Все новости

Как жить

Редакционный материал

Как стать компетентным

В своей новой книге «Ваш источник мотивации: Как захотеть сделать то, что нужно» (издательство «Альпина Паблишер») эксперт в области повышения мотивации сотрудников Сьюзен Фаулер объясняет, почему денежное вознаграждение, социальный статус или престиж не всегда могут стать отличным мотиватором. Опираясь на последние научные исследования, автор доказывает, что мотивация — это навык, который можно развивать с целью улучшить свои знания и качество жизни. «Сноб» публикует одну из глав

10 марта 2020 10:51

Фото: Nicole Baster/Unsplash

Не позволяйте себя обманывать 

Вы наверняка не раз смотрели по телевизору конкурс талантов. Участник выходит на сцену, совершенно уверенный в себе. Он оптимально мотивирован —  ведь ему нравится петь и он брал уроки, чтобы совершенствовать свою компетентность. Он абсолютно искренне считает себя замечательным певцом, потому что его постоянно уверяют в этом родные и друзья, которые боятся сказать близкому человеку правду, чтобы не растоптать его мечты. Весьма благородное поведение. Но когда вы начинаете слушать пение этого участника, вам очень хочется, чтобы кто-нибудь оценил его способности объективно и заблаговременно сообщил ему всю правду об уровне его мастерства.

Не думайте, что честная обратная связь убивает мечты, —  напротив, она необходима для овладения навыками и достижения целей.

Естественно, судьи обрушивают на конкурсанта строгую критику. Бедняга просто не может в это поверить: его только что признали недостаточно компетентным —  да быть того не может! Уверенность в своих силах — это прекрасно, однако не стоит заблуждаться на свой счет, считая, что у вас имеются все необходимые навыки, если на самом деле их нет и в помине. Для успешного достижения конкретной цели вы должны не просто чувствовать себя уверенно. В какой-то момент нужно реально продемонстрировать собственное мастерство. 

Вы подрываете свою компетентность, если, двигаясь к цели, не видите достаточного прогресса в ее достижении.

Компетентность необязательно равна совершенству. Все зависит от вашей конкретной цели. Допустим, вы увлекаетесь горными лыжами и пока еще не научились спускаться по так называемым «черным» склонам (то есть максимально опасным и сложным трассам, предназначенным для профессиональных спортсменов). Но вы можете обретать компетентность, если хорошо освоили более легкие трассы и сосредотачиваетесь на том, чему учитесь, наблюдая за собственным прогрессом каждый раз, когда съезжаете с горы. Но ваша компетентность окажется разрушена, если вас будет смущать или разочаровывать тот факт, что после нескольких лет тренировок вы по-прежнему бороздите лишь «детские» трассы. Если за определенное время человек не продвинулся на пути к своей цели покорения «черных» склонов, то весьма вероятно, что он вообще бросит это занятие. Но если ваша цель просто получать удовольствие от вылазок в горы, общения с друзьями и горячего шоколада у камина в конце дня, то для обретения компетентности вам может оказаться вполне достаточно «детских» трасс. 

Не подрываете ли вы свою компетентность? 

Чтобы не допустить подрыва компетентности, придерживайтесь следующих рекомендаций:

  • Не считайте, что краткосрочные и даже окончательные результаты важнее обучения и развития.  

  • Не отказывайтесь от тренингов, инструкций и советов и ни в коем случае не избегайте их.

  • Не зацикливайтесь на ошибках, извлекайте из них уроки и двигайтесь дальше.  

  • Не стесняйтесь признать, что чего-то не знаете или не умеете: активно обращайтесь за указаниями и поддержкой, которые нужны вам для достижения целей.  

  • Помните, что совершенству нет предела, то есть возможности для прогресса существуют всегда.  

  • Игнорируйте критиков, которые голословно утверждают, что вы не подходите для осуществления той или иной цели или для выполнения определенной задачи, не предлагая при этом адекватную обратную связь, которая поможет вам развиваться. 

  •  Составьте план действий по достижению цели, обязательно включив туда обучение.  

  • Перестаньте сравнивать себя с окружающими и считать себя хуже других. Вместо этого используйте информацию о том, что и как они делают, то есть возьмите чужой опыт на вооружение.  

  • Никогда не предполагайте наличие у себя компетентности без достаточных на то оснований. Если вы не можете продемонстрировать на практике тот или иной навык, оцените себя объективно и учитесь. 

Не стоит недооценивать силу, которую дает вам способность эффективно управлять своей повседневной жизнью. Мари Кондо — живое тому доказательство. Ее руководство, посвященное «магической уборке», как она сама это называет, стало настоящим бестселлером и получило на Amazon более 8000 пятизвездочных отзывов. 

На сегодняшний день в мире продано свыше 7 млн экземпляров этой книги! Мари Кондо не просто объясняет, как рационально складывать все, от носков до рубашек, используя особый вертикальный метод. Она придает смысл реорганизации многочисленных шкафов и ящиков, призывая хранить только те вещи, которые действительно приносят вам радость! 

Издательство: Альпина Паблишер

Наука о мотивации объясняет успех подхода, которым руководствуется Кондо. Ее рекомендации, как принимать осмысленные решения относительно того, что нужно сохранить, что отдать другим, а что и вовсе выбросить, помогают нам обрести выбор и сопричастность. Но настоящее волшебство начинается, когда вы овладеваете навыками, необходимыми для разумной организации собственного пространства, чувствуя восторг от обретения компетентности.  

Если вы кажетесь себе неумелым, некомпетентным или никчемным человеком, испытываете страх, разочарование или слабость, то вы явно столкнулись с отсутствием компетентности. И тут на помощь придут рекомендации, приведенные в следующем разделе нашей книги.

Вопросы для обретения компетентности 

Чтобы обрести компетентность, задайте себе конкретные вопросы применительно к той или иной цели или ситуации.

1. Какими навыками и опытом, которые могли бы мне пригодиться, я обладаю? 

  • На какие ключевые умения я могу опираться, чтобы справляться со стоящими передо мной задачами?

  • Почему опора на свои навыки, опыт и ключевые умения так важна? 

2. Какими новыми навыками я могу овладеть?

  • Какого прогресса я уже добился в этой области? 

  • Почему для меня важно развивать навыки и добиваться прогресса?

3. Какие знания я получил — или должен получить — для того, чтобы двигаться вперед?  

  • Почему для меня важно двигаться вперед?  

  • Совершал ли я ошибки? Почему важно учиться на своих ошибках?  

  • Что из того, чему я научился, поможет мне в будущем?

Если ваша мотивация неоптимальна, потому что вы чувствуете себя подавленным или некомпетентным, сосредоточьтесь на осознании того, чему вы можете научиться, исходя из уже имеющегося опыта или в процессе достижения цели. Стремитесь к компетентности, извлекая уроки из ошибок, а затем делитесь своей мудростью с другими.

Лого Телеграма Читайте лучшие тексты проекта «Сноб» в Телеграме Мы отобрали для вас самое интересное. Присоединяйтесь!
0 комментариев
Хотите это обсудить?
Войти Зарегистрироваться

Читайте также

Конфликт на почве наследства стал одним из классических сюжетов в литературе и кино, ведь они часто случаются в реальной жизни. Почему происходят наследственные споры, какие мотивы у их участников и как, в конце концов, научиться жить дружно? Руководитель компании «3В Консалтинг» Виктор Вяткин проанализировал реальные кейсы и предлагает несколько вариантов разрешения конфликтов вокруг наследства
Научный журналист и исследователь в области образования Ульрих Бозер в своей книге «Как научиться учиться: Навыки осознанного усвоения знаний» предлагает методики эффективного обучения не только для молодых студентов, но и для людей в возрасте. «Сноб» публикует одну из глав
В книге «Как общаться с трудными людьми: Слышать, понимать, договариваться и справляться с эмоциями» (издательство «Альпина Паблишер» психолог Майк Эннесли рассказывает, каких типов бывают трудные люди и как с ними выстраивать коммуникацию, а также дает четкую инструкцию, как обозначать границы личного пространства и правильно аргументировать свои доводы. «Сноб» публикует главу, в которой пошагово объясняется, как разоблачить лгуна