Фото: личный архив Ильи Авербуха
Фото: личный архив Ильи Авербуха

Ɔ. Перед Новым годом в Москве снова будет идти представление «Щелкунчик и мышиный король». Но ведь это уже немного другой спектакль, не тот, что вы поставили в 2016 году?

Выражаясь современным языком, это апгрейд того спектакля. В этот раз вместе с нами над ним работала великая Татьяна Тарасова — я предложил ей изменить некоторые сцены, воплотить свое видение истории о Щелкунчике. Благодаря ей спектакль обрел второе дыхание. У Тарасовой зоркий глаз, она умеет делать очень точные замечания. Думаю, новая версия спектакля стала еще сильнее.

Если говорить о фигуристах, то теперь в «Щелкунчике» участвуют Маргарита Дробязко и Повилас Ванагас. Конечно, предыдущий звездный состав никуда не делся: Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин снова будут исполнять главные роли. Судя по количеству продаж, интерес к спектаклю колоссальный. Подрастает новое поколение детей, которые еще не видели «Щелкунчика». Так что я надеюсь на успех.

Ɔ. И все-таки почему вы решили снова ставить «Щелкунчика», а не выбрали что-то новое?

Новые спектакли появляются постоянно. Между старым и новым «Щелкунчиками» мы успели поставить «Алису в Стране чудес», и в этом году она будет идти в Санкт-Петербурге. Но все-таки сейчас я очень занят подготовкой к церемонии открытия Всемирной зимней универсиады в Красноярске. Я ее режиссер-постановщик, это огромная ответственность, она требует сил и внимания. Так что я решил в этом году усовершенствовать один из своих самых ярких спектаклей, а не создавать новый с нуля.

Ɔ. Вы уже можете рассказать, каким будет открытие Универсиады?

Секретов раскрывать не буду — пусть церемония станет сюрпризом. Но могу сказать, что я занимаюсь ей уже больше года. Россия умеет заявить о себе: открытие Универсиады в Казани и Олимпиады в Сочи прошли на очень высоком уровне, и мне нужно держать эту планку. Я постараюсь, чтобы в этот раз наше представление было таким же ярким, но выглядело по-новому — более молодежно.

Ɔ. В следующем году исполнится 15 лет с тех пор, как вы перестали быть спортсменом и переквалифицировались в бизнесмена, продюсера и режиссера-постановщика. Каково вам было на старте?

Я учился всему постепенно, на практике. Мое образование никак не связано с бизнесом, так что пришлось проделать огромную работу. Но у меня всегда были большие амбиции и тяга ко всему новому, и это мне помогло. К тому же спортивные титулы — это хороший старт, чтобы начать воплощать идеи.

С самого начала я вел свой бизнес сам и продолжаю это делать. Так что я не какой-нибудь свадебный генерал, который просто торгует именем. Думаю, именно поэтому мой бизнес существует уже столько лет.

Фото: личный архив Ильи Авербуха
Фото: личный архив Ильи Авербуха

Ɔ. В одном из интервью вы говорили, что после ухода из спорта хотели, чтобы «льда не было рядом». Но в итоге вы занимаетесь шоу и спектаклями на льду. Почему?

Конечно, мне хотелось показать, что я умею не только кататься на коньках. Так что полгода я пробовал себя в разных сферах: хотел вести передачи, не связанные со спортом, но не вышло. Попробовал сняться в кино, но понял, что это не мое. Даже открыл магазин одежды и кафе. Но это была чистая коммерция, не связанная с шоу-бизнесом, и выяснилось, что мне это не очень интересно.

В итоге я понял, что ассоциируюсь у людей в первую очередь с фигурным катанием, и это может стать моим преимуществом. Я решил воспользоваться этим имиджем, чтобы стать продюсером и режиссером-постановщиком. И у меня получилось. Правда, журналисты до сих пор иногда пишут: «Фигурист Илья Авербух». Но на самом деле даже не все мои проекты теперь связаны с коньками. Например, открытие Универсиады — это не ледовое шоу. Впрочем, даже оно будет проходить в ледовом дворце. Наверное, лед — это навсегда, и от него уже никуда не денешься.

Ɔ. Чему вам пришлось научиться, чтобы построить бизнес?

Меньше доверять словам и всегда заключать договоры. Еще составлять реалистичный бизнес-план. Когда ты начинающий бизнесмен, ты рискуешь не заметить опасностей, слишком сфокусироваться на собственных завышенных ожиданиях от проекта. Это может привести к полному краху. Сейчас, готовясь к любому начинанию, я в первую очередь стараюсь учесть все риски и подводные камни. Еще я стал планировать все заранее. Раньше решения о подготовке шоу принимались моментально и спектакли запускались за два месяца. Теперь у меня все расписано на год вперед.

Ɔ. А у вас были серьезные промахи?

Нет, но первые два года бизнес был убыточным. Это естественно: если у тебя нет серьезной поддержки спонсоров, очень сложно сделать так, чтобы шоу окупилось. А чтобы спонсоры к тебе пришли, нужно построить сильный бренд. Так что первое время я очень много инвестировал в шоу. Зрителей было много, но продавать дорогие билеты мы не могли, так что инвестиции не окупались. Несмотря на это, я шел вперед и старался продемонстрировать качественный продукт. Это сработало, к нам стали приходить спонсоры, и дело вышло в плюс.

Ɔ. В 2016 году инвестиции в «Щелкунчика» превысили 100 млн рублей. Спектакль окупился?

Да. Это вообще мой самый успешный спектакль в коммерческом плане. Он очень востребован. Хотя это новогодняя сказка, мы показывали ее в Сочи летом, и даже тогда она била все рекорды продаж. Вообще история про Щелкунчика — это очень мощный бренд, как «Лебединое озеро». Люди всегда будут ее смотреть.

И все-таки главным своим спектаклем я считаю не «Щелкунчика», а «Кармен» и «Ромео и Джульетту». Мне кажется, они могут стать частью культурного наследия. Это уже серьезное искусство. «Щелкунчик» — это все-таки сугубо развлекательное шоу, детский новогодний спектакль.

Ɔ. Недавно вы показывали «Ромео и Джульетту» в Италии. Как все прошло?

О таких гастролях можно только мечтать. Мы выступали на Arena di Verona — это настоящий древнеримский амфитеатр. Показывать «Ромео и Джульетту» именно там — на родине героев — это невероятно, и я счастлив, что мы сделали это. В последний момент погода устроила нам настоящее испытание: начался проливной дождь. Но зрители никуда не ушли.

Те, кто покупает билеты на верхний ярус Arena di Verona, обычно приходят заранее. Дело в том, что все билеты в этот ярус стоят одинаково, а места не пронумерованы. Поэтому тот, кто приходит раньше, занимает центральные места. И вот, публика собралась за два с половиной часа до начала спектакля и сидела под дождем — ждала нас. Люди верили, что шоу состоится, и оно состоялось.

Зрители были в восторге. В Европе привыкли к стандартным шоу на льду, которые состоят из показательных выступлений. Но полноценный спектакль на льду — это необычный формат. Наверное, нигде больше он так не развит, как в России. Все прошло прекрасно, несмотря на дождь. Отзывы в прессе были просто отличными.

Фото: личный архив Ильи Авербуха
Фото: личный архив Ильи Авербуха

Ɔ. Кстати, о российских спектаклях на льду. Их становится все больше. Не боитесь конкуренции?

Думаю, конкуренция появилась как раз благодаря моему успеху. Кажется, раньше не было ледовых спектаклей. Так что я считаю, что это в первую очередь мои последователи, а потом уже конкуренты.

Думаю, что бояться мне нечего. Я рад, что появляется все больше качественных, зрелищных спектаклей. Интерес к ним у зрителей не пропадает, билеты продаются. Значит, все хорошо, и публики хватает на всех.

Ɔ. Будет ли новый сезон шоу «Ледниковый период. Дети»?

Да, работа над ним уже начинается, и я этому очень рад. Это уникальный проект, который существует только в России, и другие страны уже начали покупать на него лицензии. Кстати, именно за это шоу я получил ТЭФИ. Надеюсь, что в новом сезоне я снова буду и продюсером, и наставником.

Ɔ. Вам понравилось работать с детьми?

Да, это интересно, правда, предполагает большую ответственность. В обычном «Ледниковом периоде» мы работали со звездами, которые изначально не умели кататься. Главная задача была — придумать зрелищные номера и выбрать для них те движения, с которыми могут справиться новички. А в детском проекте участвуют ребята, которые серьезно занимаются фигурным катанием. Кто знает, возможно, уже совсем скоро мы увидим кого-то из них на чемпионатах Европы и мира.

Дети — особенные участники. Для них нужно не просто придумать красивое представление, но и помочь их развитию, сделать так, чтобы для них этот проект оказался полезным.

Ɔ. Многие считают, что детство в серьезном спорте — это потерянное детство. Вы не согласны?

Это как рассудить. Да, наверное, я меньше других гулял с ровесниками. Все время было занято учебой и тренировками. Но у меня были свои цели и свои радости. Спорт действительно меняет жизнь ребенка. Если ты с детства идешь к результату, того, что принято считать детскими занятиями, в твоей жизни меньше.

Ɔ. Вы не переживали из-за этого?

Из-за того, что лишился посиделок во дворе? Думаю, нет, у меня есть другие интересные воспоминания. Знаете, родители любят говорить: «Когда-нибудь за это ты скажешь мне спасибо». В некоторых семьях, может быть, это так не работает: кто-то все детство занимался спортом, а карьера не сложилась. Но у меня все получилось. Я действительно благодарен родителям за то, что они вместе со мной прошли весь этот путь. Благодаря спортивному детству у меня теперь есть карьера, бизнес и дело жизни.