Фото: Annie Spratt/Unsplash
Фото: Annie Spratt/Unsplash

Когда о карантине только заговорили, воображение рисовало страшную картину: сотни тысяч скучающих в квартирах детей, лишенные радости, возможности учиться и развиваться. Родители стали собирать ссылки, запасаться ими, как гречкой, на случай развлекательного и образовательного голода. К счастью, вслед за порносайтом PornHub — а это, как известно, давний медиатрендсеттер — IT-компании стали открывать доступ к своим ресурсам. Бесплатно пользоваться своим контентом временно разрешили Arzamas, «Кинопоиск», издательство «Альпина» и десятки других онлайн-сервисов.

В какой-то момент я тоже стала публиковать в своем канале подборки полезных ссылок и пыталась использовать их вместе с дочкой. Но, как показала моя первая неделя карантина и дистанционного обучения, скуки так и не случилось. Отложите ссылки до лучших времен, сначала нужно решить две проблемы.

Первая — организация дистанционного обучения, вторая — совместное существование и распределение времени. Провести грань между ними довольно сложно, как и отгородиться, например, от кого-то, с кем вы вынужденно находитесь в одном пространстве. 

Дистанционное обучение

Первое, к чему кинулись все ответственные учителя и ученики, — не к платформам с тестами, не к цифровым образовательным курсам, дублирующим школьную программу («Яндекс.Учебник», «Фоксфорд», «Интернет-урок» и др.), и не к образовательным каналам на YouTube, а к конференц-связи. 

Я читала отзывы, что, мол, рациональнее было бы не вызывать учеников по видеосвязи, а адаптировать уже наконец программу к одной из существующих платформ и выложить все в виде параграфов, тестов и прочего — ХХI век на дворе все-таки. Но те, кто вынужденно перешел сегодня на дистанционное обучение, не привыкли учиться дистанционно, и учителя пытаются наладить привычный формат урока. К тому же с помощью трансляций школа отчасти снимает с родителей необходимость выстраивать учебный процесс.

Платформ, которые позволяют созваниваться большому количеству людей, много. Это и профессиональные решения от гигантов вроде Cisco и Microsoft, и небольшие платформы для вебинаров. Но фаворитом стал Zoom, сервис видеосвязи, который завлек относительно легким стартом (бесплатно до 100 человек за раз) и стабильной работой. В нем теперь проходят рабочие совещания, спортивные занятия, вечеринки, дни рождения и уроки. Zoom как будто бы специально назван в честь «зумеров» (поколения родившихся уже в XXI веке).

Увы, перевести весь процесс дистанционного обучения в один сервис никак не выходит. Нужно делиться трансляциями, по их итогам принимать от школьников домашние задания и составлять расписание. И тут уж как школа решит и договорится с родителями: кто-то переводит общение в мессенджеры, предлагая присылать фото тетрадных страниц учителям напрямую, кто-то использует электронный дневник, кто-то — Google Classroom, Excel и Google Docs. Частные школы используют собственные системы. Обучение сразу на нескольких платформах требует недюжинной цифровой дисциплины. И пока здесь нет никаких правил, система только настраивается. Несмотря на все сложности, я уверена, что образовательный процесс наладят. Как быстро это удастся сделать по всей стране, мы вскоре узнаем. 

Одни дома

Родители теперь — и школьный звонок, и ментор, и водитель, и повар с физруком, а еще охранник и завуч, которые не пускают с гаджетами в класс. Тут уж не до скуки. Можно спасаться, используя, например, привычные «школьные» ритуалы:

  • Многие ученики не умеют сами себя организовать. Чтобы помочь им, рекомендуется завести «классный» звонок — будильник, который будет отмерять уроки и перемены, чтобы задавать ритм дня и обучения.
  • «Перемену» у младших школьников советуют по возможности проводить в другой комнате.
  • Обед, конечно же, по расписанию.
  • Устраивать онлайн-встречи не только для обучения, но и для того, чтобы повидаться с друзьями, — так легче будет переживать вынужденное расставание.

Один из подкастов, который я слушаю, рекомендует вместе смотреть кино:

  • Выделить определенное время на совместный просмотр фильмов, вписать это время в расписание.
  • Составить список фильмов на неделю вперед.

Еще один лайфхак, который я выловила в соцсетях, отлично подойдет подросткам. Предложите такую схему: один вечер вы выбираете фильм для совместного просмотра, другой — ребенок. Так, между сериями Marvel за время карантина удастся показать что-то из списка лучших фильмов всех времен.

Регулировать сетевое время ребенка в новых условиях непросто. Но это не значит, что нужно лишать его законного часа (или на сколько вы договорились) игр в гаджетах. Просто впишите в расписание между онлайн-обучением и временем гаджетов работу над домашним заданием и/или прогулку (вдали от других детей). Если вы не можете быть рядом с ребенком, вам помогут приложения родительского контроля Family Link (от Google), Apple Screen Time или другие.

Если школьнику трудно отвлечься от смартфона, пока он делает домашнее задание, можно помочь ему, используя для этого сам телефон: приложение Forest позволяет выращивать деревья, пока не пользуешься смартфоном. Стоит переключиться на другое приложение — дерево погибает.

Но самое главное — возьмите вашего ребенка в союзники. Спланируйте день вместе с ним с самого утра. Для младших школьников проект CyberMom предлагает распечатать и заполнить планер на неделю. Туда можно будет вписать всевозможные развлечения из того списка ссылок, который теперь хранится в ваших закладках.