Фото: Ксения Праведная
Фото: Ксения Праведная

Ярмарка 

Из Баку до Гейчая на автобусе ехать примерно 4 часа, но местные говорят, что можно добраться и быстрее, если знать, на каких участках трассы не установлены камеры. На первый взгляд, город Гейчай напоминает южнорусскую глубинку: невысокие дома советского типа, большой частный сектор и домашний скот, прогуливающийся вдоль дорог. 

Фото: Ксения Праведная
Фото: Ксения Праведная

В дни праздника граната центральная аллея Гейчая превращается в настоящий восточный базар. Здесь можно найти гранаты разных сортов и все то, что из них делают: от сока и варенья до картин из гранатовых зернышек. А еще традиционные сладости, платки, армуды, украшения из золота, ковры, самодельные игрушки, специи, орехи, сухофрукты и блюда национальной кухни. 

На ярмарке очень людно. Из огромных колонок раздаются то восточные мелодии, то европейская попса, люди танцуют практически посреди дороги, периодически задевая других посетителей ярмарки. Я тоже случайно толкаю кого-то в плечо и спешу извиниться, но человек, которого я задела, не обращает на меня никакого внимания. После пятого столкновения и очередной безуспешной попытки извиниться я понимаю, что здесь никто на такое не обижается. Наоборот, люди словно специально ходят впритирку друг к другу. 

Фото: Ксения Праведная
Фото: Ксения Праведная

Я останавливаюсь у палатки с гранатовым вином. За прилавком стоят два молодых человека, которые одновременно умудряются обслуживать пятерых покупателей. За спиной у них стеллаж с бутылками, на прилавке стоят пластиковые стаканчики и ящички с гранатами. Бутылка вина стоит от 15 манат — около 550 рублей. Желающим попробовать наливают вино бесплатно. Пока я жду своей очереди, к прилавку подходит мужчина, спрашивает что-то по-азербайджански у продавцов, берет гранат и уходит. Я спрашиваю у торговцев, почему этот человек взял гранат, не заплатив.

— Он просто вежливо попросил, — отвечает мне один из продавцов. — Для доброго человека ничего не жалко, даже королевского плода.

— А почему гранат называют королевским плодом? — интересуюсь я.

В ответ на мой вопрос торговец молча протягивает мне стакан гранатового вина. То ли он не расслышал моих слов сквозь шум ярмарки, то ли не захотел отвечать. 

Фото: Ксения Праведная
Фото: Ксения Праведная

Гранатовый завод 

Гранатовый праздник неспроста проходит именно в Гейчае. Помимо того, что этот регион считается гранатоводческим центром страны, здесь находится завод компании Aznar — главного спонсора и инициатора ежегодного фестиваля. Название компании происходит от азербайджанского слова «нар» — гранат. 

После ярмарки для приглашенных на праздник журналистов и бизнесменов запланирована экскурсия по производству Aznar. Находится оно за городом, но завод вполне мог бы находиться и в городской черте: его территория больше похожа на парк. Почти все цеха и склады выкрашены в яркие цвета, во дворе установлены скульптуры, растут оливковые деревья и звучит музыка. Я немного отстаю от группы и спрашиваю у рабочего в синем комбинезоне, всегда ли здесь включают музыку в честь приезда гостей и делегаций.

— Всегда. Бывает ее и без делегаций включают. Так работать веселее, — с улыбкой говорит он. 

— Скажите, а вы не знаете, почему гранат называют королевским плодом?

— Не знаю, так говорят просто. Наверное, потому что его все ценят.

Гейчайский завод Aznar — почти что семейное предприятие. В советские времена им руководил Теймур Ахмедов. 

Почти 40 лет спустя, в 2006 году российский предприниматель и экс-сенатор Совета Федерации Фархад Ахмедов, сын Теймура, стал главным акционером завода и занялся его модернизацией. 

Сегодня на заводе Aznar производят соки и вина. Гранаты сначала моют из шлангов в отдельном цеху, затем отправляют на переработку, а полученный сок хранят в специальных асептических бочках — они позволяют соку не портиться до двух лет без использования консервантов. 

Отдельный большой цех на территории завода — винный. Здесь делают не только гранатовые вина, но и классические виноградные. Большинство вин хранятся в таких же бочках, как и сок, но есть и те, что настаиваются в дубовых бочках. Самое необычное из того, что здесь можно попробовать, — гранатовый ликер и гранатовая водка. 

Королевская плантация 

Сами гранаты выращивают на плантации площадью в 2 тысячи гектар, расположенной в 20 километрах от Гейчая. Туда нашу экскурсионную группу отвозят на следующий день ранним утром на обратном пути в Баку. 

Гранаты растут на невысоких деревьях, до нижних веток без труда дотянется даже человек невысокого роста. Всего на плантации около 400 тысяч деревьев. Преобладают три сорта: Гюлевша, Назик кабуг и Гырмызы габуг. Внутри одного сорта тоже есть свои разновидности. Например, у сорта Гюлевша целых 60 видов.

Фото: Ксения Праведная
Фото: Ксения Праведная

Некоторые гранаты висят просто так, а те, что еще не дозрели, укрыты целлофановыми пакетами на случай заморозков. В этом году такое укрытие скорее мера предосторожности: средняя температура ночью не опускается ниже плюс пяти градусов. До этого участка еще не дошли сборщики урожая — жители Гейчая и близлежащих деревень, которых Aznar нанимает для сезонной работы, — но буквально через неделю на ветках не останется уже ни одного плода.

На плантации нам разрешают срывать сколько угодно гранатов. Менеджер по закупкам Руфан помогает выбирать самые спелые плоды, а заместитель директора по агрополям Незарет тут же их разрезает и угощает всех желающих. Я еще только собираюсь спросить у них, почему же гранат называют королевским плодом, как Незарет берет в руки очередной гранат и говорит: «Первым делом нужно срезать корону».

Короной принято называть хвостик, который находится внизу плода. Из-за него-то гранат и называют королевским.