Дети с астмой, домашние аппараты ИВЛ и фейк-лекарства. Подкаст «Слышь, вирус, а корона не жмет?» Выпуск 2
Наш подкаст на других платформах:
Apple Podcasts
Google Podcasts
CastBox
Яндекс.Музыка
SoundCloud
ВКонтакте
YouTube
Текстовая версия
Всем привет. Меня зовут Никита Павлюк-Павлюченко. Я корреспондент проекта «Сноб» и ведущий этого подкаста, который, напомню, называется «Слышь, вирус, а корона не жмет?» Вместе с врачами и другими экспертами мы пытаемся разобраться в том, что такое коронавирус, насколько он опасен и как с ним бороться — немного сбиваем панику, которую уже не первую неделю можно видеть в социальных сетях. Я не пытаюсь вам сейчас сказать: «Да, фигня этот ваш коронавирус, мойте руки с мылом, и будет все хорошо». Скорее, наоборот, хочу напомнить, что коронавирус — очень опасная штука, в первую очередь это касается ваших старших родственников. Поэтому сразу вас попрошу: сейчас, когда в стране вот-вот может начаться настоящая эпидемия, лучше сидите дома. Помните, если мы тут все разом заболеем, на систему здравоохранения ляжет огромная нагрузка, с которой она не справится.
В этот раз я буду общаться с Федором Катасоновым, врачом-педиатром, автором книги и одноименного телеграм-канала, обязательно подписывайтесь на Федора.
Ɔ. У тебя получается сидеть на карантине или дом приходится периодически покидать?
Я не сижу дома на карантине, потому что я не общался с людьми, зараженными коронавирусом, не приезжал из неблагополучных стран, но я все равно стараюсь соблюдать режим самоизоляции. Я, как врач, езжу на работу, со всеми предосторожностями принимаю детей и хожу гулять с собакой два раза в день. Стараюсь лишний раз из дома не выходить.
Ɔ. Масками ты пользуешься?
Иногда, если есть необходимость зайти в какое-нибудь помещение. Я думаю, что это, помимо всего прочего, отличный способ показать остальным: угроза действительно есть. Потому что я вижу очень много беспечных людей на улицах, которые воспринимают карантин не как способ самоизоляции, а как повод просто не ходить на работу и при этом спокойно гулять. На улице я маску не ношу. Это абсолютно бессмысленно и даже вредно.
Ɔ. Как ты думаешь, нужно ли закрывать Москву на карантин? Слухи такие ходят, хоть власти их и опровергают. Я тоже вижу огромное количество людей на улице, которые достаточно близко друг к другу стоят, общаются, молодые люди целуются. Стоит ли властям все это пресекать, чтобы не дать коронавирусу распространиться?
Это очень сложный вопрос. С одной стороны, по опыту других стран, тотальное закрытие дает лучший результат, если всех запереть, вирус не сможет распространяться. Некоторые пошли по другому пути — попробовали создать иммунную прослойку, так называемый стадный иммунитет, когда много людей заражаются, чтобы остановить развитие болезни, но все это вылилось в большое количество жертв.
Но этот вопрос сложнее, чем просто остановка развития вируса, потому что у нас есть экономика и инфраструктура, которые должны работать, которые нужно постоянно поддерживать. Если все встанет, та же экономика начнет рушиться, это может привести к еще большему количеству жертв. Поэтому универсального ответа нет. Наверное, самая оптимальная стратегия — карантинизировать людей из группы риска, а всем остальным просто быть предельно осторожными.
Ɔ. Хочу задать несколько вопросов про детей. Врачи говорят, что коронавирус им не страшен, ты сам писал, что летальность от коронавируса в возрасте до 10 лет почти нулевая или совсем нулевая. При этом известно, что коронавирус очень сильно «бьет» по людям с хроническими заболеваниями. Если у ребенка, например, астма, стоит ли переживать, что его болезнь может протекать очень тяжело?
Дети действительно болеют значительно реже и легче. Пока нет оснований думать, что какие-то отдельные группы детей могут болеть тяжело. С точки зрения сопутствующих заболеваний, мы можем включить здравый смысл и предположить, что легочные заболевания и, например, пороки сердца могут немножко усугублять течение болезни. При этом надо понимать, что у той же астмы есть легкое течение с редкими приступами, а есть тяжелое — с большим количеством приступов. Таких детей надо беречь особенно.
Ɔ. Какие меры профилактики могут принять родители? Стоит ли с ребенком гулять или, может быть, нужно посадить детей на карантин и просто проветривать им комнату?
В первую очередь это зависит от того, насколько тесно дети контактируют с пожилыми. Если такие контакты неизбежны, то ребенку нужен более жесткий карантин. Если дети живут отдельно от бабушек и дедушек и не собираются в ближайшее время с ними встречаться, то гулять можно. Главное — делать это, когда на улице мало людей, и пользоваться санитайзерами. Однако, так как дети часто трогают лицо, детские площадки я бы все-таки не рекомендовал. Предпочтительнее просто ходить или, например, кататься на самокате. Идеальная самоизоляция — уехать на дачу, в деревню и спокойно там гулять.
Ɔ. Сейчас многие школы переходят на дистанционное обучение, у детей сбивается режим. В каком режиме ребенку сейчас лучше существовать? Я говорю о сне, учебе, еде и так далее.
Для ребенка любое изменение режима — это стресс. Стресс для его организма и иммунитета. Поэтому соблюдение режима в карантине или в самоизоляции очень важно, за этим должны следить родители. Нужно определенное время уделять учебе, и в остальном жизнь в карантине должна быть максимально приближена к привычной. То есть вставать и ложиться нужно относительно рано, высыпаться.
Ɔ. Я почитал комментарии у тебя в фейсбуке. Там некоторые мамы спрашивают у тебя про плановое посещение врачей. Стоит ли сейчас ходить по поликлиникам, делать прививки и осмотры?
Проводить сейчас плановые мероприятия нет никакого смысла. При этом я считаю вакцинацию крайне важной, потому что другие инфекции сейчас не дремлют. Просто надо подходить к этому вопросу творчески. Если ребенок уже вакцинирован и нужна ревакцинация, то ее можно немного отложить. Если ребенок вообще не вакцинирован, то надо оценить две вещи. Во-первых, где он будет эти прививки делать. Если это поликлиника, где надо сидеть в очереди и общаться с большим количеством людей, то ходить туда не стоит. Если это частная клиника, в которой регламентирован прием, то никаких проблем нет. Во-вторых, насколько жестко соблюдается самоизоляция. Если ребенок находится где-нибудь в Подмосковье, то ехать в город сейчас смысла нет. Про экстренную хирургию и стоматологию все понятно — любые экстренные мероприятия проводить нужно.
Ɔ. Как бы ты объяснил ребенку, что сейчас вообще происходит — почему нужно мыть чаще руки, нельзя трогать все подряд на улице и касаться лица?
Все зависит от того, какого возраста ребенок. Если ребенок маленький, мы должны рассказать ему, что так делают все, показать своим примером. Можно попробовать объяснить все в игровой форме. Моим детям 7 и 10 лет, я с ними разговариваю почти как со взрослыми. Объясняю, что на земле есть всякие вирусы, что иногда они вызывают эпидемии, что меры предосторожности нужно соблюдать ради бабушек и дедушек.
Ɔ. Мы с тобой уже несколько раз произнесли слово «эпидемия». Ты веришь, что в Москве ее до сих пор нет?
Я в это не верю уже давно, математические модели подсказывают, что это практически нереально. В случае с коронавирусом болезнь в основном протекает легко, поэтому отличить его от обычного ОРВИ без тестов очень сложно. Единственная явная отличительная особенность COVID-19 — отсутствие насморка. Все остальное: кашель, температура, даже жидкий стул и рвота — может быть вызвано коронавирусом.
Ɔ. Твои коллеги пишут в фейсбуке, что в Москве стали подозрительно много фиксировать внебольничных пневмоний. Могут ли этим диагнозом прикрывать масштабы заражения коронавирусом, чтобы в официальных документах COVID-19 особо не фигурировал?
Я бы не искал здесь какие-то мотивы и не строил теорию заговора. В конце концов, чтобы поставить коронавирус окончательно, нужно сделать тест, а их сейчас просто не хватает. Надо сказать, что у нас была особенная зима, например, эпидемию гриппа в этом году никто не объявлял. Зима была умеренной, поэтому могли какие-то другие вирусы активизироваться.
Ɔ. Насколько российская система здравоохранения готова к борьбе с коронавирусом, где у нас есть пробелы, которые не позволят бороться эффективно?
Наша система здравоохранения вся — большой пробел. Она очень бедная и очень плохо оснащена. После оптимизаций, закрытия больниц, сокращения коек все стало совсем нехорошо. Нам просто не хватает компетентных врачей, мест для пациентов, аппаратов ИВЛ. Это факт.
Ɔ. Знаю, что в одном из московских медицинских вузов ординаторов уже начали за дополнительные деньги привлекать в первичное звено. Чем ординаторы могут помочь?
Я тоже не очень понимаю, что это значит. Но к этому шло уже давно, ведь была идея, что человек после года интернатуры может самостоятельно работать на участке. Это довольно странно, потому что врачу по-хорошему все-таки надо набраться опыта, поработать под чьим-то началом. Привлечение ординаторов может быть оправдано в экстренных ситуациях, они могут работать с какими-то простыми вещами: ОРВИ, больные животы и так далее. Что-то посерьезнее, конечно, уже не про них.
Ɔ. Ну то есть они сейчас остаются с больными один на один?
Такое тоже бывало. Можно почитать Булгакова, его рассказы, где врач по учебникам учится оперировать. Сейчас совершенно уникальная ситуация, благодаря которой мы окончательно поймем, что наша система здравоохранения плохая, начиная с образования. Поймем, что у нас все плохо с материальным и техническим оснащением, научными работами и тестами, которые у нас появляются с запозданием и в маленьком количестве. Может быть, из-за всего этого у нас пациенты не будут лежать неделями под ИВЛ, будут умирать раньше.
Ɔ. Люди явно понимают, о чем ты говоришь. В соцсетях много вопросов о необходимости покупки домой аппарата ИВЛ. Он эффективен в домашних условиях или нет?
В домашних условиях это бессмысленная мера, люди, которым требуется ИВЛ, должны получать не только кислород, но и много всякой другой поддержки, находиться под наблюдением. Держать ИВЛ у себя дома бесполезно и даже вредно, потому что аппарат может пригодиться кому-то еще. В медицинском плане никакой серьезной подготовки человек себе обеспечить сейчас не может. Однако вполне неплохо иметь дома запас парацетамола и санитайзеров.
Ɔ. Сейчас в соцсетях появилось много фейков о коронавирусе. Например, одного врача спрашивали, насколько в борьбе с COVID-19 эффективен электрофен? Видимо, люди услышали, что коронавирус погибает при высоких температурах, и подумали, что дуть себе в рот горячим воздухом — отличная идея. Ты видел что-то подобное?
Мне кажется, что это хороший пранк. Я видел замечательные в кавычках посты про то, что алкоголь, марихуана или кокаин убивают коронавирус. Но самый опасный фейк — про эффективность отечественных лекарств, всяких ингавиринов и арбидолов. Такая информация и в рекламе уже появляется. Это уже не смешно.
Ɔ. Мы в редакции обсуждали, все ли сейчас в России равны перед коронавирусом. Если у человека есть деньги, значит ли это, что он лучше защищен?
Я думаю, что у нас в России, если у человека есть деньги, он в принципе лучше защищен по всем статьям, потому что еще наверняка у него есть и связи тоже, и где-то он может выгадать что-то, препараты или тесты, сложно сказать. Насколько я слышал от пациентов — попытки каких-то наших топ-менеджеров забронировать себе вип-палаты или забронировать себе ИВЛ-аппараты не увенчались успехом, к счастью, что говорит о здравости нашей медицины. И люди с деньгами находят возможность куда-то скрыться, с деньгами это сделать гораздо проще. Можно найти еще места на земле, куда коронавирус не пришел, и отсидеться там на море, пока все не схлынет. Что касается денег, когда ты находишься в эпицентре, в Москве, вместе со всеми, то здесь тебе, конечно, помогут.
Ɔ. Если «человек с деньгами» фиксирует у себя все эти симптомы, то его все равно отвезут в государственную больницу?
Верно, коронавирусная инфекция является особо опасной, и никакая частная клиника не имеет права работать с таким пациентом. Возможно, если будет серьезный перегруз в государственной системе здравоохранения, то власти сделают законодательные послабления и частных врачей привлекут к борьбе с COVID-19. Сегодня это просто противозаконно. С учетом давления следственных и правоохранительных органов на врачей, уверен, что «частники» с коронавирусом связываться не будут, даже за огромные деньги.
Ɔ. Давай дадим несколько рекомендаций людям. Как себя сейчас нужно вести, чтобы не оказаться на больничной койке в Коммунарке — в больнице, в которую сейчас привозят всех зараженных коронавирусом?
Должен сказать, что Коммунарка далеко не самый плохой вариант. Во-первых, не нужно сидеть до последнего, ждать, когда начнется затрудненное дыхание. Если чувствуете себя плохо, вызовите скорую помощь. Во-вторых, не нужно паниковать, расценивайте коронавирус, если болезнь протекает спокойно, как обычный ОРВИ. Ну, и в-третьих, ни в коем случае не общайтесь, если это возможно, со своими старшими родственниками старше 60 лет.
У меня есть ощущение, что после того, как вирус отступит, как закончатся карантины и самоизоляции, многие люди будут реже обращаться к врачам, в том числе и с детьми. Они поймут, что с соплями можно справиться и в домашних условиях без помощи педиатра. Так что наша работа после эпидемии изменится. Посмотрим, в какую сторону.