Исходя из моего опыта работы карьерным консультантом и бизнес-коучем, я могу сказать, что человеку, который хочет что-то радикально изменить в своей карьере, можно помочь прийти к желаемому результату, если грамотно все проработать.

Давайте посмотрим на несколько примеров из практики:  

  1. У клиента Р. кризис: «Мой бизнес прогорел, я вижу только один выход из ситуации — возвращаться в наем, но я этого уже не хочу». У него состояние, когда понимаешь, что все упущено, но вернуться к пути, проверенному опытом, нет ни сил, ни желания.  
  2. Клиент К. пришел с четким пониманием, что его сливают из компании. Сливали друзья, с которыми он этот бизнес и основал. Это то состояние, когда ты живешь как во сне и отказываешься принимать происходящее с тобой.  
  3. Клиентка С. пришла с желанием двигаться вперед. Она бизнес-леди, успешна, но в качестве наемного специалиста. «В своей нише работаю автоматически, мне стало скучно. Внутри компании мне больше негде приложить себя. Хочется свой бизнес, расти и покорять новые вершины».
  4. Клиент В. — первое лицо компании, но наемный топ-менеджер. Образование МБA, амбициозный. «Хочется совершить подвиг, ибо день сурка на работе уже напрягает. Куда двигаться дальше?» 

Что объединяет этих всех клиентов?

Каждый из них уже состоялся в своей сфере. У них есть осознание, что нужно делать шаг вперед, шаг в неизвестность, но эта самая неизвестность пугает.

Могу смело утверждать, что просчитать будущее развитие вашего бизнеса возможно. И, соответственно, возможно прийти к запланированному результату, если действовать пошагово и целенаправленно.

  1. Сначала нужно выяснить, в каком направлении человек хочет двигаться, и с этим уже можно начинать работать. То есть тут нужно понять, не от каких проблем вы хотите уйти, а к чему вы хотите прийти. Казалось бы, просто и логично, но когда у вас кризис, эта очевидная мысль вас не посещает.

    a) Нужно задать себе вопрос: чего я хочу? Если задать его себе много раз, то постепенно вы поймете, каков ответ. Иногда, кстати, совершенно неожиданный для вас же — тут может измениться цель или определятся ваши истинные ценности. Попробуйте!

    b) Сколько должен приносить ваш бизнес?  Я слышала множество вариаций ответа на этот вопрос, но при ближайшем рассмотрении они оказывались несостоятельными. Чаще обозначают желаемый результат в деньгах, в абсолютной величине. Но проще — и важнее! — представить его в виде движимого и недвижимого имущества.

  2. Каждый добивается результата, пребывая в определенном состоянии, называемым в психологии «ресурсное». Соответственно, задача — научить вас легко переключаться на ваше «ресурсное состояние». Например, будучи сильно разозленным на кого-либо, вы легко можете в споре отстоять свою точку зрения. Здесь ваш ресурс — злость. А вот если вам нужно достичь компромисса в переговорах, согласитесь, в описанном выше состоянии вам сложно будет услышать оппонента. В такой ситуации нам нужна другая эмоция — доверие, интерес. Как быстро сбросить злость? Например, включить в работу руки. Это может быть бокс, а можно перед встречей быстро сжимать в руке небольшой мячик. Или можно рвать бумагу.    
  3. Бизнес-образование. Оно формирует навыки решения типичных задач в бизнесе. Например, у вас конфликт между старым и новым сотрудниками, что вы сделаете? Если поддержите старого, опытного сотрудника, то, скорее всего, новички сделают вывод, что пробиться в вашей компании маловероятно. Или сделаете ставку на новичка? Некоторые клиенты решают такую задачу интуитивно. Но в бизнес-среде давно уже существуют такие кейсы, описаны и типичные задачи, и возможные пути их решения. Какой смысл заново изобретать велосипед?
  4. Стратегия и тактика. Знаете, почему клиент Р. был выигрышным в найме и не смог вытянуть свой бизнес? Будучи наемным менеджером, он имел возможность собрать максимум информации заранее и подготовиться к переговорам, т. е. прорабатывал варианты решения одной задачи. А когда он открыл свою компанию, принятие решений перешло на новый уровень, в чем опыта у него ранее не было. Соответственно, с изменением уровня задач, которые вы решаете, нужно менять и подход: научиться думать вперед на несколько ходов, как в шахматах.
  5. Многие бизнесмены говорят о том, что все предусмотреть невозможно, например, как  будут реагировать ваши коллеги, конкуренты и клиенты на сделанные вами шаги. Но выше мы уже говорили о том, как можно отслеживать свои эмоции и аккумулировать в себе нужное ресурсное состояние. Также существует методика, помогающая понять, в каком эмоциональном состоянии пребывает ваш оппонент, и привести его к принятию нужного вам решения.
  6. Нужно определить потенциальную возможность клиента достичь заявленной цели. Уважаемые бизнесмены, давайте смотреть правде в глаза! Самому себя оценить можно, только если вы сможете быть беспристрастным, а оценить свой потенциал еще сложнее. Проще обратиться к специалисту.   

Есть вещи, на которые стоит обратить особое внимание:

  1. Стратегия. Мне кажется странным желание клиента попробовать с ходу строить многоходовки. Как показывает практика, пока вы не обкатали тактику и стратегию на своем поле, нет смысла переходить на новое.
  2. Учитель. Я долго размышляла, почему одни клиенты могут развивать свой бизнес очень быстро, а другие долго топчутся на одном месте. Думаете, дело в мотивации? Нет, все оказалось проще. Дело в учителе. Кому-то повезло, и в его жизни был классный наставник. В любом бизнесе всегда есть тот, у кого вы можете поучиться. Так двигается прогрессивная молодежь: бизнес-образование плюс реальный опыт в бизнесе с сильным наставником. А дальше можно выстраивать бизнес самому.
  3. Целеполагание. Вы должны четко понимать, чего именно вы хотите от своего бизнеса. По моей теории, бизнес — это живой организм, который не только живет по циклам, описанным Ицхаком Адизесом, но и имеет свою конкретную цель существования.  И чем сложнее достигнуть цели, тем дольше просуществует ваш бизнес. Поэтому ставьте самые амбициозные цели!
  4. Выбор специалиста. Бизнес-коуч умеет задавать правильные вопросы, психолог умеет находить и помогать вам решать ваши проблемы. Если специалист сочетает в себе и коуча,  и психолога, вы получите более полную проработку вашего вопроса.

Итог работы

  1. Клиент Р. на данный момент имеет свой успешный бизнес в той же сфере, но уже на федеральном уровне. Срок работы — полтора года.
  2. Клиент К. вышел из совместного бизнеса и создал свой. Начал с той же сферы, но в процессе работы смог сформировать холдинг из сопутствующих услуг.  Срок работы — один год.
  3. Клиентка С. пробовала найти себя через хобби. Но вернулась в свою родную бизнес-среду, только уже со своей командой. Срок работы — два года.
  4. У клиента В. пока кардинальных изменений нет. С точки зрения психолога, для клиента есть определенная выгода в нынешнем положении вещей. Как только дискомфорт перекроет выгоду, клиент сам сделает нужный шаг.