Все новости

Фото: Unsplash

mneniya-1600-620.jpg

Фото: Unsplash

Подпишитесь, пожалуйста. Как меняется модель потребления

Редакционный материал

Сервисы по подписке быстро и прочно вошли в нашу жизнь. Но какое будущее их ждет?

20 сентября 2019 15:35

Представим себе ситуацию: в конце рабочего дня вы берете машину в каршеринге и отправляетесь домой, по дороге слушая любимые композиции на «Яндекс.Музыке» или Spotify. По приезде заказываете роллы, может быть, даже забираете здоровое питание от Grow Food, включаете Netflix или «Амедиатеку» и релаксируете за просмотром фильмов или сериалов. Это все мир подписных услуг.

В основе этой модели потребления лежит простая механика. Для пользования сервисом или продуктом потребитель вносит небольшие периодические платежи, которые взимаются до тех пор, пока он не откажется от подписки. На Западе данная бизнес-модель активно применяется практически повсеместно. В США рынок подписных услуг за последние пять лет вырос более чем на 100% в год. Такие компании, как Disney, Adobe и Amazon, вкладывают баснословные суммы в развитие собственных сервисов. Ярким примером успеха является американская Dollar Shave Club. В 2011 году небольшая компания начала продажу бритвенных лезвий по подписке. Уже через год она привлекала миллионные инвестиции, а в 2016 году была куплена Unilever за 1 миллиард долларов. Можно возразить, что успех Dollar Shave Club связан с «одноразовостью» их товара и что не каждую позицию можно реализовать по подписке.

Но практика показывает, что таким образом можно продавать практически что угодно. Just the Right Book доставляют своим подписчикам книги, Manpacks доставляет нижнее белье, а компания Boink Box даже доставляет игрушки для взрослых. 

В России рынок подписных услуг пока находится на этапе становления. В основном это связано с недоверием потребителей к новой системе приобретения товаров. Тем не менее можно наблюдать положительную динамику в развитии данного рынка в России. Этим летом Volvo запустила первый в нашей стране сервис подписки на автомобили. Продолжают совершенствовать свои сервисы такие компании, как OZON и «Яндекс». Таким же образом можно приобретать потребительскую электронику. В частности, компания Forward Leasing предлагает услугу по покупке смартфонов Samsung и игровых консолей Xbox One по подписке с возможностью как выкупа техники в собственность, так и ее замены на более новую модель. Она дает клиенту понятный «график» использования устройства и обмена его на новое, позволяя избавиться от внутренних «терзаний» на тему «обменять или не обменять, покупать сейчас или потом». Благодаря этому можно не мучиться, а просто прийти после 12 платежей и поменять на новое. Подобные сервисы привлекательны для тех, кто хочет сэкономить, получив специальные выгодные предложения от компаний, но не готов единовременно оплатить стоимость товара. 

По сути, люди уже давно не приобретают товары как таковые, а платят за возможность пользоваться ими. В условиях расцвета массового потребления, когда товары очень быстро обновляются технически или даже чисто внешне, обладание вещью как таковой уже не имеет того значения, что было в прошлом. Деды ездили на автомобилях до тех пор, пока они ездят, использовали телевизоры, пока те еще работали. Обладание вещью было более тесно связано с ее хозяином и собственностью. Сейчас современное поколение, так называемые миллениалы, меняют товары на новые просто потому, что есть новый дизайн, фейслифт, серия, мода и прочее. Наша доля в собственности становится реальной только в момент продажи старого для обмена его на новое.

На российском рынке появляется все больше аналогичных программ, предлагающих приобрести косметику, одежду и даже средства личной гигиены по подписке. Компании все чаще выбирают такой формат взаимодействия с потребителями, так как им становится значительно проще предугадать прибыль. Пользователи оформляют подписку на продолжительное время, позволяя заранее рассчитать минимальную выгоду за квартал. Это также дает возможность получать своевременно более подробную обратную связь по функционированию сервиса и улучшать качество предлагаемых услуг в соответствии с потребностями клиента.

На подобный вид услуг есть спрос, следовательно, появляется все больше новых предложений. Иногда подписок становится так много, что возникает путаница по срокам оплаты за сервис или вовсе появляется необходимость отписаться от предложения. Для эффективного контроля разработаны органайзеры, такие как Nate и Bobby, которые позволяют оптимизировать все действующие подписки и настроить напоминания о будущем списании.

Локализованный универсальный сервис по управлению подписками для российских пользователей пока еще не разработан. Однако, принимая во внимание темпы развития российского рынка подписных услуг, можно предположить, что в скором времени потребителям станут доступны программы, аналогичные Trim и Truebill, которые позволяют добавлять, ранжировать, отменять и производить различные другие действия с подписками.

И все же большинство компаний сами предварительно напоминают о сроках списания и стремятся максимально доступно и просто объяснить правила пользования своими сервисами. Те же Forward Leasing или Dollar Shave Club выпускают тематические обучающие видео, Xbox или Netflix направляют оповещения о скором снятии денежных средств, при этом многие сервисы предлагают пробный период для оценки качества предоставляемых услуг, по результатам которого пользователь может решить, стоит ему продолжать подписку или же отказаться от нее.

Таким образом, вся деятельность многих современных компаний, включая производство товаров, маркетинг, продажи и даже финансовые вопросы, вращается вокруг того, как сделать так, чтобы подписчик остался доволен. В соответствии с этой новой моделью потребления победителем станет не тот, кто сделает продукт лучше, но тот, кто предложит лучшие условия пользования товарами и услугами и завоюет внимание массового потребителя.

Лого Телеграма Читайте лучшие тексты проекта «Сноб» в Телеграме Мы отобрали для вас самое интересное. Присоединяйтесь!
0 комментариев
Хотите это обсудить?
Войти Зарегистрироваться

«Мнения» на «Снобе»

Ежемесячно «Сноб» читают три миллиона человек. Мы убеждены: многие из наших читателей обладают уникальными знаниями и готовы поделиться необычным взглядом на мир. Поэтому мы открыли раздел «Мнения». В нем мы публикуем не только материалы наших постоянных авторов и участников проекта, но и тексты наших читателей.
Присылайте их на opinion@snob.ru.