Пакета нет: как работает экологичный магазин
Исследования показывают, что женщины чаще мужчин беспокоятся об экологических проблемах и стараются найти пути их решения: сортируют отходы, не стесняются ходить с экомешочками, придумывать новые варианты использования бывших в употреблении пластиковых стаканчиков. В Greenpeace обратили внимание на это явление и придумали проект «Ничего лишнего» — серию монологов героинь, спасающих планету от мусора. «Сноб» публикует одну из этих историй и предлагает пройти чек-лист полезных привычек, который помогает каждому снизить количество мусора в своей жизни.
Почти всю жизнь я живу в Тюмени. По образованию я филолог, работала сначала журналистом, потом — шеф-редактором интернет-газеты. Экологией я заинтересовалась около трех лет назад, когда переехала от мамы к своему молодому человеку. Мы организовали раздельный сбор отходов дома и не смогли остановиться.
Не найти киноа на развес
В Тюмени в принципе сложно найти продукты без упаковки, особенно специи и «экзотику» вроде крупы киноа. И я подумала: почему бы мне самой не открыть магазин с такими товарами? Я изучила опыт европейских коллег и увидела, что подобных успешных проектов много, хоть часть из таких магазинов и закрывается. Тогда я решилась на собственный бизнес, тем более что к тому моменту у меня уже был опыт запуска крупного областного образовательного проекта и интернет-газеты.
Я долго искала помещение, параллельно изучала бизнес-процессы. От идеи до получения площадки прошло девять месяцев. В итоге мой магазин «Пакета.Нет» открылся 6 марта 2018 года. Тогда у нас было всего 10 товарных позиций на огромной пустой площади. Первыми покупателями стали наши друзья, знакомые и те, кто следил за нами в интернете. Кажется, всего было 15 посетителей, и заработали мы 3265 рублей.
Как устроен магазин без упаковки
В нашем магазине почти все товары продаются на развес либо в оборотной таре. Если люди забывают свою тару, они могут купить бумажный пакет. Самый маленький стоит 2 рубля, самый большой — 14 рублей. Когда люди видят, что 20 рублей в чеке — это упаковка, они быстро начинают приходить со своей тарой. СанПиНы требуют предлагать упаковку покупателю, поэтому у нас есть оборотные баночки, которые можно вернуть и получить скидку на следующую упаковку. Баночки стоят 50–150 рублей, то есть одним возвратом можно перебить стоимость следующей покупки.
В первую неделю мы продавали 23 товарные позиции, к середине года их получилось около 250, сейчас их 363, хотя, конечно, в продаже одновременно все они не бывают.
Самые популярные товары — это хлеб на закваске (мы продаем 300 булок в месяц) и веганское мороженое (около 200 штук в месяц). Большим спросом пользуются урбечи — пасты из орехов и семян от тюменского производителя в оборотной таре. Мы закладываем стоимость банки в цену и при возврате банки в магазин делаем скидку 11 рублей на следующую покупку. Банки передаем производителю: он их стерилизует и использует вновь. Возвращается примерно 30 процентов тары. Об этом пока нет информации на этикетке, но мы хотим ее туда добавить — тогда возвращаемость наверняка вырастет.
Иногда я завидую знакомым, у которых открыт бизнес по франшизе, где уже просчитана бизнес-модель, она успешна и не зависит от времени года. Мы же всё выстраиваем с нуля. К примеру, однажды мы заказали спагетти, и, поскольку наш магазин работает по принципу самообслуживания, нужно было придумать, как люди будут эти спагетти гигиенично накладывать, не пользуясь одноразовыми перчатками. Сначала подобрали контейнер, потом нашли плотную силиконовую варежку, провели испытания на складе, протестировали на первых покупателях, выяснили, что всё работает, и только после этого поставили в зал. Это колоссальный труд, и то, что я здесь одна из первых, ничего мне не дает.
Также проблемной для нас стала доставка хлеба. Без упаковки он черствеет, поэтому пекарня доставляла его в пергаменте. Сейчас мы сменили поставщика, и он привозит хлеб в больших хлопковых сумках. При получении мы перекладываем его в большие контейнеры из твердого полипропилена, предназначенные для хранения пищевых продуктов. Такой контейнер — хорошая альтернатива пергаменту или пакету, хлеб в нём не черствеет. Перед получением каждой партии контейнер моется и дезинфицируется.
С поставщиками в принципе часто случаются казусы, им сложно объяснять историю с упаковкой. Как-то нас уверяли, что «Белевские сладости» приходят в крафте, а на самом деле сверху они обмотаны в полипропилен. Когда я на это указала, менеджер сказал: «Ну и что, он же прозрачный!» Видимо, считается, если пластик прозрачный, значит, его нет.
Окупаемость и показатели
2018 год мы закрыли в плюсе и здорово удивились: летом был большой спад, и мы думали, что это скажется на годовых итогах. Если опустить сезонные колебания, мы работали в ноль. Денег хватало на закупку товара, зарплаты, а программу возврата инвестиций мы начали только в новом году. Сравнивать показатели внутри одного года сложно, но если взять относительно похожие периоды, март — май и сентябрь — ноябрь, то количество чеков выросло на 25%, а выручка на 49%.
Выйти на самоокупаемость мы рассчитывали за 7 лет. Но январь, несмотря на каникулы, приятно удивил, теперь не исключено, что уложимся в 4–5 лет. Это не значит, что все годы мы будем убиваться и вкладываться в один магазин: нам уже поступило интересное предложение открыть второй на условиях льготной аренды — креативность проекта оказалась привлекательной. Также мы планируем запустить собственное производство.
Как жить на доход от магазина без упаковки
Раньше у меня был доход в 60–70 тысяч, и я откладывала деньги — именно на эти средства открыла магазин. Сейчас, кроме магазина, у меня нет другой работы. Моя зарплата — 25–30 тысяч рублей. Из этой суммы около 10 тысяч рублей я забираю продуктами и косметикой. Это не доставляет мне страданий и неудобств: ассортимент магазина соответствует нашему рациону и потребностям. Около 5–7 тысяч рублей я зарабатываю на консультациях: помогаю тем, кто хочет открыть такой же магазин, и компаниям, которые хотели бы сделать бизнес более экологичным, работаю с кафе и магазинами здорового питания, помогаю подбирать товары в ассортимент.
Мой муж работает преподавателем музыки, получает около 20–25 тысяч рублей. Он хотел тоже полностью перейти на работу в магазин, но мы посовещались и решили не складывать все яйца в одну корзину. Его деньги идут на одежду, крупные покупки, продукты, которых в нашем магазине в ассортименте нет.
Доход кажется небольшим, но у нас нет кредитов, машин, зато есть свое жилье, а магазин находится через дорогу от дома, так что я не трачу деньги на транспорт. Мы живем в стиле «ноль отходов», этому принципу я следую и в уходе за собой: не наращиваю ногти или волосы, делаю маникюр сама.
Из минусов — нам не хватает только отпусков: на это раньше уходило много денег, а сейчас свободных средств нет. Но мы стали открывать новые виды отдыха: например, ездим в соседние города, в планах — покататься и по остальной России. Я много читала о покупке билетов на распродажах, но никогда этим не пользовалась из-за того, что не позволял график. Теперь с этим все проще, так что в наступившем году попробуем такой формат отдыха, будет интересно.
О планах
С сентября мы запустили в тестовом режиме доставку в оборотной таре. Достаточно непростой процесс, потому что контейнеров нужно много и разного размера, но в целом он идет успешно. С января мы уже предлагаем полноценную доставку как услугу.
В наступившем году планируем ввести систему залога для бумажных пакетов, будем принимать их обратно и сдавать на переработку, часть прибыли от «возвращенцев» вкладывать в посадки лесов с помощью проекта «Посади лес». Также мы хотим сдавать на переработку другую стеклянную тару помимо урбечей, но там есть нюансы: если заложить стоимость тары, цена продукта выходит высокой, это может оттолкнуть покупателей. Есть желание сделать фруктово-овощную секцию, тоже пока подсчитываем, сколько уйдёт на закупку оборудования и какие фрукты и овощи возить. Ждём результатов от молодого перспективного мини-производства микрозелени и проростков, открывшегося в Тюмени. По нашему заказу ребята посадили шпинат, который в Тюменской области не выращивают. Надеемся, что скоро увидим на полках полезный местный продукт.
Автор: Кристина Шелемеха