Эмодзи за дружбу. Почему подростки так любят Snapchat
Snapchat — мессенджер, запущенный еще в 2011 году (WhatsApp запустили в 2009-м, а Telegram — в 2013-м), но в России он все еще воспринимается как что-то новое. Возможно, потому что его каждый год открывают для себя очередные дети и подростки, а с ними и их родители.
Это приложение — полноценный игрок рынка, правда, не нашего. Общая месячная аудитория мессенджера — 360 млн человек, ежедневно его используют 218 млн. 90% аудитории приложения — молодые люди от 13 до 24 лет. 41% американских подростков предпочитают Snapchat другим социальным платформам и мессенджерам.
В обозримом будущем Snapchat почти наверняка увеличит долю пользователей в России, но присмотреться к нему стоит не только поэтому. Косвенно приложение и его создатели влияют на нас уже сейчас: секретные исчезающие переписки, сторис, маски дополненной реальности пришли в популярные у нас приложения из быстрого Snapchat.
Еще один мессенджер
В этой серии материалов я рассказываю, как устроены современные социальные сети, популярные у детей и подростков. Что же такого в этом мессенджере и зачем рассказывать о нем вслед за TikTok и Likee?
В Snapchat акцент сделан на эмодзи, гифки, игры, стикеры, маски и линзы. Все это если и есть в других мессенджерах или сетях, то вовсе не на первом плане. Здесь эти дополнительные эффекты используют как основные. По сути Snapchat — это гибрид мессенджера и социальной сети. Если вам казалось, что такой гибрид — это Facebook, то нет, там все по-взрослому: переписка отдельно, статусы отдельно. Snapchat гораздо более продвинутый.
Слово — воробей
Главная фишка Snapchat — возможность установить срок существования сообщения. Фото, видео или текст исчезнет через 10, 9, 8, 7… секунд, или останется, если хозяин позволит.
Бог весть, как создатели Snapchat придумали решение, которое так понравилось молодым пользователям по всему миру — к сожалению, все тексты о раннем становлении этого приложения посвящены судебным тяжбам основателей.
Как они уловили эту фрустрацию от неразлагаемого цифрового следа, который как та пластиковая бутылка — использована единожды, но существовать будет десятки, а может, и сотни лет. Где-то в виртуальных облаках существуют острова информации о каждом из нас, и не все из них красивы, некоторые — мусорные. Только представьте: у каждого представителя этого поколения есть в облаке фото в подгузнике, и они ничего не могут с этим поделать. Должны ли они были оценить возможность управлять сроком годности цифровых свидетельств? Ну конечно.
Исчезающие сообщения позволили пользователям снова дурачиться и не думать о цифровом следе, который есть теперь у каждого. К слову, в судебных разбирательствах основателей Snapchat использовались скрины стандартной переписки в мессенджерах. Ох, как они пожалели об этом, я полагаю. Не было бы этих сообщений — и проблем бы не было.
Однако формат «Снапчата», как оказалось, чреват разными экспериментами, которых очень испугались родители. В первую очередь секстинга — это когда пользователи рассылают интимные фото и эротические сообщения. В Snapchat они стали делать это охотнее, зная, что те исчезнут. Да, получатель может сделать снимок экрана и об этом придет уведомление в переписку. Но только в том случае, если скриншот был сделан с помощью встроенной функции телефона. Сторонние приложения позволяют фиксировать такие сообщения «инкогнито». К тому же «снэпы» можно заснять и на другое устройство. Объяснить подросткам, что в интернете по-прежнему нет гарантий полного исчезновения, непросто. Случаев, когда сексуальные снимки на следующее утро разлетались по чатам одноклассников, было множество.
Настоящие дружеские отношения
Snapchat ориентирован на внедрение инноваций. Его создатели не только придумали исчезающие сообщения, сторис, экспериментируют с дополненной реальностью, микроиграми и другими технологиями. Уже сейчас вы можете подключить Spectacles — самые стильные очки дополненной реальности, которые позволят снимать видео и сразу же отправлять его в истории Snapchat. Но ставку в этом приложении сделали на «дружеские отношения». Именно поэтому здесь так много детей и подростков. Вот некоторые фишки, которые буквально «привязывают» к нему детей.
Баллы и бейджи. Никто не присваивает вам баллы за то, что вы переписываетесь с друзьями в телеграм, так ведь? А Snapchat это делает. Если вы поддерживаете переписку три дня подряд и больше без перерыва (Snapstreak), то получаете особую «ачивку» дружбы и дополнительные баллы к своему Snapchat-статусу. Такое цифровое подтверждение дружбы может много значить для детей.
[image id="2193531" align="center"]
Bitmoji. Вы можете сделать персонализированные эмодзи в полный рост с вашим лицом, волосами, типом фигуры. Они не так красивы, как анимированные объемные эмодзи в последней iOS, зато из них приложение делает фильмы — мультяшные истории, в которых составленный вами битмодзи — главный герой. Битмодзи настолько простые, что в каждом чате генерится пакет стикеров, на которых вы и тот человек, с которым вы переписываетесь, показаны в разных ситуациях: обнимашки, признания в любви, комичные ситуации. Вот это, к примеру, стикеры со мной и моей подругой.
[image id="2193532"]
Cameo. Это короткие гифки, в которые подставляется ваше лицо. Есть гифки на два лица, в которых вы и ваш «друг по переписке» танцуете или едете на мотоцикле.
Мини-игры. Вы можете нарисовать рисунок и предложить другу угадать, что это. Такое сообщение вовлекает получившего в эту игру. Есть игры, где можно соревноваться в стрельбе по AR-объектам и тоже делиться результатом в переписке.
Карта
Snap Map отображает ваше местоположение на карте в режиме реального времени. Его могут видеть те, кого вы добавили в друзья, а вы можете видеть их местоположение, если они вам разрешили. Эту функцию можно отключить или использовать ее в режиме «Призрак», который позволяет вам видеть карту, но не показывать себя на ней. И я бы советовала всем родителям объяснить детям, почему необходимо отключить видимость. В друзьях у пользователя Snapchat могут оказаться незнакомые люди. Там нет гонки за подписчиками, как в Likee, но поговорить с ребенком о том, кого он добавляет в друзья и что это означает, несомненно, нужно. Если вы уверены, что в друзьях только «свои», то эта функция может быть интересной, особенно когда группа друзей посещает одно мероприятие.
На Snap Map также представлены новости и события со всего мира. Кликнув на точку, вы можете посмотреть геолоцированные снэпы.
Кроме геолокации в приложении есть и геофильтры — элементы, которые можно разблокировать, только посетив определенное место. Тогда ваш контент станет виден не только друзьям, но и всем пользователям, кто также побывал в этом месте. Бренды все чаще создают свои геофильтры, чтобы пользователи таким образом рекламировали их. Ребенок и сам может создать специальный геофильтр, например, для своего дня рождения, чтобы друзья могли добавить его к своим фотографиям.
На самом деле популярность Snapchat падает. В прошлом году компания не выполнила обязательств перед инвесторами. Но в этом году создатели обещают масштабный редизайн приложения, который поможет еще лучше поддерживать «настоящие дружеские отношения». Так что этот мессенджер может еще появиться в жизни ваших детей.