Top.Mail.Ru

Редакционный материал

КЭФ’19. «Помогать слабым бессмысленно». Как развивается российский средний бизнес

В конце марта в Красноярске прошел Экономический форум. «Сноб» выступил его генеральным медиапартнером. На одной из панельных дискуссий участники обсудили проблемы, поддержку и возможное будущее российского среднего быстро развивающегося бизнеса — так называемых компаний-«газелей»

5 Апрель 2019 13:25

Фото: Aurelien Romain

Участники дискуссии:

директор департамента стратегического развития и инновация Минэкономразвития РФ Артем Шадрин,

председатель Совета директоров ЗАО «Группа компаний “Титан» Михаил Сутягинский,

член генерального совета «Деловой России», управляющий партнер инвестиционно-консалтинговой группы «First» Алексей Порошин,

акционер ООО «Барнаульский завод АТИ» Артем Шамков.

Модератором беседы стал шеф-редактор «Сноба» Сергей Цехмистренко

«Есть ли у присутствующих в зале предпринимателей шанс войти в топ-50 ведущих компаний России?» — начал обсуждение проблем российского среднего бизнеса промышленный инвестор Алексей Порошин. Положительный ответ из зала он не без иронии назвал оптимистичным.

По данным Артема Шамкова, сегодня государство предлагает бизнесу более 800 мер поддержки: венчурные инвестиции, особые условия для национальных технологических инициатив, субсидии медицинской промышленности и т. д. При этом многие предприниматели даже не догадываются о тех возможностях, которые дает им государство, отметил Алексей Порошин. Это незнание вкупе с финансовой неграмотностью, когда предприниматели не могут составить элементарный бизнес-план, как раз и мешает развитию «газелей», считает он. Слабостью в вопросах планирования и ведения финансового учета пользуются «алчные банкиры», а успеха в основном добиваются молодые предприниматели, которые не боятся учиться, работать с самыми последними технологиями и стучаться во все двери, уверен эксперт. 

С последним утверждением согласен промышленник Михаил Сутягинский, а вот программы государственной помощи, по его мнению, требуют усовершенствования. За последние годы Минпромторг провел большую работу, чтобы увеличить количество быстроразвивающихся компаний, и это привело к соответствующим результатам. Однако постепенно программы поддержки стали сокращаться, и это неминуемо приведет к сокращению так необходимого стране бизнеса, считает Сутягинский: «Если изменения в господдержке будут продолжаться, то мы окончательно растеряем всех “газелей”». Свернув прежние программы, власть на стремится создавать новые, а это нерационально, считает промышленник. Масла в огонь добавляют и многочисленные нагромождения стандартов и проверок среднего бизнеса. «Ни одна “газель” таких барьеров не перепрыгнет», – уверен бизнесмен. По его мнению, с учетом всех перечисленных факторов, российский средний бизнес развивается «не благодаря, а вопреки».

Директор департамента стратегического развития и инноваций Минэкономразвития Артем Шадрин не согласен с Михаилом Сутягинским. По его словам, ведомство стабильно на протяжении нескольких лет делает упор на развитие среднего бизнеса и поддержку существующих компаний-«газелей». При этом чиновник считает, что помогать слабому бизнесу бессмысленно, лучше поддерживать сильных, «чтобы они росли еще быстрее». Один из таких поддерживающих проектов — «Национальные чемпионы». Для участия в нем отбираются компании, чья годовая выручка превышает 400 миллионов рублей, темпы роста составляют 15–25 процентов в год и которые готовы наращивать объемы своего высокотехнологичного производства. Участники программы могут рассчитывать на субсидирование от федеральных министерств (например, субсидирование процентной ставки Минпромторгом или субсидирование на исследования от Минобрнауки), помощь в выходе на рынке крупных компаний, поддержку в питчинге высокотехнологичных идей в рамках конкурсов РЖД, «Российских сетей», «Автодора» и т. д., рассказал Артем Шадрин. Еще одно направление — помощь в выходе на региональные и муниципальные закупки. Фактически всем подходящим компаниям, которые занимаются разработками в сфере, скажем, «умных городов», здравоохранения и транспорта, помогают стать более видимыми на уровне гостендеров. Им помогают и с выходом на внешние рынки, добавляет Артем Шадрин: «Мы обеспечиваем взаимодействие наших нацчемпионов с торгпредставительствами за рубежом».

Чиновник заверил, что следующим шагом развития господдержки «газелей» станет создание программы «Региональные чемпионы», которая обеспечит помощь среднему бизнесу на уровне отдельных субъектов федерации.

Подготовила Арина Крючкова

Лого Телеграма Читайте лучшие тексты проекта «Сноб» в Телеграме Мы отобрали для вас самое интересное. Присоединяйтесь!
0 комментариев

Хотите это обсудить?

Войти Зарегистрироваться

Читайте также

В конце марта в Красноярске прошел Экономический форум. «Сноб» выступил его генеральным медиапартнером. На одном из круглых столов, который проводили журналисты нашего издания, участники обсудили проблемы интеллектуальной миграции. О том, почему она начинается, как ее остановить и стоит ли вообще это делать, поговорили основатель Coursalyrtics Илья Брейман, глава венчурного фонда госкорпорации «Росатом» Евгений Кузнецов и директор МКО «Совет для одаренных» Андрей Баркин. Модератором дискуссии стал шеф-редактор «Сноба» Сергей Цехмистренко
С 28 по 30 марта в Красноярске проходил Экономический форум. «Сноб» выступил его генеральным медиапартнером. Металлургия традиционно считается одной из наиболее стабильных отраслей российской промышленности, но так ли безмятежно состояние отрасли? На этот вопрос отвечает директор ассоциации РУСЛОМ.КОМ Виктор Ковшевный

Новости партнеров

28–30 марта в Красноярске проходит Экономический форум. «Сноб» выступает его генеральным медиапартнером. Одной из центральных тем форума стала конкурентоспособность российских производителей в различных отраслях. О ситуации в электронной коммерции «Снобу» рассказал президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов