К 2060 году число городского населения увеличится вдвое — с 3,5 до 7 млрд человек, поэтому все, что человечество сделает или не сделает в ближайшие десятилетия, будет определять жизнь миллиардов людей. Сейчас мы строим города, ориентированные на 30-летних, а они должны быть одинаково комфортны и безопасны для 8-летних и 80-летних жителей — все, что хорошо для этих возрастов, подойдет и для остальных. 

Последние 40 лет в транспортную инфраструктуру инвестировали миллиарды долларов, но проблему с мобильностью решить так и не удалось — мы продолжаем стоять в пробках. Города будущего должны быть для людей, а не для автомобилей.

Изменения — это всегда сложно. Везде есть горожане, которые будут выступать против них, но проблему нужно решать. Закройте часть улиц для автомобилей и откройте их для людей, хотя бы на выходные. Улицы занимают треть города, это самые крупные общественные пространства. Поставьте в приоритет оборудование пешеходных и велосипедных дорожек, и горожане станут физически активнее, а, значит, здоровее. Зимой в Копенгагене от снега чистят, в первую очередь, пешеходные, затем велосипедные дорожки, и только потом автомобильные — и это работает: 41% горожан ежедневно пользуются велосипедами. «В Норильске невозможно кататься на велосипеде, слишком холодно», — скажете вы. Но, может, стоит поучиться у скандинавских стран? Там тоже довольно холодно, но нет понятия «плохая погода»: если вам холодно, вы просто недостаточно тепло одеты. В правильно подобранной одежде можно гулять и кататься на велосипеде когда угодно.

Передвижение должно быть безопасным. Множество людей гибнет под колесами автомобилей. Ограничьте скорость езды на второстепенных улицах до 30 км/ч, и это снизит смертность в ДТП среди пешеходов до 5%. Разделите пешеходные и велосипедные дорожки бордюрами или проложите их на разном уровне, и люди будут чаще ходить и кататься на велосипедах. Пешеходные дорожки — одни из самых важных элементов инфраструктуры любого города. Но о какой безопасности может идти речь, когда мы ставим посреди них фонарные столбы, позволяем там парковать автомобили, а сами дорожки не подходят для передвижения людей с ограниченными физическими возможностями?

В Норильске только 1% жителей пользуется велосипедами. При том, что город может стать идеальным для велосипедистов: он небольшой, расположен на равнине, из одной точки в другую на велосипеде можно добраться за 10-15 минут — сейчас люди то же время тратят на ожидание автобуса. Велосипеды здесь не покупают не потому что холодно, а потому что нет нужной инфраструктуры, и, значит, люди не чувствуют себя в безопасности.

Цивилизованный город — не тот, в котором даже у бедных есть автомобиль, а тот, где даже богатый пользуется общественным транспортом. Сделайте больше обогреваемых остановок, чтобы людям было комфортно ждать автобус.

В городах будущего должно быть больше парков, скверов, площадок — больших и малых, чистых, безопасных, чтобы туда хотелось возвращаться. Важно не только расставить скамейки и поддерживать чистоту, но и организовать там что-то интересное, например, регулярно показывать фильмы, устроить занятия йогой и танцами, залить каток и т.д. У Норильска большой потенциал для переоборудования дворовых пространств. Да, тут затяжные зимы, но нужно просто поменять формат мышления и научиться наслаждаться зимой. Коренные народы Севера любят зиму. Давайте поучимся у них и перестанем жаловаться на холод. Больше, чем холод, люди не любят темноту, поэтому важно обеспечить в городе разноцветную иллюминацию не только на праздники. Сделайте так, чтобы город светился 6-8 месяцев в году. Однако не копируйте идеи бездумно, совершенствуйте и адаптируйте их под свой город и делайте жизнь в нем комфортной.

Подготовила Анна Алексеева