Консультант сериала «Триггер» Сергей Насибян: Психотерапевт должен быть аморален
Ɔ. Перед интервью я посмотрела первую серию, ту, что показывали в Каннах. В какой-то момент мне стало не по себе. Вы рассчитывали вызвать у зрителей такую реакцию?
Да, конечно. Поэтому сериал и называется «Триггер». Триггер — это спусковой механизм. Идея сериала — показать людям, что они многого о себе не знают и что они способны на гораздо большее, если начнут себя познавать. Мы все живем в чужих сценариях, и у всех нас есть триггеры, которые определяют нас как личностей.
Вы не знаете, когда эти триггеры срабатывают. Предположим, вы просыпаетесь в хорошем настроении, едете на работу, а приезжаете туда уже с плохим настроением. Что сработало триггером, вы не знаете. Но если вы займетесь самоанализом, то научитесь видеть триггеры и понимать самого себя.
Ɔ. Почему у кого-то триггеров много, а у кого-то мало?
Это зависит от сенситивности (способность человека ощущать, различать и реагировать на внешние раздражители. — Прим. ред.). Она меняется в зависимости от гормонального фона, возрастных изменений, общего психологического состояния, у женщин — в связи с менструальным циклом. Триггер — это внешний раздражитель, ваша реакция на него — защитный механизм внутри психики. Моя задача — научить людей не защищаться, а переживать ситуации, вызывающие эмоции.
Ɔ. В чем заключалась ваша работа над фильмом?
Я был соавтором идеи вместе с Александрой Ремизовой. С этой идеей мы пришли к Александру Цекало. На тот момент я не верил, что из этого может выйти кино.
Потом я описывал кейсы, которые легли в основу сценария, расписывал сюжетные арки героев вместе с драматургами, работал в качестве консультанта на съемочной площадке.
Ɔ. Как строилась работа с актерами? Вы применяли на них свой метод?
Я работал как консультант, а не как психотерапевт. Максим Матвеев (исполнитель роли Артема Стрелецкого. — Прим. ред.) сделал реверанс в сторону моего метода, когда в Каннах со сцены сказал, что две встречи со мной перевернули его жизнь. Наверное, это излишние лавры. Я, в первую очередь, объяснял Максиму разницу между разными школами, психотерапевтическими подходами, учил его правильно задавать вопросы. Но и о нем мы тоже поговорили.
Самый трогательный для меня момент — встреча с Игорем Костолевским. В сериале он играет отца главного героя, тоже психотерапевта, как и Артем. В детстве я думал, что Костолевский — неприкасаемый идеал мужчины. И даже предположить не мог, что буду сидеть с ним рядом и он будет слушать, что я говорю.
Ɔ. Вы проводите параллели между собой и главным героем? Или вас объединяет только метод?
История Артема — история моей жизни с некоторыми измененными элементами.
Конечно, пациента, который покончил с собой, не было — это художественный ход.
Ɔ. Теоретически человек может покончить с собой из-за того, что психотерапевт применил неправильный метод?
Сам по себе метод не может стать причиной самоубийства. Люди кончают с собой и с психологами, и без них.
Ɔ. Главный герой давит людям на больное, обнажая их триггеры. Разве это не аморально?
Психотерапевт должен быть аморален для того, чтобы ему открывались другие люди. Мораль — это общественные правила. Провокативный метод идет с ними вразрез.
Ɔ. А как же профессиональная этика?
Этот метод не этичен, не экологичен с точки зрения этических норм психиатрии. Но, во-первых, главный герой искренне верит в то, что может помочь людям, сделать их свободнее. Это и оправдывает провокацию. А во-вторых, все-таки то, что показано на экране, несколько приукрашено. Я никогда не запирал людей в горящих сараях.
Ɔ. А что происходило в реальной жизни?
В реальной жизни я могу помочь вам пережить ситуацию с запертым сараем в этом кабинете, применяя определенные инструменты психотерапевтической беседы и отмечая триггеры. Конечно, это не так быстро и эффектно, как на экране. Вообще, метод провокативной психотерапии предполагает групповую работу. Группа становится свидетелем того, что происходит с человеком. Если не будет группы, провокация не сработает.
Провокация заключается в том, что терапевт предлагает человеку выйти за пределы морали. Например, как-то в одной из моих групп была девушка, которая родила больного ребенка. На мой вопрос, почему она не отказалась от ребенка, девушка ответила, что она не может так поступить. Я сказал, что это неправда. В этот момент все 60 участников группы посмотрели на меня с осуждением. Ведь мораль говорит: «Мать не может бросить своего ребенка». Моя же задача была довести девушку до такого состояния, когда она признается, что на самом деле она может бросить своего ребенка. В этот момент рождается личность, которая говорит, что она может бросить ребенка, но не хочет его бросать. Это две разные личности, которые руководствуются разными мотивами. Первая объясняет свои поступки немощью, вторая — делает сознательный выбор. Группа, которая сперва стоит на стороне человека, становится нейтральной, когда человек избавляется от стопоров, основанных на страхе, чувстве вины и стыда.
Ɔ. Как выбрать психолога?
Лучше всего — по рекомендации. Хорошо, если у психолога есть какие-то регалии, но еще важнее — ваше доверие.
Ɔ. Почему некоторые люди годами ходят к психологам, но все равно не могут решить своих проблем?
Возможно, человеку не подходит конкретный метод или школа. Нужно искать другого специалиста, пробовать дальше.
Психолог сможет помочь человеку только тогда, когда у самого психолога эта проблема решена. Каждый психолог — ограничение для пациента: вы не пройдете дальше, чем прошел сам психолог. Поэтому у каждого специалиста есть свой психолог и супервизор.
Еще один важный элемент — эмпатия. Большая проблема современных специалистов в том, что сегодня на психфак люди часто идут не учиться, а лечиться. Поэтому на рынке много специалистов, лишенных эмпатии.
Ɔ. Работа с психологом или психотерапевтом может изменить человека как личность?
Люди не меняются в принципе. Каждый человек прекрасен изначально. Не существует плохих людей и плохих поступков. Существует отсутствие смелости быть самим собой.
Задача Артема — показать эту прекрасную сторону каждого. Но для того, чтобы пройти к светлой стороне, нужно иметь смелость пройти через долину теней, как писал Соломон.
Ɔ. Почему Артем не может помочь самому себе?
Потому что и у него есть теневая сторона личности. Он познакомится с ней позже. Главный герой проходит в этом сериале все те же этапы становления личности, что и его клиенты. Каждый пациент — отражение определенного невроза Артема. Честность — единственное, к чему призывает Артем всех вокруг. Насколько он честен с собой и честен ли, вы узнаете в конце.
Ɔ. Секрет психологического равновесия в том, чтобы никогда не врать?
Не лгать и быть честным — это не одно и то же. Не врать может позволить себе любая личность, даже не понимающая, почему не надо врать. Быть честным может позволить себе только целостная личность.
Ɔ. Отчего возникают неврозы?
Неврозы появляются у ребенка с того момента, когда в отношениях с родителями он оказывается им что-то должен. Хорошо учиться, убираться, слушаться, быть хорошим. Отношения с ребенком строятся по такому принципу: мама будет хорошей, если хорошим будешь ты.
Ɔ. Как тогда воспитывать детей?
Детей стоит любить. Вы никогда не станете воспитывать того, кого вы любите. Воспитывать — значит изменять. Вы никогда не станете менять того, кого вы любите.
Ɔ. По вашей логике выходит, что все родители своих детей не любят.
Любят. Но боятся потерять, боятся, что, если не внушить им, что хорошо, а что плохо, дети вырастут наркоманами и маньяками. Страх потери ребенка заставляет любого родителя воспитывать ребенка. К сожалению, многие люди постоянно живут в страхе что-то или кого-то потерять. Это делает людей глубоко зависимыми и несчастными. А счастливыми люди могут быть только в состоянии, свободном от неврозов.
Ɔ. Как избавиться от невроза?
Осознать его, признать и пережить. Например, если человек боится потерять работу, ему надо ответить себе на вопрос: «Что я буду делать, когда я потеряю эту работу?» Именно в такой формулировке, а не: «Что я буду делать, если я потеряю работу?» Нужно принять тот факт, что рано или поздно вы ее потеряете.
В этом мире нет ничего постоянного, кроме того, что он изменяется. Большая часть из нас защищается от изменений. Так устроена человеческая натура. Мы требуем постоянства, мы стремимся к вечности, забывая о том, что изменения происходят вне зависимости от того, боимся мы их или нет.
Беседовала Ксения Праведная