Начать блог на снобе
Все новости

Дети

Партнерский материал

«Сын играет на саксофоне. Это стресс для всей семьи».

Как родители из разных стран проводят время в самоизоляции с детьми

Как избежать эмоционального выгорания, совмещать работу и воспитание детей и оставаться хорошими родителями в режиме самоизоляции? Об этом говорили психотерапевты, преподаватели и родители — участники серии онлайн-встреч «Мы сегодня дома», которые провел Музей Москвы при участии «Сноба». Родители из Италии, Германии, Испании, Швейцарии, Лондона и Израиля рассказали, как проходит карантин в их странах, чем они занимаются с детьми и как там организовано дистанционное обучение

14 апреля 2020 17:00

Фото: Cottonbro/Pexels

Кася Денисевич, двое детей. Барселона

Мы уже месяц не выходим из дома. Когда начался карантин, школы моих дочерей, включая музыкальную и танцевальную, стали присылать огромное количество писем и заданий. Сначала они написали, что не хотят дискриминировать людей, у которых дома нет компьютеров и интернета, и задания родителям нужно воспринимать не как обязательную программу, а как возможность развлечь детей. Я и мой муж очень обрадовались, решили, что наконец-то появилось время для занятий русским языком, литературой и обществознанием. Но вскоре школы стали просить отчеты. Например, музыкальная попросила записать на видео, как дети играют на инструментах. Сейчас школы присылают задания, а также проводят занятия онлайн. На днях у нас был очень смешной урок сольфеджио по Zoom, вся группа что-то пела.

Вообще каталонцы намного больше уделяют психологическому состоянию ребенка, чем его оценкам и успеху. Я переняла такое же отношение: спокойствие детей для меня намного важнее, чем школьная программа. Сейчас такое время, которое нужно пережить с минимальными потерями, давать друг другу шоколадку и ничего друг от друга не требовать. И не разрешать другим что-то требовать от наших детей. При этом нельзя превращаться в кашу. У нас был в семье такой момент: я не могла встать с кровати, дети плакали под конец дня. У всех был полный упадок сил, мы все были друг другом недовольны. Справились с этим так: по вечерам стали составлять расписание на следующий день. В нем обязательно прописано, что дети хотят от меня. Например, чтобы я с ними полепила, накрасила им ногти или покрасила волосы в розовый цвет, почитала им книжку.

Несмотря на карантин, я чувствую невероятный взрыв социальной активности. Я никогда столько не общалась с людьми из разных частей света, как в последние две недели. Наши дочери тоже раньше столько не разговаривали по Zoom. Благодаря карантину появилось ощущение, что все друг за друга держатся, проходят через это вместе. И я чувствую большую благодарность.

Маша Устюжанинова, один ребенок. Берлин

Мы дома уже три недели. У нас это называется не карантин, а запрет на контакт, потому что Германия очень переживает за свой статус правового государства и боится затрагивать основные права человека.

Моей дочери 11 лет. Нам повезло: в нашем доме живет ее одноклассница, с которой дочь проводит много времени. Это запрещено, но они плотно общались и до этого. Школьные занятия у нас проходят совместно.

Я всеми силами стараюсь придерживаться распорядка дня. Создаю атмосферу школы, чтобы у дочери не было мысли, что это каникулы. Мы купили доску и ежедневно пишем на ней расписание, по-прежнему встаем в семь утра, как в школу, заниматься начинаем в восемь. Однако здесь есть свои сложности. Немецкая школа оказалась абсолютно не готова к ситуации. Ни о какой диджитализации здесь никогда не слышали, Zoom никто не использует. Возможно, это связано с тем, что в Германии боятся незащищенных данных. Контакт с учительницей у нас только по электронной почте, но она заранее выдала распечатанные стопки заданий по всем предметам, кроме рисования и спорта. Каждый день мы с дочерью занимаемся по ним, но когда я ухожу работать, она выпадает из процесса.

С законодательной точки зрения в Германии тоже хаос. По закону дети обязаны учиться. В то же время учительница прислала нам письмо о том, что мы можем делать выданные задания, а можем и не делать. Также нет ясности по поводу новых тем. Недавно я спросила, почему в задании деление дробей, если дети еще не проходили эту тему. Учительница ответила, что это задание можно не делать, но она пришлет видео, в котором эта тема объясняется.

Многим кажется, что Германия очень сдержанная нация, но сейчас, в самый разгар пандемии, люди стали относиться друг к другу очень тепло. Мои коллеги посылают друг другу фотографии своих детей. Соседка принесла мне цветы, корзину с шампанским и клубникой за то, что я неделю занималась с ее дочерью. И даже обняла меня, несмотря на серьезные штрафы и обещания немецкого государства наказывать жителей за контакт. Эта экстремальная ситуация усиливает человеческие качества.

Мы с дочерью не боимся заболеть, но очень беспокоимся за нашу бабушку, которая живет в Москве.

Почти каждый день мы всей семьей слушаем немецкого вирусолога Кристиана Дростена, который в своем подкасте ежедневно рассказывает о ситуации в Германии. Недавно его подкаст начали переводить на русский язык.

Аня Пиотровская, один ребенок. Лондон

В Англии дети начинают учиться с четырех с половиной лет. Моей дочери шесть, она уже второй год учится в частном заведении. Наша школа до последнего тянула с закрытием, но как только это случилось, преподаватели массово начали присылать кучу заданий. При этом они полагались на добросовестность родителей и не требовали, чтобы мы отправляли сделанное задание обратно.

В Великобритании боятся незащищенных данных, поэтому никаких мессенджеров и программ вроде Skype и Zoom преподаватели не используют. При этом известная английская школа для мальчиков Dulwich College занимается онлайн. В государственных школах нет таких ресурсов, поэтому учителя отправляют задания родителям на электронную почту.

Перед пасхальными каникулами нам дали толстую пачку разных заданий (около 100 листов) и прислали много писем о том, как будет построено образование дальше. Если кратко — будет платформа для видеоуроков. Частные школы в Англии очень дорогие, и один из вопросов сейчас — как родители будут оплачивать образование дальше. 1 апреля среди одноклассников моей дочери появилась шутка с изображением премьера Бориса Джонсона и фразой «Школы откроются 31 декабря!». Если честно, все забыли про 1 апреля, и было страшно.

Дочери очень не хватает общения с друзьями и преподавателями, занятий в балетной школе и плаванья. Она стала чаще плакать. Настроение удается поднимать чтением книг, играми и онлайн-общением с друзьями. Недавно мы нашли отличного тренера Джо Уикса. Каждое утро с понедельника по пятницу он делает онлайн-зарядку со всеми желающими. Дочь просыпается, одевается и идет заниматься этой зарядкой. Это организует ее и улучшает настроение.

Фото: Annie Spratt/Unsplash

Анна Красникова, двое детей. Милан

Мы сидим на карантине с 24 февраля. Около недели назад ситуация с зараженными коронавирусом в стране стабилизировалась, и это хороший знак для всей Италии, но пока только намек на свет в конце туннеля. Поэтому нужно еще подождать, и все понимают это.

Мой опыт карантина с детьми довольно удачный, мне повезло с их возрастом. Сыну 11 лет, а дочери — 5 месяцев. Старший ребенок в первом классе средней школы. Когда ее только закрыли на карантин, все расслабились и восприняли это как каникулы. Учителя пили кофе в барах и время от времени, под звон ложечек, отправляли голосовые сообщения: «Хорошего всем коронавируса!» Мы были первыми в Европе, никто толком не понимал, что грядет.

На вторую неделю мы осознали, что все закрывается надолго. Учителя выдали бесконечное количество домашних заданий, и все их делали и мучались. При том, что некоторые государственные и частные школы уже с первой недели ввели онлайн-занятия. В нашей школе с недавнего времени тоже идут онлайн-лекции — четыре урока с девяти утра до часа дня, а также дается большое количество домашних заданий. Кроме того, у нас идут дополнительные занятия и уроки в музыкальной школе. Сын играет на саксофоне, и это, конечно, стресс для всей семьи. Если все делать ответственно, то вся жизнь у ребенка будет проходить онлайн и в уроках. Это неправильно, особенно в такой травмирующей и непростой ситуации. Я уверена, что учеба сейчас не главное.

Ситуацию с коронавирусом сын воспринял достаточно спокойно, в школе им все объяснили. Когда мы уже дома сидели, он написал сочинение по итальянскому языку «Я и коронавирус». При этом мы прошли разные стадии восприятия того, что сейчас с нами происходит. Сначала была стадия «ура, каникулы», потом — «потерпим, прорвемся». Сейчас сын выражает свои эмоции все более открыто, и я вижу, что ему все тяжелее. Главная проблема в том, что дни «слипаются», они одинаковые, детям сложно это выносить.

Очень важно переживать все это вместе. Целый день люди сидят по своим углам, уткнувшись в компьютер, поэтому сейчас просто необходимо как можно чаще закрывать компьютеры и проводить время с семьей. Быть благодарными за то, что вы есть друг у друга. Чаще обниматься, читать, обсуждать что-то, делать вместе что-то классное, что давно хотелось. Забыть о коронавирусе и поиграть, например, в лего.

Ольга Зубкова, двое детей. Цюрих

Мы на карантине пятую неделю. Особых запретов нет, можно спокойно выходить из дома, гулять, но есть рекомендация: не собираться группами более пяти человек и держать дистанцию около двух метров с другими компаниями. Месяц назад все школы перешли на дистанционное обучение. Все хорошо организовано, занятия полноценные, требуют от детей достаточно. Единственное, что меня расстраивает, — это необходимость проверять все выполненные задания. Это делаю я, поскольку у меня больше времени, чем у моего мужа, который занят полный день. Кроме того, младшей дочери задают делать много поделок. Их нужно фотографировать и отправлять учителю, чтобы ребенок получил оценку.

Несмотря на это, у нас остается очень много свободного времени, к примеру, на просмотр фильмов всей семьей. Старшая дочь записалась на курс видеоблогинга и на писательский марафон. Меня это радует. В карантине есть свои плюсы. Здорово, что никто никуда не торопится. Раньше дочери утром съедали йогурт и убегали, а сейчас есть время вместе приготовить завтрак. Чувствуется единение. На полдник дети могут сами сделать омлет или шарлотку, им это нравится.

Конечно, дети скучают по друзьям, но нам можно гулять, поэтому иногда они видятся и машут друг другу на расстоянии. Чтобы дети не грустили, наши учителя организовали обмен письмами: дети каждый раз получают нового адресата, причем писать нужно не на электронную почту, а от руки. После этого можно самому отнести письмо по нужному адресу или отправить по почте. Это очень здорово.

Фото: Annie Spratt/Unsplash

Ася Чачко, один ребенок. Тель-Авив

У нас идет четвертая неделя карантина, правила постепенно ужесточаются. Сейчас можно отходить от дома на 100 метров. Но на самом деле в Тель-Авиве все немного забивают на правила и все равно периодически гуляют с детьми, ходят в парки, приходят в пустой офис, потому что дома невозможно работать. В теории нас можно останавливать и штрафовать, но на практике такое случается редко.

Основная проблема сейчас оказалась связана с религиозными людьми. Больше всего зараженных в тех городах, где в основном живут религиозные евреи, потому что они игнорируют карантин. Насколько я понимаю, это связано с тем, что правильная молитва в иудаизме требует совместного сбора хотя бы десяти человек, и люди продолжают собираться, чтобы молиться.

Несмотря на то что Израиль считается прекрасно компьютеризированной страной, Start-Up Nation, здесь чудовищно плохой интернет. Оптоволокна нет, поэтому все подключаются через телефон или мини-модем, который очень плохо работает.

Мой ребенок еще в детском саду, поэтому я ничего не могу сказать об образовании. У нас просто есть чат, где все шлют друг другу сердечки, поддерживают. Иногда мы с другими родителями созваниваемся.

Подготовила Саша Чернякова

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Хотите это обсудить?
Войти Зарегистрироваться

Читайте также

Автор блога и телеграм-канала СyberMom Майя Стравинская рассказывает, как задать правильные внутрисемейные настройки, чтобы «родительский контроль» не стал причиной конфликтов
Эпоха пандемии рано или поздно закончится. Каким будет новый мир? Фантазируют те, кому в нем жить еще долго
В день выхода этого текста жизнь учителей, школьников и их родителей изменилась по всей стране. Какие-то школы ушли на трехнедельные каникулы, какие-то присоединились к уже запущенному эксперименту по дистанционному обучению. Автор блога и телеграм-канала СyberMom Майя Стравинская делится опытом жизни на карантине с ребенком-школьником и рассказывает, как использовать современные технологии для учебы и отдыха