Почему вчерашние студенты не могут найти работу
Ɔ. Как обстоят дела с безработицей в Москве?
По данным Международной организации труда, уровень безработицы в столице чуть больше одного процента. Это значит, что у нас так называемый «неснижаемый» остаток безработицы. Ниже просто не бывает. Работу в Москве может найти каждый, вакансий на рынке больше, чем самих работников. Но всегда есть люди, которым искать работу сложнее, чем другим.
Ɔ. Что это за люди? Вообще кто обращается к вам за помощью?
К нам приходят более 100 тысяч человек в год. Четверть из них — это молодые люди, которые выходят на рынок впервые. Они не знают, с чего начать, как строить карьеру, у них проблемы с мотивацией и самооценкой, они считают, что никому не нужны.
На самом деле главная их проблема в том, что они не могут простым языком рассказать о своих достижениях и представить себя в выгодном ракурсе. Наши карьерные консультанты указывают такому человеку на его внутренний потенциал, устраивают тренинги, работают с мотивацией и внутренними установками. В результате он приходит к работодателю и говорит: «Я молод, я перспективен, могу быстро учиться новому и готов у вас работать». Именно с такой позицией надо искать работу. Это те слова, которые хочет слышать работодатель.
Следом идет профориентация. Мы предлагаем молодому соискателю трезво взглянуть на рынок труда. Ты хочешь стать артистом? Хорошо, давай посмотрим, какие есть предложения, оценим твои способности. Любишь накрывать на стол? Тебе прямая дорога в сферу общественного питания и услуг. Занимаешься спортом? Какие твои увлечения? Какая курсовая удалась тебе больше всего? Выступал на студенческих конференциях? Был волонтером? Общаясь с человеком, наши специалисты выясняют даже, чем он занимался в последние несколько месяцев. Это тоже о многом говорит. Ну, и конечно, мы учим людей составлять такие резюме, на которые работодатель обратит внимание в первую очередь.
Ɔ. Не кажется ли вам, что главная причина безработицы среди молодежи — низкий уровень образования в вузах?
Конечно, многое зависит от вуза, но больше — от самого человека. Задача университета — дать определенные знания. Как их использует студент — это другой вопрос. Работодатели часто не предъявляют начинающему специалисту особых требований. Сбербанк, «Кока-Кола», «Макдоналдс» и ряд других компаний — все они готовы брать людей без опыта. Такие работодатели ищут тех, кто способен быстро усваивать новые знания, соответствует их корпоративным принципам и умеет работать в команде.
Ɔ. Это так называемые soft-skills?
Именно, «мягкие навыки». В любом западном вузе вам скажут, что soft-skills — это 80 процентов успеха человека. Работодателю сегодня важно, были ли вы в юности активным спортсменом, участвовали ли в студенческих и научных конференциях, форумах, занимались ли волонтерством. Все эти достижения станут большим плюсом при приеме на работу, особенно если это происходит в первый раз, когда трудовой книжки еще нет. Радует, что такой молодежи все больше, а тех, у кого к окончанию вуза нет совсем никаких заслуг, — единицы. С ними мы работаем отдельно.
Ɔ. Вы назвали Сбербанк и «Макдоналдс». Куда еще ваш центр устраивает людей?
В нашей базе огромное количество работодателей. Это почти весь ретейл, в котором постоянно открываются новые торговые точки. Это московские аэропорты, IT-компании, службы по долговременному уходу, крупный и мелкий бизнес. Вакансий много. Людей нет!
Ɔ. Как по-вашему, советскую систему распределения после вузов стоит вернуть? Предложения такие звучат.
Для Москвы это не очень актуально.
Ɔ. Почему?
Потому что сегодня все регулирует рынок. Я за открытые возможности, за то, чтобы человек выбирал себе работу. Молодым людям нужно менять свое мышление, идти на компромисс. Невозможно сразу после университета получить зарплату в районе 120 тысяч, а вот 40–50 тысяч — вполне. Нужно соглашаться на низшие должности. Это будет старт, который позволит дальше искать себе новую вакансию, уже на других условиях. Это важно объяснять молодым соискателям.
Ɔ. Зачем в таких условиях открывать центры, подобные вашему? Зачем помогать? Не справился — иди домой.
Я искренне уверена, что люди должны искать работу самостоятельно. Некоторым везет, их первая должность становится настоящей профессиональной школой. Но есть люди, о которых я говорила выше, — у них много проблем. Вот здесь мы нужны как государство. Ни одна частная организация не будет работать с человеком так, как мы. Они не будут проводить бесплатные тренинги, не составят бесплатно резюме. Мы же всё это делаем. В наших силах помочь человеку получить новую специальность, познакомить с работодателем.
Раньше на бирже труда мы тратили время на оформление бесполезных бумаг. Хотите статус безработного? Хорошо, только поставьте 47 подписей в 23 документах. Теперь мы эти бюрократические процессы свернули. Наша задача — понять, что человек хочет, и найти ему вакансию по душе, а не посадить его на шею государства.
Беседовал Никита Павлюк-Павлюченко