Храм Христа Спасителя

Фото: Кирилл Зыков/Агентство городских новостей «Москва»
Фото: Кирилл Зыков/Агентство городских новостей «Москва»

Идея восстановить храм Христа Спасителя на месте открытого бассейна «Москва» появилась в 1994 году, а первую торжественную литургию там отслужили уже спустя шесть лет — с 6 на 7 января 2000 года. Лужков вместе с патриархом Алексием II не только возглавлял общественный и наблюдательный советы проекта, но и, по словам скульптора Зураба Церетели, «часто приезжал на стройку, где сам следил за процессом». Восстановление храма Христа Спасителя, как считает московский историк Сергей Никитин, было «серьезной заявкой на президентство, которого, правда, не случилось».

Памятник Петру Первому

Самый неоднозначный памятник «лужковской» эпохи открыли на искусственном (насыпном) острове около «Красного октября» в 1997 году. По одной из версий, изначально Петр I был Колумбом — памятник якобы создавался в честь 500-летия открытия Америки. Но США, Испания и латиноамериканские страны «подарок» от Зураба Церетели не приняли. Статую пришлось дорабатывать — Христофор превратился в Петра Алексеевича, а повод для установки стал «в ознаменование 300-летия Российского флота». Юрий Григорьев, занимавший на тот момент должность заместителя председателя Москомархитектуры, назвал монумент Зураба Церетели слишком масштабным: «Он смотрелся бы лучше где-нибудь на берегу Финского залива». Сразу после отставки Лужкова ВРИО мэра столицы Владимир Ресин предложил рассмотреть вопрос о переносе памятника, но проект оказался очень дорогим, и от него отказались.

Манежная площадь и торговый комплекс «Охотный ряд»

В советское время по Манежной площади ездил транспорт. С 1993 года она стала пешеходной. Тогда же началось строительство подземного торгового комплекса со стеклянными куполами. Площадь над ТЦ украшают фонтаны со скульптурами Зураба Церетели. По одной из версий, «пустую» площадь решили застроить, чтобы на ней не собирались многотысячные митинги.

Дом Музыки

Строительство одного из крупнейших музыкальных зданий в стране закончили в 2002 году. На куполе девятиэтажного здания, расположенного на Космодамианской набережной, установлен десятиметровый скрипичный ключ, автором которого является Зураб Церетели.

Торговый центр «Европейский»

Фото: ТРЦ «Европейский»/Facebook
Фото: ТРЦ «Европейский»/Facebook

Торговый комплекс рядом с историческим зданием Киевского вокзала открылся в 2006 году. Новое здание часто критикуют архитекторы, называя его «застывшим хамством» и «большим тортом со взбитыми сливками».

Дом «Патриарх»

Жилой дом, расположенный на углу Малой Бронной улицы и Ермолаевского переулка вблизи от Патриарших прудов, считается характерным примером «лужковского стиля» — это здание, напоминающее по форме торт. В 2012-м году «Патриарх» признали одним из самых уродливых  строений столицы.

Гостиница «Москва»

Фото: Сергей Киселев/Агентство городских новостей «Москва»
Фото: Сергей Киселев/Агентство городских новостей «Москва»

В 2004 году советскую гостиницу на Манежной площади снесли, а на ее месте построили новое, похожее здание. Сейчас в нем находится отель Four Seasons на 180 номеров и торговая галерея «Модный сезон».

Царицыно

Большой дворец в Царицынском парке был заложен еще по указу Екатерины II в 1775 году, но, когда строительство почти закончили, императрица умерла и проект заморозили. К началу XX века недостроенное здание превратилось в руины. Его достроили только в 2005 году, тогда же были закончены работы по восстановлению местных прудов и парков.

Театр Et Cetera на Чистых прудах

Строительство здания закончилось в 2005 году. Его внешний вид не понравился одному из авторов проекта, архитектору Александру Великанову, который в результате отказался от своего авторства. «Мне просто стыдно, что про меня могут подумать, что я это спроектировал», — заявил он журналистам. По словам Великанова, он занимался только каркасом, а внешнюю отделку делал его коллега Андрей Боков.

Третье транспортное кольцо

Фото: Mos.ru
Фото: Mos.ru

Московское Третье транспортное кольцо — еще советский, реанимированный Лужковым проект, замкнулось в 2003 году после ввода в строй Лефортовского тоннеля. По задумке, ТТК должно было разгрузить столичные дороги, но получилось ровно наоборот. Кроме того, открытие магистрали серьезно повлияли на рынок жилья — квартиры с окнами на новую дорогу стали менее привлекательными.

Подготовили Дмитрий Еловский и Никита Павлюк-Павлюченко