объекты эксплуатировались без нарушений. Работа у меня преимущественно офисная, но я c радостью хожу по объектам, грязи не боюсь. На объектах общаешься с людьми, видишь их настроение, смотришь, как они работают, ну и на местах быстрее приходят мысли, как что-то улучшить. Самое сложное в моей работе — публичные выступления, я до сих волнуюсь, даже когда причин для этого нет. Боюсь ошибиться. Других сложностей нет.
Моя профессия технически четко очерчена, ограничена нормативами и требованиями, то есть все прописано. А я и в жизни люблю, когда все четко, по полочкам. Порядок, система, логика — неважно, на работе или дома.
Работы много, конечно. Свободное время провожу за раскрасками — это очень успокаивает. Читаю много — по работе и так. Нравятся детективы, от классики до бульварных: когда читаю, стараюсь угадать, кто же преступник, а потом подсматриваю в конце. Угадываю часто! А еще поезда люблю: сесть и смотреть в окно на проплывающие мимо пейзажи.