Generation Спи! Истории и мифы московского микрорайона Щукино в фильме «Сны на районе»
Ɔ. Как начался этот проект?
Кирилл Адибеков: Вся эта история появилась, наверное, года полтора назад. Мы работали над открытием большой культурной институции в центре Москвы и решили понять, что это вообще за город, как он меняется и что в нем происходит прямо сейчас. А для того, чтобы изучить такой разносторонний и быстро меняющийся город, как Москва, нужно пойти по направлению из центра. Результатом этого стала программа, которая называется «Расширение пространства» и у которой есть подзаголовок «Из центра». Мы попробовали, пользуясь инструментарием современного искусства, зайти в разные районы Москвы и по-новому взглянуть на жизнь и самоощущение людей. В результате получилась довольно разнообразная программа, в рамках которой мы решили сделать в том числе и что-то, связанное с кино. Появился такой двухчастный проект. С одной стороны, был небольшой кинофорум, который мы сделали вместе с Mоскино, показав какое-то количество фильмов и попросив зрителей проголосовать за те, что им понравились. Впоследствии эти фильмы мы дополнительно показывали в разных кинотеатрах сети Москино, охватывая тем самым карту Москвы. А второй частью проекта стала киномастерская, которую мы придумали с Андреем. Мы с ним как-то случайно встретились, потом созвонились, и так все пошло-поехало.
Андрей Сильвестров: Хочу отметить, что встретились мы на показе фильма Годара «Прощай, речь». В этом смысле Жан-Люк Годар является крестным отцом нашей мастерской. Прошу записать это в протокол.
Кирилл Адибеков: Андрей умеет выступить так, что в принципе можно дальше ничего и не говорить. В общем, мы решили придумать такую историю — сделать open call и позвать местных жителей, людей, которые, возможно, напрямую никак не связаны ни с искусством, ни с кино, поучаствовать в мастерской. Не в смысле обучения, а в смысле эксперимента: что, если мы соберемся в одном из районов Москвы и попробуем средствами кино изучить, что там происходит, как и чем там живут? Может быть, изучить себя. У нас появилось, по-моему, чуть больше двухсот заявок, и Андрей сказал, что хочет всех принять. Мы ужаснулись, потому что двести человек — это все-таки очень много. В итоге мы отобрали, по-моему, около тридцати, и после нескольких месяцев работы из них получилось тринадцать маленьких фильмов, которые составили альманах. Но кроме этого альманаха будет еще несколько частей: веб-сериал и фильм, который Сильвестров делает как режиссер. Все это запланировано к показу на ГЭС-2, когда в этом году там заработает кинотеатр.
Ɔ. А что они писали в заявках?
Андрей Сильвестров: Это были очень разные заявки и очень разные люди. От взрослых и уже сложившихся до совсем молодых. Моя любимая заявка заканчивалась словами: «А еще я люблю имя Ежи и когда не переспрашивают». Это написала Света Яковлева, которую мы, естественно, взяли. Это люди очень разных компетенций. Некоторые — уже состоявшиеся, с высшим образованием и опытом работы в кино. А некоторые вообще без какого-либо понимания, куда они пришли, но сами по себе очень интересные. Основной принцип, который мы исповедовали и по которому я вообще прошу оценивать эти работы, — то, что мы не пытались сделать хороший или плохой фильм. Мы пытались через медиа выразить человека. Поэтому назвать какой-то фильм из нашего альманаха плохим — это все равно что про человека сказать: «Ты плохой!» Мне кажется, эта глубинная философия, которую, в частности, исповедует V-A-C, где этическое и эстетическое тесно переплетены, позволяет увидеть, как устроено современное общество. Мне очень нравится этот подход, когда мы уходим из центра: это возможность посмотреть на себя как на периферию, посмотреть на себя как на другого и, как ни парадоксально, обнаружить себя в центре. У нас на самом деле очень гуманистический проект, где в центре оказывается человек, который может позволить себе сказать: «А еще я люблю имя Ежи и когда не переспрашивают». Вот эта искренность, вроде бы детская, но на самом деле присущая каждому, даже нам, циничным пожилым толстякам, — мне кажется, именно она заставляет любить искусство.
Кирилл Адибеков: Я бы, наверное, дополнил то, что говорит Андрей, такой важной деталью. В том, что люди раскрепощались и начинали говорить о себе простым языком, важную роль сыграла концепция сна. Им предложили пофантазировать на тему сна, и это дало очень сильный долгоиграющий эффект. Люди, которые к нам пришли, были действительно очень разными — одни юные и трогательные, другие тоже трогательные, но чуть постарше и уже с абсолютно сложившейся карьерой. Но идея со снами показалась им интересной, и именно эта концепция всех объединила.