Начать блог на снобе
Все новости

Общество

Редакционный материал

«Дети наглеют не сами по себе».

Дима Зицер об ответственности за оскорбление учителей

Общероссийский профсоюз учителей предлагает ввести штрафы за оскорбление педагогов, а за нанесение побоев преподавателям — уголовную ответственность. О том, насколько эффективны такие меры, «Сноб» поговорил с педагогом Димой Зицером

5 марта 2020 16:59

Альберт Анкер. Школьный экзамен. 1862 Иллюстрация: Wikimedia Commons

Каждый раз, когда кого-то обижают — учителя, ребенка, вообще любого человека, —  мы хотим наказать обидчика. Это естественно. Я, конечно, обеими руками за то, чтобы люди могли защитить себя, и за то, чтобы для этого были предусмотрены соответствующие механизмы, но я за то, чтобы все люди могли защитить себя. Закон начинает действовать, когда все участники процесса или взаимодействия начинают понимать, во-первых, что они защищены, во-вторых, что у них есть права, и, в-третьих, что у них есть механизмы, с помощью которых они могут отстаивать свои права. 

Бывают ситуации, когда ученики обижают учителей — это чистая правда, но существует огромное количество случаев, когда все наоборот. И в том и в другом случае речь идет о нарушении прав человека. Детям и взрослым нужно понимать,что права человека никак не зависят от его профессии. 

Кроме того, дети наглеют не сами по себе, их этому кто-то научил — возможно, родители, а, возможно, и сами учителя. Разве мы не слышали про учителей, которые постоянно орут на детей — только так и разговаривают? Разве мы не знаем учителей, которые требуют полного, беспрекословного подчинения? На самом деле система, в основе которой лежит насилие и подчинение, — это бешеная мельница, которая крутится во все стороны. 

У меня возникает вопрос: почему детям в школе бывает так плохо, что в учителе они начинают видеть врага?

На минуточку стану «адвокатом дьявола»: вот я представляю какого-нибудь человека, которого сильно обижают дома, который видит только одну модель поведения — как сильные подавляют слабых. Он видит это дома, на улице, в школе, в которую его заставляют ходить. Пока он маленький, он подчиняется, но в какой-то момент он понимает, что наконец-то поднабрался силенок и теперь может этому противостоять. И он противостоит единственным способом, которому его научили: проявляет агрессию.  

Как показывает практика, в ситуации конфликта администрация школы в большинстве случаев на стороне учителя. За детей, конечно, могут вступиться родители, если они знают о проблеме. А если нет? Ученик не видит другого способа, кроме как «мочить» преподавателя, — у него нет механизма защитить свои права. И новый законопроект таких механизмов для детей не предусматривает, а это, в свою очередь, чревато перегибами. Поэтому я боюсь этого законопроекта, хотя я и за него в общем. 

Есть еще один неприятный момент во всем этом. Поправки в закон, которые предложил профсоюз учителей, призваны бороться с симптомами, а не с самой болезнью. У меня возникает вопрос: почему детям в школе бывает так плохо, что в учителе они начинают видеть врага? Это ни в коем случае не оправдание безобразного поведения, но это констатация того, что большинство учеников не понимает, зачем они вообще ходят в школу. Когда человек находится там, где ему комфортно, в 90% случаев он будет вести себя адекватно. 

Всем должно быть понятно, что к человеку нельзя применять ни физического, ни морального насилия. Это — основа всего

Еще раз подчеркну, я не говорю, что учителя не должны себя защищать — должны, но только для того, чтобы создать эту защиту, недостаточно ввести штрафы. Прежде всего, всем должно быть понятно, что к человеку нельзя применять ни физического, ни морального насилия. Это — основа всего. Школа должна быть вправе ставить определенные рамки и говорить: «Наша школа устроена определенным образом», «В нашей школе есть определенные правила, и их должны соблюдать все». Все, а не только ученики, причем желательно, чтобы они тоже принимали участие в разработке этих правил — это уже следующий виток. Но сделать это можно только при принятии закона об автономности школ. 

Учитель будет чувствовать себя защищенным, когда дети тоже будут чувствовать себя защищенными. Когда у всех будут механизмы отстаивания своих прав и всем будут понятны правила игры. Когнитивный диссонанс между свободой, которая существует в мире, и жесткими рамками, которые предлагает школа, будет вести к усилению конфликта. Изменить это можно, и мы должны это сделать, но только наказывать хулиганов — недостаточно. Их будет становиться еще больше, они будут получать по голове еще и дома, а потом мы будем встречать их на улице, обученных системой тому, что «кто сильный, тот и прав». 

Записала Ксения Праведная

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Хотите это обсудить?
Войти Зарегистрироваться

Читайте также

Объявление конфликта отцов и детей вечным как будто дает нам право не заморачиваться, не рефлексировать особо, ведь все поколения жили так. Между тем такая позиция не просто банальна, она опасна, особенно в наше время
После того как 170 учеников школы 622 в Санкт-Петербурге организовали профсоюз школьников, учителя обвинили их лидера, десятиклассника Леонида Ш. в экстремизме и пригрозили ему отчислением и прокуратурой. Однако такие случаи будут повторяться вновь и вновь, а самоорганизацию наших детей не следует воспринимать как угрозу «миру взрослых»
Для чего нам сегодня нужны учителя