Фото: Dids/Pexels
Фото: Dids/Pexels

Ольга, учитель русского языка и литературы в Москве, стаж 25 лет:

Российская система образования к дистанционному обучению готова слабо, скоро мы в этом убедимся, думаю, уже в следующий понедельник. Банально, но все интернет-ресурсы, которыми мы пользуемся в работе, начнут зависать из-за очень высокой нагрузки. Мы будем вынуждены работать через «Электронный журнал», потому что он прикреплен к системе «Московская электронная школа», где хранятся уроки и другие полезные материалы, а она виснет даже в обычные дни.

Могут возникнуть сложности во взаимодействии с учениками. Пока нам предложили общаться с ними, например, через сервис конференц-связи Zoom и электронную почту. Я попросила детей написать мне письмо, чтобы собрать их контакты, а мне начали приходить письма от пользователей «Футя», «Флоки» и «Соленый сахар». Понятно, что это их «ники», но как во всем этом разобраться, понять, кто это? Смешно, конечно, но это действительно проблема. 

Учителя в панике, потому что, во-первых, не все хорошо разбираются в интернет-сервисах, а во-вторых, сомневаются, что можно удержать внимание детей и научить их чему-нибудь через веб-камеру. Мы же не знаем, кто будет выполнять задания: ребенок или, условно, его старший брат-студент. Кроме того, при таком преподавании предмета возможно отставание от программы.

Марина, учитель английского языка в младших классах в Хабаровске, стаж 3 года: 

На этой неделе мы работаем как обычно, дети приходят на уроки. С понедельника у них начнутся каникулы. После мы начнем вести занятия по интернету. 

Вчера нам прислали приказ Минобразования о переходе на дистанционное обучение, но ничего о конкретных онлайн-сервисах в нем не говорилось. Директор с нами тоже это не обсуждала. Мы с учителями в ватсап-чате решили использовать «Электронный дневник». Сейчас мы в нем заполняем журналы, но там есть и другой функционал — можно добавлять общее задание для класса, прикреплять к нему файлы и ссылки. Не уверена, что это хорошее решение. Во-первых, я этими опциями еще не пользовалась. Во-вторых, система работает нестабильно. Например, может выкинуть на главную страницу, если «истекает длительность сеанса» в один час. Сложно прогнозировать, как она себя поведет, когда нагрузка вырастет. 

Сейчас даже к «Электронному дневнику» доступ есть не у всех детей и родителей. Если придется их всех подключать, это может стать проблемой. Зная наших учителей, многие из которых пожилые, легко могу представить, как они приходят в школу, садятся в ряд за компьютеры в кабинете информатики и вместе довольно долго разбираются с системой. 

Я очень переживаю, что дети пропустят часть программы и им придется наверстывать упущенное. Чтобы не терять с ними личный контакт, можно организовать обучение в скайпе, но не представляю этот процесс с участием 15 детей из младших классов. К тому же, судя по всему, учителей все равно обяжут ходить в школу. Коллеги говорят, что наш интернет не потянет большое количество скайп-конференций. Придется давать детям письменные задания, как мы и решили в чате, — конечно, качество уроков от этого пострадает.  

Елена, преподаватель истории и обществознания в Санкт-Петербурге, стаж 8 лет:

С 16 марта в школе, где я работаю, ввели свободное посещение. Для того, чтобы ребенку разрешили не ходить на занятия, родители должны были написать заявление или предупредить классного руководителя смс-сообщением. Этого было достаточно. Многие дети все-таки ходили на занятия, и хотя с каждым днем их становилось все меньше, даже сегодня, в последний учебный день перед каникулами, в классах было в среднем по пять человек.

В следующий понедельник у нас обычный рабочий день: на учителей каникулы не распространяются. Как обычно, будем заниматься бумажной работой. Официально каникулы продлятся с 23 по 29 марта. Говорят, что некоторые школы города уже объявили о переходе после каникул на дистанционное обучение, по крайней мере, на первые две недели. Нам ничего не сказали. Мы ушли в никуда.

Министерство образования рекомендовало платформы для дистанционного обучения: «Фоксфорд», «Яндекс.учебник», портал «Петербургское образование». Прекрасно, только я не знаю, как мы будем все это использовать: у нас в школе проводной интернет работает всего в нескольких кабинетах. Я хожу на работу со своим модемом, но что делать учителям, у которых такой возможности нет?

Подготовила Дарья Миколайчук