Фото: Следственный комитет РФ
Фото: Следственный комитет РФ

Материал обновляется

Хроника

Самолет SSJ-100 авиакомпании «Аэрофлот», следовавший в Мурманск, вылетел из аэропорта Шереметьево в 18:00. Вскоре он стал делать круги над Московской областью, после чего подал сигнал бедствия и резко пошел на снижение.

Сообщалось, что первым возгорание по правому борту увидел в иллюминатор один из 73 пассажиров, он же сообщил об этом экипажу. Пилот принял решение вернуться в Шереметьево. По информации источника «Интерфакса», после подачи сигнала бедствия самолет перестал выходить на связь, а на посадку заходил «в полной тишине».

По сведениям радиостанции «Говорит Москва», самолет не смог приземлиться в Шереметьево с первого раза. Во время второй попытки он «ударился о полосу».

SSJ-100 сел в аэропорту Шереметьево около 18:40. Судя по видеозаписям, к этому моменту значительная часть воздушного судна была объята пламенем. При посадке самолет развернуло примерно на 90 градусов относительно взлетной полосы. Как сообщал источник ТАСС, люди начали выпрыгивать из самолета еще до его полной остановки.

На горящем борту автоматически развернулись надувные трапы. Пассажиры спускались по ним, после чего бежали по полосе в сторону зданий аэропорта, поскольку к тому моменту автомобили экстренных служб еще были в пути. 

По информации радиостанции «Говорит Москва», благодаря усилиям экипажа эвакуацию удалось провести за 55 секунд вместо положенных 90. Тем не менее позже источник «Интерфакса» сообщил, что многие пассажиры передних рядов якобы мешали остальным, поскольку пытались забрать свою ручную кладь. Официального подтверждения этой информации не поступало.

Борьба с огнем продолжалась около получаса и завершилась около 19:10. Из-за происшествия аэропорт Шереметьево на вылет и посадку задержали больше 100 рейсов. Часть из них перенаправили в аэропорт Домодедово.

Жертвы и последствия

Первые сообщения о погибших появились в СМИ в первые десять минут после окончания тушения пожара. Через два часа после приземления сообщалось о 13 погибших, в числе которых один член экипажа. Позже телеграм-канал «112» сообщил, что один из погибших — бортпроводник Максим Моисеев. Несмотря на последовавшее опровержение этой информации, которое дала радиостанция «Говорит Москва» со ссылкой на неназванные источники, позже Моисеев оказался в списке погибших.

В 21:34 Следственный комитет опубликовал новые сведения: погибли 13 человек, в том числе двое детей. Уже после полуночи, 6 мая, Следственный комитет представил обновленную информацию: 41 человек погиб, остальные 37 выжили. После этого «Аэрофлот» опубликовал список всех, кому удалось спастись. Министр здравоохранения России Вероника Скворцова в ночь на 6 мая назвала другие цифры: по сведениям ее ведомства, погибли 40 человек, выжили 38. «34 пассажира и 4 члена экипажа — это те живые, с кем мы работаем», — заявила она.

Полный список погибших и пропавших без вести СМИ опубликовали уже после того, как «Аэрофлот» представил список выживших. Согласно документу, погибли 40 пассажиров и один член экипажа. 

По факту аварийной посадки заведено уголовное дело. Президент России Владимир Путин поручил тщательно расследовать причины возгорания самолета.

В Мурманской области объявлен трехдневный траур. Власти региона пообещали выплатить семьям погибших по одному миллиону рублей. Помимо этого президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс заявил, что семьи погибших также получат примерно до двух миллионов рублей, согласно договору «Аэрофлота» со страховой компанией «АльфаСтрахование».

Причины

В официальном заявлении на сайте компании «Гражданские самолеты Сухого», которое появилось почти сразу после событий в Шереметьево, говорится, что самолет с заводским номером 95135 собран в августе 2017 года. Техническое обслуживание прошел в начале апреля 2019 года.

СМИ и телеграм-каналы со ссылкой на источники называли разные возможные причины пожара. Среди первых сообщений — загоревшийся двигатель и электропроводка. ТАСС со ссылкой на источник сообщил, что основная версия возгорания — попадание молнии. Это якобы подтверждает один из членов экипажа. Затем источник агентства «Интерфакс» в метеослужбах заявил, что во время взлета и аварийной посадки SSJ-100 над аэропортом действительно могла пройти гроза, для этого были «все метеоусловия».

Источник «Интерфакса» сообщил, что экипаж принял решение сесть с полным баком горючего именно из-за прекращения связи с диспетчером. В службе аэропорта агентству рассказали, что при повторном заходе на посадку у аварийного Superjet отказала автоматика. Самолет трижды ударился о полосу и сломал заднюю стойку шасси, обломки попали в двигатель. Он загорелся, пламя охватило всю заднюю часть фюзеляжа.

По официальной версии Следственного комитета, авария произошла из-за недостаточной квалификации пилотов и диспетчеров, а также технической неисправности и неблагоприятных погодных условий.

Происшествия с SSJ-100

Российский ближнемагистральный самолет Sukhoi Superjet 100 серийно выпускается с 2011 года. С ним связано несколько происшествий, первое из которых случилось в Индонезии в 2012 году. Тогда предсерийный экземпляр самолета с 45 людьми на борту потерпел крушение во время демонстрационного полета. Выжить никому не удалось. Причиной катастрофы стала ошибка пилотирования.

Летом 2013 года в Исландии в аэропорту Рейкьявика во время сертификационных испытаний предсерийный экземпляр SSJ-100 приземлился с убранными шасси. На борту находились пять человек, один из которых получил незначительные травмы. Из-за жесткой посадки у самолета повредился двигатель. Он продолжил полеты после ремонта.

В мае 2015 года самолет компании «Аэрофлот» потерял часть двигателя при взлете в аэропорту Шереметьево. Тем не менее он благополучно добрался до киевского аэропорта Борисполь.

Наконец, 10 октября 2018 года пассажирский самолет авиакомпании «Якутия», который следовал из Улан-Удэ в Якутск, во время посадки выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы. На борту находились 92 человека, в том числе 87 пассажиров и пять членов экипажа. Жертв не было, четыре человека обратились за медицинской помощью. Самолет пришлось списать из-за значительных повреждений фюзеляжа, двигателей и стоек шасси.