В наушниках и со свободными руками. Как аудиоконтент способствует многозадачности
Я всегда пыталась успеть как можно больше. Казалось, что чем больше успею, тем я эффективнее. Теперь я учусь отличать качество от количества, отделять важное от второстепенного. В какой-то момент я стала получать столько писем и сообщений, что поняла: ответить на все невозможно. Это очень приятное чувство — разрешить себе на что-то забить, отложить, отказаться. Развиваю культуру отказа, себе самой в том числе.
Я почти все время что-то слушаю — и по работе, и для удовольствия. Живу в наушниках — иду в них на работу, с работы, занимаюсь спортом, путешествую. Это очень удобно, когда заняты руки и глаза, и когда я делаю что-то, что не требует полноценного включения в процесс.
Раньше для многих людей были важны вечерние выпуски новостей, а сейчас мы весь день получаем пуш-уведомления о важных событиях и утром первым делом хватаемся за телефон, потому что у нас информационное голодание. Поэтому я думаю, что утреннее прослушивание аудио будет расти: это потенциально популярный сценарий для человека, который пытается успеть все. Аудиокниги, так же как и подкасты, легко встраиваются в ежедневную рутину, поездки, пробежки, прогулки, укладывание детей. Мы все вынуждены много успевать, аудио позволяет потреблять параллельно. Моя десятилетняя дочь читает книги, а по пути в школу их же слушает. Мне нравится этот ее способ использовать время эффективно.
Слушателей подкастов в России все еще чудовищно мало, в то время как больше половины населения США хотя бы раз в жизни слушали подкаст, а треть американцев делает это регулярно. Этот рост медленный, но неизбежный. Еще 10 лет назад люди изучали программу телепередач и спешили домой, чтобы успеть посмотреть то, что им интересно, а сейчас мы перестаем смотреть линейное телевидение и переходим в режим потребления on-demand: скачиваем любимый сериал, ищем ролик на YouTube и сами решаем, что и когда смотреть. И чем дальше, тем больше мы привыкаем выбирать. То же самое происходит с аудио. Важную роль тут играют и технологии: еще недавно аудиоконтент скачивали на устройство и только потом воспроизводили, а теперь можно слушать в стриминговом режиме, то есть практически онлайн.
Думаю, что конкуренции между аудиокнигами и подкастами нет. Это разные жанры, но, безусловно, эти сегменты рынка взаимосвязаны: развитие аудиокниг влияет на развитие подкастов, и наоборот, все-таки чем больше люди привыкают слушать, тем больше аудитория. Я, например, не испытываю трепета перед шелестом страниц и запахом бумаги — это важные ощущения, но они не смогут затормозить прогресс. Ничто не остановит людей в их желании делать что-то быстрее и удобнее.
Начиная слушать аудиокниги, лучше подбирать их не под то, чем вы планируете заниматься, а под свой интерес. Для меня важной причиной для прослушивания аудиокниг стали дети. Когда так устала за день, что нет сил играть и говорить с детьми о чем-то осмысленном, можно просто вместе послушать подкаст, книгу или лекцию: в этот момент вы с ними, но вы делегируете аудиокниге ваш разговор и вместе узнаете что-то интересное. Моя коллега Катя Кронгауз недавно путешествовала и рассказала, как они так слушали целые аудиоспектакли, и после этого мы с детьми послушали в Storytel «Зверский детектив» Анны Старобинец и Sapiens Харари — для них это пока довольно сложный текст, но аудиокнигу можно останавливать и что-то объяснять. Еще мы вместе с моим младшим сыном Мишей обнаружили аудиоверсию сказки «Золотой ключик» — это было его домашнее задание в школе, он прочитал и «Буратино», и «Пиноккио», но какие-то фрагменты мы еще и послушали, чтобы он повторил для себя то, что мог не усвоить, когда читал.
В аудиокниге для меня важна интонация. Например, я люблю Дмитрия Глуховского, но слушать книгу в его собственном исполнении — это был эксклюзив на Storytel — мне было трудно, хотя он отлично читал. Зато «Зверский детектив» зашел отлично: он сделан как аудиоспектакль на детской пластинке, и интонации актеров мне очень понравились.
Для записи аудиокниги можно выбрать актера или чтеца с необходимыми интонациями и тембром, подходящим для текста, а в подкасте обычно звучит голос ведущего, который формулирует свою мысль на ходу, и тембр голоса и манера речи не первостепенна. Но форматы подкастов становятся все разнообразнее, и сейчас мы в студии «Либо/Либо» записываем что-то между аудиокнигой, спектаклем и подкастом. Мы берем небольшие произведения современных российских авторов — Улицкой, Сальникова и других — и «помещаем» их в те пространства, где они могли бы быть прочитаны: метро, больница и так далее. Это похоже на традиционный читательский опыт: человек сидит с книгой, а звуки вокруг него вплетаются в мир, созданный автором книги.
Подготовила Юлия Гусарова