Все новости

Редакционный материал

Самая главная ложь. Против чего бунтует подросток

Юношеский максимализм, или В чем смысл существования современной цивилизации

14 Октябрь 2019 12:00

Иллюстрация: Марина Савицкая

— Говорят, вы в психиатрии разбираетесь,

— Нет-нет! — немедленно открестилась я. — Я поликлинический психолог, с психиатрией совершенно работать не умею и никогда толком не работала. Идите в диспансер, могу дать телефон и адрес.

— Да мне и не нужно работать! — в свою очередь отмахнулась женщина. — Я понять хочу: он вообще больной или что? А мне никто ничего толком не говорит, только все друг на друга кивают. У психиатра мы уже были.

— И что он сказал?

— Сказал: надо наблюдать. Так вот я уже устала наблюдать-то. Хочется как-то определиться. Если б знать, что он здоровый, тогда я вот то могу делать, а если больной — тогда это. Понимаете?

— Думаю, что понимаю. Сколько лет вашему сыну?

— Шестнадцать.

Неожиданно. Я почему-то уже решила, что речь идет о маленьком ребенке и сложностях диагностики с каким-то из нарушений развития.

— И сколько лет вы «наблюдаете»?

— Да уж лет шесть точно. Но на самом деле — больше.

— И никакой реальной диагностики?

— Ну, все три модных диагноза ему, разумеется, кто-то ставил. Только я всякие книжки читала, и ваши в том числе, и сдается мне, что ничего из этого у него нет.

— Синдром дефицита внимания, аутизм, а третье?

— Синдром Аспергера.

— Ну да, разумеется. Хорошо. Рассказывайте тогда с самого начала. Заключения неврологов принесли?

— Принесла.

Конечно, меня больше интересовало заключение психиатра (психиатров), но они никаких заключений на руки родителям не дают — в этом есть своя логика, но и свои сложности — эдакая последовательная стигматизация данной области медицины. Не только этой, конечно. Онкология, венерология и психиатрия — вроде бы совершенно разные области, но все три всегда особняком, где-то на грани. Но что делать — живем как живем.

Пролистала папку с документами, ничего интересного и обращающего внимание не увидела, повторила:

— Рассказывайте.

— Со здоровьем у нас всегда все было нормально: родился, пошел, заговорил. Но вот в детском саду на него уже жаловались. Он спрашивал: а почему я должен? Допустим, им говорят: детки, давайте на горшок, ручки мыть и спать. А он: я не хочу спать, почему я должен?

— Как поступали воспитатели?

— По-разному. Одна запугивала и заставляла. Он делал вывод: я должен, потому что вы сильнее и меня накажете. Вторая объясняла и говорила: не хочешь — не спи. Но ты должен все время тихого часа молчать, потому что большинство других деток спят, и любые посторонние звуки будут им мешать. Он это вроде понимал, сидел тихо либо с книжками, либо с игрушками. 

Потом он еще игрушки у детей отбирал и тут же аргументировал: я у него отобрал, потому что я сильнее. А вот Миша мог бы у меня отобрать, он меня сильнее, но ему не надо, потому что он тупой и ленивый. А воспитательница сильнее нас всех, она всех нас может наказать, а мы ее не можем.

Учительница первая, молоденькая, говорила: Эдик ваш к учебе способный, но у него совсем нет эмпатии. И признавалась: он мне не нравится. Может, это и непедагогично было, зато честно. Я вот тогда в первый раз и стала его по врачам таскать, чтобы определиться. Да еще тетрадку у него нашла. Но это уже классе в пятом было.

— Что было в тетрадке?

Если честно, к этому моменту я опасалась, что сейчас она расскажет, как на каком-то этапе своей биографии лишенный эмпатии Эдик начал мучить животных, и тогда он сразу заочно не понравится мне, и дальше никакой конструктив между нами, увы, уже будет невозможен.

— Она была спрятана и почти вся исписана. И там были какие-то странные вещи, которые он сам ну вот никак не мог придумать, то есть откуда-то переписал.

— Что за вещи?

— Муж в интернете поискал и сразу нашел. Это был «Майн Кампф» Гитлера.

— В пятом классе?

— Даже раньше. Я теперь вспомнила, что мы с мужем решали: сказать той молодой учительнице или нет. Значит, раньше пятого.

— Вы спрашивали у Эдика, зачем он это переписывал?

— Да. Он сказал: чтобы лучше усвоилось. Им так учительница говорила: если пишешь рукой, лучше усваивается.

— Что было дальше?

— Дальше он увлекся насекомыми и пошел в энтомологический кружок. Разводил жуков и тараканов в каких-то банках, кормил, ухаживал, общался с другими такими же ребятами. Мы очень обрадовались: может, потом будет ученым, а ученые все со странностями, ничего страшного.

— Чем все кончилось?

— Вы, наверное, будете смеяться или подумаете, что это я сама с приветом. Но руководитель этого кружка оказался сатанистом и совершенно этого не скрывал. А нам мало и без того было? Я Эдика оттуда сразу забрала, конечно, да и не я одна. Вы мне, конечно, не верите…

Я, как ни странно, верила, потому что давно лично знала этого парня. Профессионал в энтомологии и с детьми работает прекрасно. Но по убеждениям сатанист, да. А где вы видели энтомологов без странностей?

— Давайте дальше.

— Дальше в том же духе. Учителям он не хамит, то есть вот ни одного прямо оскорбительного слова, но уже трое отказались работать с классом, если он там. Два раза мы школу меняли: один раз учителя жалобу директору писали, а другой раз — родители. Там его и фашистом называли, и выродком, и еще как-то — я не запомнила.

— А в семье у вас с ним какие отношения?

— Да в общем-то нормальные. Если его не трогать, так и он никого не трогает. Сидит, читает что-то в интернете, пишет. Может помочь по хозяйству, если прямо попросить и аргументировать.

— Он с вами разговаривает об отвлеченном, о своих взглядах?

— Нет. Уже давно нет. Говорит, что мы продукт нескольких поколений пропаганды и все равно не поймем. Но я знаю, что у него в интернете много друзей, единомышленников и как бы не последователей. У него в компьютере есть коллекция снимков — они практически все странные и про войну. Например, совершенно голые негры с автоматами Калашникова что-то патрулируют. Представьте, что, если он, несовершеннолетний, еще и секту какую-нибудь организует? Нас же засудят всех, а у меня дочке шесть лет.

— Логично. Ну что ж, давайте я гляну на вашего Эдика.

— А потом скажете мне?

— Если что-то конкретное увижу — скажу.

* * *

Эдик невысокий, чуть полноватый, но глаза живые и ясные.

— Когда мама меня к вам записала, я ознакомился в интернете с вашими взглядами. Социал-дарвинизм — это немного устарело, конечно, но в целом ничего. Лучше, чем всякие голубые и розовые сопли.

— Я рада, что мои взгляды тебе пришлись, — кивнула я.

— В результате прочитанного я в некоторой степени заинтересован в нашем разговоре, и поэтому мне не хотелось бы сразу отпугнуть вас  тем, что может показаться вам, в силу сложившихся у вас стереотипов, некоторым радикализмом моих взглядов. В силу вышесказанного я готов сначала ответить на ваши вопросы. 

Вот прямо так и сказал. Ни черта себе! — подумала я. 

— Твоя мать много лет в тревоге и не знает как быть. Она думает: либо ты псих и тогда тебя надо лечить и относиться соответственно. Либо ты здоровый, и тогда никаких снисхождений и насильственная социализация по методу кнута и пряника. Меня она выбрала очередным по счету экспертом. Я не сразу, но согласилась.

— Не без удовлетворения признаю, что мои экивоки и опасения были излишними, — Эдик наклонил голову и даже обозначил привставание из кресла. — В отличие от большинства современных взрослых, вы способны выражаться и, возможно, даже мыслить прямо.

— Я несколько устала от твоих замысловатых комплиментов, — призналась я. — Мать со слов учителей описывала тебя как изощренного хама. У меня когнитивный диссонанс.

— Понял, — без улыбки кивнул Эдик. — Постараюсь исправиться. Как вы полагаете, какая самая большая ложь современной цивилизации?

— Религии? — неуверенно спросила я, пытаясь сообразить, как может двигаться его мысль.

— Нет, религии — это очень сложно, древне и многослойно, я говорю о новейшем времени.

— Реклама?

— Ближе, но все равно не то.

— Тогда скажи сам, мне в твою голову не влезть.

Как ни странно, в ответ на эту предельно незамысловатую шутку-банальность Эдик заулыбался и явно расслабился.

— Самая главная ложь — это что всем нужно одно и то же.

— Не поняла, поясни.

— Новейшая современная цивилизация построена на тезисе, что все люди равны, фактически одинаковы и всем им нужно одно и то же — мир, стабильность, достаток, уверенность в будущем, парный близкий человек рядом, возможность спокойно растить детей в домике с садиком и со всеми удобствами, иметь друзей, а также работать на стабильной работе, которая в идеале имеет некоторую творческую компоненту. Я все перечислил?

— Ну, в общем, наверное, да, — я не понимала, куда он клонит. — А что, по-твоему, это не так? Людям все это не нужно?

— И вся цивилизация, реклама, пропаганда, производство и прочее сейчас в цивилизованном мире работает в направлении — каждому все это обеспечить, — игнорируя мой вопрос, продолжал Эдик. 

— Это плохо?

— Это вранье.

— Почему? Вот я человек, и мне нужно большинство из того, что ты перечислил.

— Вы — пожилой человек, — невозмутимо сообщил юноша. — И для вас мир и стабильность, возможно, уже действительно в приоритете. А большинству молодых особей и значительной части зрелых нужно совсем другое. Особенно тем, кто еще не вышел в размножение. История человечества, если смотреть на нее непредвзято, демонстрирует это ярче яркого. Домик с садиком — всего лишь приз, к которому нужно прийти в конце пути, если не погибнешь. Но вовсе не сам путь.

— А что же им нужно на самом деле?

— Вы знаете. Бунтовать, сражаться, подставлять друг друга, интриговать, грызться за иерархию и всякое такое. Нам говорят: ты должен хотеть домик с садиком, женой-мужем и детьми, за это люди сражались и гибли на баррикадах. Веками. Чтоб каждый мог. И теперь (по крайней мере в странах первого мира и у нас в России) — каждый может. Ура. За один день тебе этот домик сто раз по телевизору в рекламе покажут. Ты должен хотеть. Потому что все хотят. Это даже доказательств не требует. А если ты не хочешь и хочешь другого, ты не цивилизованный человек. Ты выродок, и тебе тут не место.

— Никому из молодых не нужен домик с садиком? Любимый человек рядом?

— Не передергивайте, пожалуйста! Человеческая жизнь длинная. Есть разные периоды. Например, старость. Или вот детенышей лучше растить в покое, на это время женщине, наверное, нужно вот ровно то, что в рекламе показывают. Хотя любой мужчина, мне кажется, там сразу или через месяц просто задохнется. Или где-то на стороне доберет. Но я подозреваю, что и женщинам — не всем. У нас же и женщинам, и мужчинам дают одинаковое образование, так почему же ей потом на двадцать лет отказываться от всякого другого?

— Допустим. Но чем же плохо это вранье, если оно позволяет обществу жить без войн и в достатке?

— Тем же, чем и любое другое вранье. Если кругом ложь, то вместо очевидных внешних демонов люди начинают сражаться с внутренними, а они куда опасней и коварней.

Я долго молчала. 

— И что же, по-твоему, надо сделать современной цивилизации? — спросила наконец. — Опять выпустить внешних демонов, как это два раза сделали в ХХ веке?

— Не уверен. Я думаю, для начала надо признать, что мы не равны даже сами себе в разное время. И хотим разного. И домик с садиком — всего лишь один из вариантов. Прообраз Эдема, да. Но практически неосуществимый в реальной жизни. Здесь и сейчас нормально хотеть другого. Признать. А потом уже думать, что с этим делать.

— А иначе?

— Иначе — либо взрыв, либо… не знаю что. Массовый эскапизм? У меня сейчас из семи друзей четверо в депрессии, еще двоим поставили нервное истощение (это те, которые на ЕГЭ пупок рвут). Им всем от 15 до 20 лет. Это нормально?

                                      ***

— Ну что, доктор? Это психиатрия? — женщина смотрела с нетерпеливым ожиданием.

— Нет. Не психиатрия.

— А что же это тогда? И что нам с этим делать?

Если бы я знала.

Лого Телеграма Читайте лучшие тексты проекта «Сноб» в Телеграме Мы отобрали для вас самое интересное. Присоединяйтесь!
21 комментарий
Борис  Цейтлин

Борис Цейтлин

Занятный народ нынешние подростки! Интересно, он сам до того додумался, или откуда-то выудил? 

Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Борис ЦейтлинНе, ну если он в четвертом классе Майн кампф конспектировал и потом явно текстов не чурался, то какой то исходный багаж для собственного синтеза у него несомненно есть. Думаю что сам но на основе прочитанного конечно.
Но вот формулировка про демонов и вранье меня прям поразила - это очень дисциплинированный ум нужен, чтобы в 16 не будучи поэтом так чеканить.
Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Пишет Елизавета:

Мне скорей " ложь" видится в том, что " домик, отношения и творческую работу за хорошие деньги" выдают за конечный результат.))) Поддержание всего этого в живом состоянии, а не в виде фоток в соцсетях - как раз ещё тот процесс. С демонами.)
 
Ну и конечно, очень-очень грустно, что сочинение персональных "песен о буревестнике" и обещание всем " вальгаллы"  по факту бунтовства и сражений (в интернете?)  в загоне...;)
Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Пишет Анна:

Уже несколько лет с интересом читаю Вашу колонку на Снобе, узнала о Вас после Вашей книги "Класс коррекции".
Трое детей - мальчиков, 19, 17 и 9 лет
По существу вопроса "Что делать ?", озвученного мамой главного героя, могу сказать вот что.
На мой взгляд этот ребёнок безусловно интеллектуально одарён, и возможно, в результате этого, а может быть, просто так получилось - испытывает "дефицит смыслов"  - ему мало картин будущего, предоставленных его окружением. Про таких говорят ещё иногда:  "Чего хочу не знаю, чего знаю - не хочу".
Значит, нужно ему эти смыслы постараться дать.
Родители этого сделать не смогли (не осуждаю, просто факт констатирую, я в своё время тоже не смогла).
В такой ситуации может помочь другой харизматичный взрослый - руководитель научного общества по экономике или обществознанию, или социологии - у мальчика явно талант к общественным наукам.
Может подойти также физика - она отлично объясняет устройство мира, а для этого подростка, по всей видимости критично важны причины всего происходящего - он не приемлет правила без чёткой обоснованности этих правил.
Причем этот взрослый может сам иметь условный "домик в деревне" или не иметь его - но он обязательно должен быть искренне счастлив от своей деятельности.
Сужу я по опыту своего старшего сына
 
Мой старший правила искренне ненавидит и на любую мою просьбу в любом осознанном возрасте всегда отвечал - "А почему я это должен делать? Объясни мне! Обоснуй! Мало ли что все хотят! Я - не все!" И в любом коллективе он всегда проверял границы дозволенного: а если мычать на уроке сквозь губы? а если все сели в круг на стулья, а ты упал? а если второй раз упал? а что если не учиться? а вот если я так скажу, уважаемый господин учитель, вы мне что?
Да, эмпатия снижена, да, логика развита. Эмпатия снижена в том плане, что он не может именно предвидеть эмоциональный отклик людей на свои поступки и поэтому не знает, когда нужно останавливаться, отсюда - непонимание с учителями в школе, отсюда - эксперименты на грани фола.
К счастью, нам попались талантливые педагоги в начальной школе, и в средней - по математике и истории. С остальными возникали конфликты разной степени тяжести.
 
С возрастом понял, что некоторые правила соблюдать полезно. Плюс попал в среду единомышленников (поменял ВУЗ) -  молодых людей, которым интересно именно учиться, сам процесс, ну и преподаватели в этом ВУЗе просто огонь. Плюс с возрастом прошёл максимализм в оценке людей, и теперь прощать неискренность моему сыну проще.
Помогло: общение с заинтересованными своей работой взрослыми разных специальностей, я сама занялась поиском своих собственных смыслов (пошла учиться пению и программированию в 45 лет), и (внезапно!) работа грузчиком, хотя работал всего 1,5 дня :).
Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Пишет Светлана:

Герой Вашего поста «Самая главная ложь» Эдик очень похож на одного моего студента, Евгения М., который с первого курса стал одной из самых серьезных проблем куратора группы, психолога, зама по воспитательной работе, воспитателя в студенческом общежитии и много кого ещё.
Липко-витиевато вежливый наедине со старшими, хамски ироничный на публике, всегда готовый извиниться и что угодно пообещать, а потом иезуитски притворяться, что играет по правилам, но на самом деле - нарушать...
Объединил вокруг себя группу подсвистков, они сообща начали травить однокашника-«ботаника» Михаила, который сразу начал выдавать заметные результаты интеллектуальной деятельности, - устраивали ему какие-то мелкие грязные пакости вроде насыпать крошек в постель на простыню... просто из энтомологического любопытства: а что они мне сделают?
И действительно, что?
У меня был предмет «Основы научных исследований», но я всегда в расписании была первыми парами, ему лениво было просыпаться. Студенты готовили проекты на межвузовскую научную конференцию, Евгений тоже выдал нечто не лишенное интереса, но весьма провокативное, получил диплом третьей степени, Михаил представил нечто более достойное - он как-то сумел  отстроиться от буллинга, быстро повзрослел...
Евгений ещё какое-то время хорохорился, потом ушёл в себя. Зам. по воспитательной его запугала реально по-уголовному, она в молодости была директором жутковатого ПТУ, владела полузапрещенными приемчиками...
Мы обсуждали, можно ли его, Евгения, вытащить в конструктив. Никто не взялся. По своей специальности (IT-технологии) он звёзд с неба не хватал, гуманитарными предметами как предметами не особо интересовался. Ну, выискивал нечто маргинально-периферийное, в том числе в «зарубежной ноосфере», так и то каждый раз в расчете на эпатаж, а докапываться до истины как-то не очень стремился.
Основной мотив его провокаций - да, уличить взрослый мир во вранье. Как самоцель. Ради оправдания чего-то в себе, себя в собственных глазах.
Это была действительно затянувшаяся подростковость. Потом, похоже, у него в таком поведении отпала необходимость, он как-то дотянул до диплома, уже не будоража общественное спокойствие. Распределился в Росгвардию, там тоже бывают вакансии для айтишников.
 
Мне кажется, в таком типаже нет ничего загадочного. Вот как у Володина в пьесе «Две стрелы» есть «человек боя», так и этот - «человек иерархии». Сильному подчинится, слабых нагнёт. Умеет извлекать уроки из ошибок. Эмпатии ноль, но не любит проигрывать - это влияет на его место в иерархии. И да, ему не нравится, что мир одни правила обнародует, а по другим «поднимает наверх». Животные же? Стая же? Альфы и омеги? Чего тогда врете, чего притворяетесь?
Как-то так.
Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Пишет Антонина:

Ваша последняя статья задела меня за живое. Я хотела бы показать свою позицию. Это ссылка на гугл-документ (там очень комфортный ширфт) https://docs.google.com/document/d/1oZ0inf78BSr3M9oyVSoj-W1TOHoXxioRBITrLeI3y9I/edit?usp=sharing

Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Пишет Мария из Вены:


Что это такое? Просто подросток с на редкость развитым интеллектом и пытливым умом! Я от него в восторге ! Неужели его маме не было интересно обсудить с ним его выводы из Майн Кампф или взгляды сатаниста? Или про всемирную ложь? Мне кажется, такого парня должна заинтересовать социология как наука. Крайне интересный человек! Молодец он! 

Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Катерина МурашоваУвы, Мария, матери совершенно неинтересно обсуждать с ним взгляды Гитлера и сатанистов. Ей хочется, чтобы он вписался в имеющееся общество и чтобы ее не дергали учителя. Согласитесь, что ее тоже можно понять...
Причем мне то, со своей колокольни, кажется что Эдик в общество вполне вписан.
Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Пишет Алла из Бельгии:

Здравствуйте, очень меня заинтересовала ваша последняя статья. Мне кажется, что она как-то перекликается с нашей ситуацией. Именно из-за этого я начала читать ваш блог несколько лет назад- в надежде найти ответы.

Мой ребёнок тоже родился с выдающимися способностями. Ему легко даются языки (говорит уже на четырёх, учит пятый). С математикой и логическим мышлением вообще всё великолепно. Учителя его только хвалят – мальчик он исключительно послушный.  За всю свою жизнь никогда не проявлял агрессию и ни разу не соврал. Казалось, живи и радуйся....
Первые странные вопросы начались года в четыре. Он боялся, например, что я ненастоящая. Боялся, что его жизнь это мультик, который ему показывают, а за спиной или за дверью комнаты ничего нет.  Я, конечно, удивилась тогда. Ответить пришлось со всей честностью – мол, гарантий нет, ну по крайней мере я верю, что я настоящая.
Тогда же он рассказывал, что мечтает стать водой – чтобы течь в каком-нибудь красивом фонтане с водопадами и ничего не чувствовать.
Параллельно начались проблемы с постоянной грустью,  непонятными истериками, страхами, нервными тиками, болями без причины, попытками сделать себе больно. Походы по врачам принесли три неподтверждённых диагноза – аутизм, синдром дефицита внимания, и биполярное расстройство. Все визиты к психологам не принесли ничего, кроме дополнительных истерик и расстройств. Да и я видела что идём куда-то не туда. Мальчик у меня исключительно интровертный, никто его не смог разговорить.
Разговаривать с ним могла только я. В этих вот разговорах вырисовалось такая картина у него в голове годам к восьми. 

Он не любит жизнь. Ему не нравится испытывать эмоции.  Отрицательных эмоций в мире больше чем положительных. А его, в частности, мало интересуют положительные эмоции, которые почему-то интересует большинство людей. (Тот самый Домик с Садиком). В своей будущей жизни он не видит ничего привлекательного. Все, кого он любит или полюбит всё равно умрут.  Мир полон жестокости и зла, которые все стараются игнорировать. Человек, как явление на планете земля, не приносит этой планете никакой пользы кроме вреда. Если бы у него была кнопка, которая разом , в 1 секунду убьёт всех людей, он бы ей воспользовался. Поскольку такой кнопки нет, то единственный выход для него это самоубийство. 
И всё это абсолютно без эпатажа. Он вообще не умеет ничего изображать. Всё логически выстроено и выстрадано.  Он тогда так и сказал –« Я же ничего этого не просил. Отпустите меня».
Я тогда, конечно, испугалась.
Единственный мой аргумент был таков - Мы с папой слишком сильно тебя любим, чтобы «отпустить». Мой послушный мальчик тяжело вздохнул и обещал потерпеть...

Сейчас ему 13 лет. Мнения своего он о жизни он не изменил. Говорим об этом чрезвычайно редко. Но по отдельным фразам, я понимаю, что мысль ещё там.  

Как мне кажется, мой ребёнок родился с недостаточным эмоциональными ресурсами. Любое, самое пустяковое расстройство накрывает его с головой как большое горе.  
А он ещё начал задаваться сложными вопросами рано, не по возрасту. Сказалась его природная сообразительность. Ну не все же в этой жизни можно объяснить логически. Именно это я говорю ему иногда. 
 При этом я не могу не признать, что, в своем роде он прав. Мне кажется, это самое важное-говорить с ними честно. Эдик ведь тоже прав, по крайней мере с его точки зрения всё логично. 
Как я поняла, у Эдика недостаток эмпатии и более чем достаточно аналитического мышления. У моего сына, видимо, переизбыток эмпатии и неумение справляться с эмоциями.. Очень хочется надеется, что с возрастом оно все у них как-то выровняется. 
Наверное оно и логично – если дано много в одном месте, то в другом должно не хватать.

С моей стороны практические шаги и были таковы – полный отказ от «нелюбимых дел».  Никаких нелюбимых кружков, уборок в его комнате, контроля за учёбой. Собственно это было вынужденной мерой – себе дороже выходило.
Смена школы вообще кардинально и внезапно изменила настроение в доме к лучшему. Мы даже не понимали, в какой чёрной тучи мы живём, пока она не рассеялась.
Ну и, конечно(!!!), я стараюсь поддерживать все его интересы. Он обожает любые экстремальные виды спорта. Везде, тренируемся, где только есть возможность.  Он готов часами отрабатывать какой-нибудь сложный трюк...
Друзей пока не появилось, ну хоть появились какие-то товарищи, с которыми он готов общаться. Я понимаю, что нам ещё предстоит весь подростковый период как-то пережить.  Стараюсь не нарушать этот хрупкий баланс. 

Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Катерина МурашоваАлла, спасибо! Искренне желаю дальнейших успехов Вам и Вашему сыну!
Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

 
Пишет Мария из Москвы:
Скажите, пожалуйста, а как Эдик в Вашем диалоге отнесся (отнесся бы?) к возражению о том, что если бы всем людям пропагандировалось одно и то же, огромное количество товаров перестало бы продаваться, что обернулось бы банкротством массы производств и предприятий? Если бы нам внушалось, что каждому необходим домик с садом, и люди бы в это верили (а он, видимо, полагает, что многие в это верят), популярностью бы пользовались только товары для дома и для сада))). Между тем есть масса рекламы, которая в эту концепцию ну никак не укладывается и вполне процветает. Например:
-- Курсы «личностного роста» и самосовершенствования, в которых обязательно «выйти из зоны комфорта», то есть выйти из своего домика с садом и не возвращаться туда как можно дольше. 
-- Путешествия. Сфоткайся на фоне Эйфелевой башни, Биг Бена и Колизея. Помимо прочего это очень статусно и престижно.
Совсем уж странно звучит его убеждение о том, что молодым людям навязывают домик с садиком. На мой взгляд, общество скорее осуждает тех, кто обзаводится ими слишком рано, а не получает образование, не идет работать и строить карьеру.
Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Катерина МурашоваМария, мне трудно судить за Эдика, но для меня лично "сфоткаться на фоне Колизея" "пройти курсы личностного роста" и завести себе личного коуча вполне вписываются в метафору "домика с садиком". А вот те вещи которые люди описывали в комментах к моему предыдущему посту о ябедах "в крупной корпорации сотрудники обязаны писать жалобы на коллег чтобы обеспечить себе успешную карьеру" - вот это уже как раз то о чем говорил сам Эдик. 
Вы согласитесь, что сражаться за иерархию нынче можно не только с оружием в руках на поле и с баночкой яда в рукаве в дворцовых коридорах?;)
Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Пишет Алиса:

! В тему истории со специфичным 16и-летним юношей. 

В свои 28 лет я наблюдаю, какая есть пропасть между мной и "миллениалами". Казалось бы - не настолько уж большая разница в возрасте - ан-нет. Все эти ребятки, что родились начиная с 1997 года обладают несколько специфичным мышлением в силу того, что их детство пришлось на полноценный расцвет интернет-культуры. Если мое поколение детей 90ых еще видело реальность как таковую и может отделять "зерна от плевел", понимать, где "пудрят мозги", а где можно найти подтверждения или опровержения какой-либо информации, у "миллениалов" этих рамок нет. Все, что они находят в сети, они принимают слишком близко к сердцу и отсюда очень специфичная форма подросткового бунта и протеста. Там, где поколения до 90ых выражали свое несогласие созданием различных неформальных движений, коим присущи определенные ценности и структура, "миллениалы" просто "выпадают" и включают агрессию с каким-то тотальным отгораживанием от реального мира. Отсюда как раз все вот эти вот заумные речи, акцент на собственной избранности (а на деле они все идентичны в своих взглядах, т.к. копируют то, что видят в сети и не очень своим умом пытаются анализировать материал), все эти ЛГБТК-движения, связанные со страхом инаковости...
В какой-то момент я на нескольких таких "миллениалов" очень разозлилась и принялась им разжевывать, что реальность вовсе не такая, какой она представлена в Интернете. Что есть как раз та самая рекламная пропаганда, у которой есть свои правила (я маркетолог и приводила в пример как раз материалы из учебной программы - принципы построения новостей, имиджа и т.д.) промывки мозгов, что в сети почти все выстраивается по этому самому принципу крайностей и преувеличений, что все материалы надо проверять в реальности, придумывая эксперименты или хотя бы изучая статистики разных стран. Приводила в пример расцвет платформы ЖЖ, которая во времена грузинского конфликта очень хорошо всем пользователям показала реалии СМИ-пропаганды, когда в сети пишут одно, а жители Грузии в журналах описывают противоположное и т.д. И, знаете, - начало действовать. Ребятки начали пытаться задумываться, взвешивать все, а не сразу в какую-то одну полярность бросаться. 
Мой взгляд: поколение детей и подростков 2000ых страдает от того, что вокруг них все максимально поляризировано и их надо очень жестко раскачивать, показывая "оттеночную" реальность, в которой нет только черного и белого, а есть масса оттенков серого и не только. Самый банальный пример: долго ходила побасенка про педиатра, что разделил таблетку Аспирина надвое и назначил одну половину пить только от живота, а вторую - от головы. А что это ОДНА И ТА ЖЕ таблетка и действует она одинаково - не учитывается. Вот дети видят мир как-то так... и вот этими вот пафосными речами в духе Цветаевой они все и описывают, отказываясь видеть и описывать реальность как она есть. 
Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Пишет Татьяна из Санкт-Петербурга

Добрый день!

Мне показалось, что это статья сильно перекликается с несколькими, опубликованными ранее. Про маму, слишком заигравшуюсь в «благополучие понарошку» и превратившую жизнь семьи  в полуфабрикат для глянцевого блога. Про папу, считающего, что человек, собственноручно не дававший и не получавший в морду, не может нормально чувствовать  сам и понимать чувства других. И про подростков из Приозерска, которых подташнивает от «манной каши добра», но и не желающих оказаться в позиции комбатанта, который «считается законной военной целью во время боевых действий».

Где-то все это разные элементы одной и той же картинки.  

Подросток, максимально  огражденный от соприкосновений с неприглядной реальностью,  плохо воспринимает границы «понарошку». Ведь рекламный  и реальный«домик с садиком» очень сильно различаются. Реальный домик требует постоянных огромных вложений на ремонт и обслуживание даже вне форс-мажора. А уж если посреди зимы сдохнет газовый котел, то в отпуск в этом году семья не поедет. Голова идет кругом от участия в постоянных бюрократических играх с государством (то кадастр меняй по новым правилам, то забор регистрируй, то пожарные придерутся...).  В суровые времена то наедут братки, то соседним пожаром зацепит.  На работу ездить 3 часа в один конец, столько же добирается Скорая.  Ну и далее по списку.  Т.е. на картинке в рекламе сияющий домик, а в реале вокруг него такая борьба за выживание... Но ему эту борьбу никто не показывает, хотя где-то что-то он понимает и сам. Но реагирует нудежом - обману-у-у-у-ли! Или, наоборот, все он отлично понимает и просто троллит окружающих? Ведь цель этого нудежа - не действенный протест и прорыв к реальности, а требования постоянно доказывать, что глянцевая картинка - не обман, а вот самая настоящая правда. Для этого окружающим требуется максимально брать сложности на себя и прикрывать манипулятора от каждой пылинки.

Даже задыхаясь в сладкой вате заботы и вроде как постоянно против нее протестуя, парень на самом деле крепко верит, что слой этой заботы толст и надежен. Он совершенно не хочет пробиться наружу, к жесткой реальности.  Как раз он рассчитывает на то, чтосколько бы он ни изводил окружающих, ответка ему не прилетит. Не имеют права!  И наверняка считает себя самым умным, что нашел безопасный ресурс для развлечения.  Он крутой, остальные терпилы.

Мне кажется, что разрешиться эта ситуация сможет лишь когда Эдик достигнет совершеннолетия и ватная оболочка детства с него упадет.  Особенно если у родителей хватит решимости не продолжать создавать эту оболочку искусственно.  Когда на его «а почему я должен?» начнут отвечать «потому что Закон!», ему сразу станет очень неуютно. Сломается он при этом или очень цинично впишется в среду, продолжая идти по головам «лохов» - не знаю. Мне кажется, что второе вероятнее.

 

Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Ответка ему не прилетит
Катерина МурашоваТатьяна, в принципе я с Вами согласилась бы, если бы не упоминание Эдика о том, что это он (сильный и циничный) пока уворачивается, а вот его друзьям "уже прилетело". Не думаю что он мне врал, ибо я эту эпидемию "депрессий и апатий" у подростков своими глазами как бы не каждый день наблюдаю. Вот хотите верьте хотите нет но в перестройку (внешние демоны резвились вовсю) ни одного такого обращения не было.
Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Пишет Катерина из Франции:

Уже несколько лет читаю ваш блог на Снобе. Очень интересуюсь психологией в целом и детской психологией в целом.
Мне 22 года и я уже 5 лет живу в Европе. И мне кажется, что проблема навязывания обществом так называемого "идеального дома с садом" особенно остро стоит именно на постсоветском пространстве. Постсоветское общество мне кажется очень осуждающим и местами даже давящим на нынешнюю молодежь. Родителям очень хочется, чтобы ребенок был таким, как все, хотел этого идеального домика, но на самом деле, не все его хотят, но, не все не хотящие готовы поступить как Эдик и стать в оппозицию к обществу. 
 
Многие комментаторы писали, что герой очерка не понимает, что этот "идеальный дом с садом" надо поддерживать, с кадастрами разбираться. Я же подозреваю, что он прекрасно понимает, что это все надо поддерживать в нормальном состоянии, ухаживать и т.д. И в целом это парадигма включает в себя всё то, что считается признаками статусности и успешности: путешествия, саморазвитие, своя недвижимость и прочее.
 
В Европе это давление меньше, как мне кажется, и люди чаще признаются себе в том, чего хотят они и, что самое главное, я гораздо меньше сталкивалась с переживаниями родителей, что их ребенок какой-то не такой или, что он не как все. 
 
Меня, в целом, родители всегда принимали такой, какая я есть, хотя у меня и не было таких социально шокирующих увлечений, как у Эдика. И да, все люди разные. Я не знаю, что конкретно Эдик имел ввиду под никто никому не равен и про то, что даже мы самим себе в разные периоды не равны, но я не думаю, что он хотел сказать, что кто-то хуже, а кто-то хуже. Я представляю себе мир так, что каждый начинает свою жизнь с разного старта, у каждого он свой и не один из них не находится на абсолютно одном, равном. уровне с другим. И каждый из нас двигается своим путем по жизни, делая те или иные выборы. Так вот современный мир во всех своих проявлениях пытается синхронизировать наши выборы, свести море извилистых дорог в один огромный променад, стимулировать всех стремиться к одному и делать тоже - чем более структурировано общество, тем легче им управлять. 
 
Но всегда будут такие как Эдик, которые замечают, что некоторые люди слишком верят во все эти манипуляции и даже не находят момента задуматься, а делают ли они то, что им действительно хочется, и это их будет раздражать. А будут те, кто будет просто делать именно то, что хочется ему, не задумываясь о искренности действий других. И будет счастлив, и не впадет в депрессию или апатию.
 
Надеюсь, что вышло не очень сумбурно. А что касается Эдика, то мне кажется, что было бы круто, если бы он мог говорить со своими родителями о своих и их желаниях, о том, какими мотивами они руководствуются ежедневно в своих действиях и на своих дорогах и, возможно, совместно думая и анализируя, почему каждому из них хочется того или иного. В любом случае, пока желаемые действия не причиняют вреда окружающих, все нормально.
Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Пишет Вячеслав:

Энтомолог-сатанист, ведущий детский кружок, убил меня наповал, и я долго не мог отвлечь свое внимание на основную тему.
Насколько я понимаю, проблема в том, что мама Эдика не хочет остаться в истории как мать Гитлера 2.0. И я ее понимаю. Но на вопрос "Что делать?" ответ в комментариях уже был дан - интересоваться вместе с Эдиком. Да, тяжеловато будет изучать "Майн Кампф" (да и уже поздно, как я понял), но иначе-то как7 Этот Эдик уже слишком хорошо развит для того, чтобы его направляла мама (а вот кое-кто может и направить, см. историю Варвары Карауловой). Положение, конечно, не позавидуешь, но критикой и попытками увлечь вязанием макраме дела не исправишь.

 

Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Пишет Анна из Бельгии:

Читаю вашу колонку на Снобе много лет, впервые попёрлась комментировать, т.к. сюжет мне близок. В комментариях тоже много интересного и знакомого. Правда мы с однокурсниками были постарше, лет по 20 нам было тогда, и у нас были похожие экзистенциальные бесконечные разговоры и депрессии на фоне несовместимости ценностей и теории бытия с современными реалиями и жизнью в социуме (европейском). В результате, каждый нашёл ответы в разных местах - кто завёл семью и детей, кто ударился в буддизм, кто в психологию, а самый депрессивный стал доктором наук по философии :)

Я это к тому, что дело не только в современном мире а в глубоко заложенном парадоксе самоопределения себя, как индивид, личность которая одновременно и часть системы. В буддизме например это очень интересно обсуждается. Так что это не новый феномен, мы слишком склонны быстренько найти куда приткнуть обвинения (современный социум, видеоигры снижающие порог восприятия, капитализм, итп итд) но на самом деле тысячелетиями люди задают себе похожие вопросы о бытие и страдают от когнитивного диссонанса.

Такому развитому юноше, как Эдик почитать бы о разнообразии воспрятия мира, а лучше посмотреть своими глазами. Кажется, люди вот эдакие, а мир вот такой, но стоит попасть в другую культуру (или например субкультуру, если нет возможности путешествовать)и всё меняется. Например, навязанному идеалу о доме можно противопоставить тех же блогеров-перекатиполе, которых всё больше - люди путешествуют и работают по удалённому режиму; или мода на минимализм и энерго-самодостаточные микродомики. Семьи тоже переживают метаморфоз: семьи однополых пар, реконструированные семьи с детьми от нескольких браков, современные коммуны типа хиппи где совместно воспитывают всех детей все взврослые... Т.е. картина общества на самом деле пёстрая. Много можно найти примеров.

Мне кажется, депрессия и фатализм от чувства безысходности, и чтоб побороть это следует двигаться в сторону действия, почувствовать свою силу выбора и влияния на собственное восприятие (впечатление, что всё плохо не обязательно отражает реальность- о предвзятом восприятии и гибкости мышления много написано, та же Кэрол Двек Carol Dweck или Мэтью Саед Matthew Sayed). Теорию сочитать с практикой, т.е. например узнать побольше о разных философских течениях но и о социологии, антропологии, нейронауках - о людском поведении и как "стадо", и как биологическая особь.

 
Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Катерина МурашоваАнна, абсолютно с Вами согласна. Да этап. Да, переживание вечного когнитивного парадокса.
Да, почти все интеллектуалы его проходят так или иначе. Но каждым на входе он переживается в единственном числе и как в первый раз в мире...;)
Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Пишет Елена:
Если исходить строго из написаного, то мне кажется, что из всех разнообразных ответов на "почему" у Эдика заякорилось лишь позиция сильный-слабый. Отсюда и тетрадка с цитатами. Нет социальных договоренностей, этических норм, иерархии, опыта и мудрости. М.б. у родителей не получилось ему в детстве объяснить другие аспекты, почему надо слушать взрослых или делать то, что он не хочет. Не говоря уже о том, что далеко не всегда даже есть время объяснить что-либо в экстренной ситуации, когда один увидел опасность, а другой нет - реагировать надо мгновенно.

В настоящих же его утверждения заметно отсутствие всесторонних знаний, необходимых для таких суждений. Надстройка строится при недостаточном базисе. Он берет всего лишь один аспект и из этого рисует целую картину реальности, причем единую для всех сразу, хотя сам справедливо утверждает, что все не равны (корректнее было бы сказать, что все разные).
Реклама нам показывает не только домик, а все, что можно продать и делается это, исходя из понимания, на какую кнопочку нажать. Далее выбор индивидума: верить-не верить, покупать-не покупать.
Эдик говорит:"Новейшая современная цивилизация построена на тезисе, что все люди равны, фактически одинаковы и всем им нужно одно и то же". Я бы спросила его, что он под этим подразумевает? И как он относится к распределению по кривой Гаусса?

У меня есть в С-Петербурге один молодой родственник - ему сейчас 18. Очень похоже. Я бы сказала - маниловщина. Отрыв от реальности при несомненном интеллекте и желание преобразовать мир, плюс чувство собственной исключительности, что порождает туннельное видение мира. М.б. в силу возраста, отсутствия ответственности и реальных проблем. Один из примеров - заявляет: "Концерты классической музыки должны быть бесплатными". Я - кто за них должен платить? Замешкался - государство. Я - ты знаешь, какой процент людей посещают филармонию? Он не знает. Я - максимум 7%. Почему люди должны отдавать свои налоги на то, чтобы 7% наслаждались? (Не будем дискутировать об облагоражвающем воздействии классической музыки и т. д. - здесь только пример о вульгарной реальности).
 
Согласна с мнением, которое проскальзывало в комментариях и в других статьях Катерины - подобные проблемы, увы, следствие сытости и пресыщенности и нового здесь нет - просто другой виток с интернетной действительностью :)

А юноше было бы полезно начать работать и покрывать свои расходы исключительно за счет заработанного.

Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

пишет Мария из Москвы:


Да, безусловно согласна с тем, что бороться с ядом в рукаве сегодня намного более эффективно, чем с оружием в руках. Кстати, интересно, насколько такая стратегия одобряется в обществе, насколько можно говорить о ее пропаганде. 

С путешествиями, на мой взгляд, все несколько сложнее. Некоторые из них, тут я тоже с Вами согласна, действительно являются продолжением "домика с садиком" -- отпуск с фоточками на фоне Колизея как раз об этом. Но это далеко не все пропагандируемые варианты. Очень престижны стажировки, где никакого "домика с садиком" долгое время не предполагается. Ещё, если говорить именно о нашей стране, весьма популярны идеи о том, что "надо валить из Рашки" (потому что здесь невозможен домик с садиком?). И статус тех, кто-таки "свалил", часто намного выше. Здесь домик с садиком в Европе / Канаде / Штатах рассматривается именно как награда, цель, а не как то, что у тебя будет по факту. Наконец, в современном обществе привлекательна и жизнь "гражданина мира", свобода от многих рамок и обязательств, которые домик с садиком обязательно включает. 
Хотите это обсудить?
Войти Зарегистрироваться

Читайте также

Раньше ябеды зачастую становились изгоями. Но последнее время дети все чаще жалуются взрослым на свои проблемы с ровесниками. Что же делать родителям в таких случаях?
У подростков появляются свои кумиры, идеалы и даже боги. Последние гармонично устроились на стыке технологий, традиционных верований и тинейджерских амбиций

Новости партнеров

В треугольнике детских и подростковых отношений часто забывают про вершину этой сложной геометрической фигуры