Фото: Кадр из фильма «Маска»
Фото: Кадр из фильма «Маска»

Сергей Мурашов, инженер, специалист по международным перевозкам:

Я бы сказал, что это дело личное, ограниченное лишь ущербом для окружающих. Если организатор мероприятия готов оплатить лечение затоптанных и ремонт поломанного, то и пусть. При этом если кто-то решит, что раздача денег его оскорбляет, то и эту проблему горе-спонсору придется как-то самостоятельно решать.

Алексей Беляков, журналист:

Мне довелось быть свидетелем такой сцены. Мой приятель, мелкий олигарх, скажем так, однажды напился и стал в ресторане швырять деньги. У него почему-то все карманы были ими забиты. Купюры летали по залу, как полоумные бабочки. 

Я быстро скрутил приятеля и буквально вынес на улицу, где сказал ему, что он мудак. Приятель не врубился: почему это? Его деньги, делает что хочет, людям радостно. 

Я попытался объяснить: это не радостно, это мерзко. Если тебе, дураку, некуда девать купюры — вон больница, иди в палату, найди стариков, отдай им. Быстро и молча. Или, если тебе некогда, отдай мне всю эту пачку, я знаю пару детских домов. Я доставлю в целости. 

Приятель усмехнулся: «Ну и какой в этом прикол?»

Больше я с ним не виделся. 

Лиза Питеркина, мотивационный оратор, писатель:

Материализация духов и раздача слонов известны россиянам со времен Остапа Бендера. «Сеятель, разбрасывающий облигации» — что тут удивительного? Подобные трюки в стиле «знаменитого бомбейского брамина-йога» или самого мессира Воланда проделывали Павел Дуров и Владимир Жириновский. С моей точки зрения, такие шоу могут только казаться благотворительностью. Форма их проведения говорит о том, что исполнителю важны зрелищность и эпатаж. 

Насколько корректно заигрывать с малоимущей публикой таким образом, не берусь судить. В изображении Булгакова сцена разбрасывания денег выглядит и страшно, и драматично. А в исполнении наших современников — всего лишь низко. Зачем нужно было разбрасывать деньги, какой смысл был заложен в этот жест, мне не совсем понятно. Конечно, деньги — частная собственность гражданина, и он может ей распоряжаться по своему усмотрению. Но, когда гражданин осознанно привлекает других людей к акту демонстративного распоряжения своими финансами, он выходит за рамки своего личного пространства, и тогда наступает моральная ответственность всех участников контакта за последствия взаимодействия. 

И дело не только в безопасности. Я не знаю, какие чувства испытывали люди, подбирающие падающие деньги с земли, склоняющиеся при этом перед благотворителем. Мне сложно понять, какие чувства испытывал сам благотворитель, наблюдая за людьми, склоняющимися перед ним, чтобы поднять деньги. Но это физическое преклонение в моем воображении выглядит как унижение для тех, кому пришлось нагнуться, во всех смыслах. 

Лично мне неприятно, когда состоятельные люди сорят деньгами на виду у тех, кто находится в заведомо более сложном финансовом положении. В подобных действиях мне не хватает одного — уважения. Уважения к деньгам, которые для меня не хлам и не бумажки, а эквивалент вложенного труда, и уважения к людям, которые не толпа и не сброд, а множество отдельных личностей со своими чувствами, эмоциями и переживаниями. Об этом, видимо, мессиры Дуров, Жириновский и Носаев не подумали. Сожалею.

Александр Хаминский, общественный деятель, юрист:

Этому действу следует дать две оценки: морально-этическую и правовую.

С точки зрения общественной морали вообще и нравственности в частности, подобный поступок можно охарактеризовать одним емким и четким словом — жлобство. Какие бы отговорки и объяснения сегодня ни звучали из уст так называемого «блогера» Носаева, у простых граждан имелся только один повод собраться в этот день на площади: желание получить хоть какие-то деньги. Когда по всей стране набирает силу движение, связанное с запретом эксплуатации животных в цирках, этот «мажор» устроил цирк из людей ради удовлетворения своего собственного тщеславия.

Лично я на постоянной основе оказываю материальную помощь детям с синдромом Дауна и людям с психическими расстройствами, а также помогаю приютам для бездомных собак. И для меня подобные «шоу» никак не укладываются в рамки человеческого приличия.

Теперь о правовых последствиях. Для подобных деяний существует четко определенная норма административного законодательства, а именно ст. 20.2.2 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за организацию массового одновременного пребывания граждан в общественных местах, повлекшего нарушение общественного порядка. Ввиду наличия квалифицирующих признаков, таких как получение рядом граждан в результате давки травм, а также кражи мобильных телефонов, кошельков и других ценных вещей, применению подлежит вторая часть указанной статьи. С учетом незначительности суммы предусмотренных денежных штрафов для конкретного правонарушителя суд мог бы назначить наказание в виде обязательных работ сроком до 200 часов либо административный арест до 20 суток.

Говорю об этом в сослагательном наклонении, потому что никакого суда не было и, скорее всего, не будет. Правоохранители, ведомые неизвестно чьими подсказками, провели проверку в отношении состава административного правонарушения, которого в данном случае изначально не было. А имевший место состав «случайно» не заметили.

Когда мне говорят, что «против танка не попрешь», я всегда привожу пример из собственной правозащитной практики. Полтора года назад я добился привлечения к ответственности по той же самой статье Тимати и Егора Крида, перекрывших Большую Дмитровку в Москве в период проведения чемпионата мира по футболу. И никакая «дружба» с сильными мира сего не помогла известным рэперам.

Рами Крупник, адвокат, нотариус:

В детстве меня родители никогда не били. Зря, наверное, но сейчас не про то. Сразу почему-то вспомнил единственный подзатыльник, который ребенком получил от бабушки — я бросил кусок хлеба под стол, а она мне отвесила легкий подзатыльник, а потом плакала в спальне. Еду выбрасывать было категорически запрещено. Бабушка в начале сороковых прошла концлагерь и даже любимому внуку не могла позволить бросать еду.

Еда ладно, мы сейчас в другое время живем. Еда портится, фрукты-овощи гниют, а испорченное уже никому не отдашь. Не то чтобы всем всего вдоволь, но почти. А вот деньги бросать, на мой взгляд, ханжество. Впрочем, как и зажигать сигареты деньгами, платить десятки тысяч долларов за бутылку вина, отдавать миллионы за коллекционные машины, которые дороги почти не увидят… Примеров много, всех не перечислишь. А ведь выброшенные деньги стольким людям могут помочь.

Интересно, стал бы тот блогеришка разливать лекарство, предназначенное для больного раком? А деньги, на которые такое лекарство можно купить, для него позволительно разбрасывать? Подзатыльника таким жлобам мало. Им нужно создать такую атмосферу, чтобы начали ценить незаслуженно добытое. Пожили бы так годик-другой, глядишь, и мир лучше стал бы, добрее, что ли.

Максим Саблин, юрист, кандидат социологических наук, путешественник, автор романа «Крылатые качели»:

Не думаю, что блогер заслуживает долгого морализаторства, он молодой, ну, а кто в молодости не совершал неоднозначных поступков? Возможно, он действительно так видел помощь своим подписчикам, и определенно, деньги пригодились тем, кто их поймал. По сути, он сделал неплохое дело, хотя да, по форме получилось издевательски и унизительно для собравшихся людей. Было ли это сделано так с целью унизить? Я склонен думать, что нет. И, по крайней мере, его не назовешь праздным, он ведет блог, снимает достаточно интересные ролики. Но нужно задать вопросы его учителям, так как, на мой взгляд, здесь требуется определенная коррекция жизненных ценностей и поведения.

Подготовила Татьяна Санькова