По подсчетам рейтингового агентства RAEX, в 2018 году объем выдачи кредитов малому и среднему бизнесу хотя и вырос на 11,4 процента, но темпы роста снизились. В 2017 году рост составлял 15,4 процента

У предприятий малого и среднего бизнеса самая высокая доля просроченной задолженности в кредитных портфелях банков — в среднем около 12 процентов. Причина — высокая изменчивость и нерегулярность поступающей выручки, ограниченные человеческие ресурсы, а также недостаточный уровень финансового и бизнес-планирования. 

Малый и средний бизнес — это также высокие операционные расходы для традиционных банков. Например, расходы на выдачу 1 миллиардов рублей в большинстве случаев сопоставимы с выдачей 10 миллионов рублей. Доход же для банка от таких сделок будет отличаться в десятки раз. Поэтому ничего удивительного в том, что классические финансовые институты гораздо охотнее выдадут один кредит на 1 миллиардов рублей, чем 100 кредитов на 10 миллионов рублей.

Кроме того, в России существенная часть малого бизнеса работает в «серой» зоне — малые предприниматели достаточно часто пользуются «обналом», что также не мотивирует банки к работе в сфере МСП (малых и средних предпринимателей). 

Справедливости ради надо заметить, что в Европе и США банки также не жалуют малый бизнес — проблемы с его кредитованием и низким качеством обслуживания стали актуальными еще более десять лет назад. 

Недоступность классического кредитования привела к развитию альтернативного финансирования (краудлендинга), где кредиторами являются физические лица и институциональные инвесторы. Архаичная IT-структура традиционных банков позволила появиться необанкам — технологическим компаниям с банковской лицензией, ориентированным полностью на онлайн-процессы. Funding Circle, RateSetter (Великобритания), Lending Club, Prosper (США) — крупнейшие представители краудлендинга. Revolut, Monzo, Atom (Великобритания) и N26 (Германия) — крупнейшие необанки.

В России тоже активно развиваются необанки. Самые заметные — «Точка», «Тинькофф», «Модуль», «Сфера». Клиенты уже оценили возможность проводить удаленно все финансовые операции, имея под рукой телефон или ноутбук. Впрочем, цифровые банки, так же как и традиционные, обязаны создавать резервы на случай возможных потерь, что ограничивает кредитование сектора МСП. Для малых и средних предпринимателей в цифровых банках доступны чаще всего только кредитные карты (овердрафт) или займы под залог будущей выручки. 

Краудлендинг является прямым децентрализованным кредитованием (в основном бизнеса). На краудлендинговых платформах займы предпринимателям выдают в основном физические лица. Инвестор может оценить бизнес и его возможные риски самостоятельно, а может настроить автоматическое инвестирование, и тогда площадка сама распределит деньги между множеством заемщиков. 

За границей краудлендинг более привычный инструмент, чем у нас. К примеру, в Великобритании более 100 подобных платформ, основные клиенты которых — представители МСП. Только одна британская Funding Circle, крупнейшая  краудлендинговая платформа (3 процента рынка кредитования МСП страны), выдала более 8 млрд долларов кредитов. Это сопоставимо со всем кредитным портфелем таких банков, как российский Промсвязьбанк или Райффайзенбанк.

В России краудлендинговых платформ пока не более 15. Но радует уже тот факт, что если три года назад этого рынка и вовсе не существовало, то теперь Центробанк оценивает его в 15 миллиардов рублей. При этом рынок ежегодно растет на 40–50 процентов. Наиболее активные игроки российского рынка — «Пененза», «Поток», StartTrack, «АтомИнвест», «МодульДеньги», JetLend, «Фандико». И российские предприниматели уже сейчас могут сравнительно быстро и без лишней бюрократии получить деньги, а физлица-инвесторы — доходность в 17–20 процентов годовых, что значительно выше банковского депозита.   

Приживется ли в России краудлендинг, говорить пока рано, хотя даже Сбербанк уже активно готовится к запуску собственной платформы. Учитывая потенциал рынка и перспективы развития, стоит ожидать выхода на рынок еще как минимум десятка новых игроков. 

В России есть государственная программа по развитию малого и среднего бизнеса. И это благо как для представителей сектора, так и для страны в целом: малый бизнес создает новые рабочие места, формирует новые идеи и быстро подстраивается под потребности клиентов — от барбершопов, ресторанов и онлайн-магазинов до небольших технологических компаний. 

Для работы предпринимателям нужны разные финансовые инструменты. Обязанность их создавать не стоит перекладывать на государство — решение проблемы финансирования большей частью находится в руках самих предпринимателей, развивающих цифровые банки и краудлендинговые платформы.