Фото: Саша Чернякова
Фото: Саша Чернякова

Ɔ. В этом году Bosco Fresh Fest проходит на территории Московского дворца пионеров, одного из памятников советского модернизма. Почему вы выбрали это место? 

Если честно, эту площадку мы хотели заполучить уже лет пять, потому что место идеально подходит для проведения фестивалей. Архитектура, планировка, расположение в центре, но при этом достаточно удаленно от городской суеты. Кроме того, история здания и само пространство задают тематику фестиваля этого года. Дворец пионеров был построен в 1962 году и стал одним из первых проектов, который символизировал новую архитектуру после постановления «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» 1955 года. Место было создано для свободного детского творчества, где каждый ребенок мог заниматься чем угодно: от конструирования моделей самолетов и спорта до игры в шахматы. Мы решили поддержать эту концепцию, и в этом году устраиваем здесь однодневный «детский» лагерь. Поколение, которое ходит на музыкальные фестивали, часто характеризуют поздним взрослением, и мы решили, что нашим гостям будет интересно ненадолго вернуться в эту атмосферу и по-настоящему расслабиться. К тому же, лайн-ап этого года максимально соответствует задаче. 

Ɔ. Хедлайнеры этого года — британские музыканты Джеймс Блейк и Рошин Мерфи. Сложно «заманить» иностранных исполнителей на российские фестивали? 

Фестивальный букинг музыкантов — задача непростая. Иностранные исполнители редко приезжают в Россию и выступают только в Москве и Петербурге. И даже если музыкант хочет выступить на российской площадке, это часто не вписывается в его график. За все годы проведения Bosco Fresh Fest у нас накопился внушительный список исполнителей, которых мы мечтаем привезти, и каждый раз мы проходим через долгий выматывающий процесс согласований. Еще одна причина сложностей — изобилие музыкальных фестивалей в Москве. Иногда организаторы вынуждены конкурировать за исполнителей.

Ɔ. Кстати, о конкуренции. Фактически на одной неделе в Москве проходят сразу три крупных музыкальных фестиваля: Bosco Fresh Fest, «Усадьба Jazz» и «Дикая мята». Нет идеи как-то договариваться между собой и разносить эти события по времени, чтобы не конкурировать хотя бы за аудиторию?

Мне кажется, это можно сравнить с еженедельным выходом новым фильмов. Иногда попадается два классных, и приходится выбирать. Но в основном люди всегда знают, куда они хотят пойти. В летней Москве проходит много фестивалей, поэтому так или иначе мы бы с кем-нибудь пересекались. Но если говорить о прямой конкуренции, то это «Пикник Афиша» и, возможно, фестиваль «Боль». С «Дикой мятой» у нас разная аудитория и артисты. Да, иногда выступления совпадают, как в этом году вышло с Монеточкой. Но мы позвали ее не потому, что эта певица сейчас везде и на нее точно придут, а потому, что Монеточка здорово вписалась в нашу концепцию пионерского лагеря. А вообще все зависит от тематики и атмосферы фестиваля. Совершенно одинаковые сеты одного и того же музыканта на двух фестивалях могут быть абсолютно разными по энергетике и взаимодействию со зрителем.

Ɔ. Вы окончили факультет искусств РГГУ, потом стали заниматься маркетингом в компании Bosco di Ciliegi, которую основал ваш отец Михаил Куснирович, и уже после организовали музыкальный фестиваль Bosco Fresh Fest. Работа в Bosco di Ciliegi была инициирована родителями или это было вашим решением?

Сейчас я руковожу департаментом маркетинга в Bosco di Ciliegi и занимаюсь фестивалем. Если честно, фирма изначально создавалась на манер итальянских семейных компаний, где бизнесом занимается несколько поколений. Я с детства был вовлечен в рабочий процесс и постоянно стремился помогать: ставил печати на билетах на фестивале искусств «Черешневый лес», учрежденном Bosco di Ciliegi в 2001 году, раздавал газеты, был фотографом на Олимпиаде, официантом на каких-то мероприятиях.  Поэтому после факультета искусств я окончил магистратуру по специальности «fashion-маркетинг» в институте Marangoni в Лондоне и с удовольствием занялся маркетингом в нашей фирме.

Ɔ. Как же тогда вы пришли к созданию музыкального фестиваля?

Тоже через свою семью. С 18 лет я играл в группе, знал многих музыкантов, был знаком с фестивальной средой. И однажды мне позвонила моя бабушка, которая как раз занимается «Черешневым лесом» и сказала, что сидит рядом с Земфирой и очень хочет сделать ее концерт с симфоническим оркестром. Мы пообщались с Земфирой, обсудили детали, и я организовал концерт, который в итоге перерос в творческие вечера разных музыкантов в Парке Горького. По сути так и началась история Bosco Fresh Fest, которая позволила привлечь к бренду внимание более молодой аудитории. Фестиваль вообще очень органично вписался в наше семейное дело и стремление не просто иметь покупателей, а создать комьюнити людей, объединенных общими интересами.

Ɔ. Что самое сложное в организации фестиваля?

Есть сложности, с которым сталкиваются все организаторы. Кроме букинга иностранных музыкантов, о котором сказано выше, это поиск места, планировка пространства, промоутирование, финансовая сторона. В погоне за увеличением аудитории и прибыли многие фестивали отступают от своей изначальной концепции, зовут популярные группы, привлекают слишком много партнеров со своей рекламой на площадке. Думаю, очень важно — и одновременно сложно — сохранять концепцию своего фестиваля, чтобы он оставался уникальным.

Для Bosco Fresh Fest мы каждый год выбираем новые место и тематику, зовем музыкантов, которые впишутся в нашу идею. Стремимся к тому, чтобы наши партнеры также интегрировались в тему каждого года, а не просто ставили рекламные сцены, зоны или корнеры. Не спорю, из-за ежегодной смены тематики какой-то фестиваль может получиться неудачным, но это наша концепция — создавать многосерийную историю Bosco Fresh Fest.