Профессиональные знания и навыки в среднем нужно обновлять каждые несколько лет. Но если раньше было достаточно найти лучший вуз и экспертов, чтобы получить доступ к самой актуальной информации в конкретной области, то сейчас не все так однозначно. 

Международная исследовательская и консалтинговая компания IDC прогнозировала, что с 2009-го до 2020 года объем мировых данных увеличится в 44 раза. В дальнейшем прогноз был скорректирован до 50 раз. Последний прогноз — в 55 раз. С 0,8 зеттабайт в 2009 году, согласно исследованию IDC, объем информации вырастет до 163 зеттабайт к 2025-м. В этой лавине информации и изменений экспертиза стала хрупкой, а преподаватели имеют ограничения — они могут использовать только небольшой объем данных, исходя из своего понимания мироустройства и приобретенного опыта. Иными словами, ты можешь сегодня быть экспертом, а завтра твоя экспертиза уже устареет. Поэтому тем, кто хочет оставаться на плаву, избежать непрерывного развития, в том числе через обучение, не получится. Но давайте будем честными: большинство людей не готовы учиться постоянно, у них другая мечта — они хотят быть востребованными. 

Сложности современного обучения

Цифровую и онлайн-революцию в системе образования мы ожидали с начала нулевых. Однако изменения в этой сфере за двадцать лет можно назвать скорее эволюционными, чем революционными.

Конечно, возникали новые подходы и методы — от онлайн-курсов, обучающих видео и LMS (платформ для электронного обучения) мы переходили к микрообучению (возможность получать дозированный объем информации, например, через гаджеты), real-time видео (обучение в режиме реального времени), геймифицированным решениям. Разрабатывались платформы, решающие разные задачи, например, зарубежная платформа Medshr, созданная для обмена опытом среди врачей.

Но в большинстве случаев, как показывает реальность, обучение до сих пор построено по образцу скрипучей телеги XIX века или, если угодно, потрепанных «жигулей». Мы перешли из офлайн-среды в онлайн практически без изменений: очные лекции заменили вебинарами, письменные задания — заданиями в электронном виде, контрольные поменялись на тестирование в сети. И получилось, что традиционная модель образования продолжает существовать, пусть в несколько измененных формах, но с неизменными, стандартными функциями.

Однако думается, что было бы разумно пересмотреть отношение к целям образования, изменить мотивацию и подходы к самому процессу. Привычную со школы модель «учи, потому что так надо» стоит преобразовать в вовлекающее обучение, которое будет вызывать желание идти дальше, узнавать больше, просто потому, что это интересно. И не бояться не выучить все, что надо или положено Задача всех современных образовательных учреждений — стимулировать естественный познавательный интерес.

Задача современного человека — перенести ответственность за обучение с институтов на себя. Любой, даже самый рейтинговый и инновационный вуз не станет залогом блестящей карьеры, если человек сам этого не захочет. Научить насильно нельзя, можно только научиться. Развитие и дальнейший профессиональный успех зависят только от вас. А значит, надо сосредоточиться на совершенствовании личностных навыков: уметь управлять своим вниманием и настроением, находить смысл в работе и понимать самого себя. Другой вопрос: как это сделать? 

Навыки и привычки, которые помогут оставаться востребованным специалистом

Ресурсное состояние. Психологи называют ресурсным состоянием наличие духовных и физических сил, которые дают энергию для решения предстоящих задач. Налаживать ресурсное состояние можно, соблюдая баланс между 4 важными источниками энергии: интеллектуальной, физической, духовной и эмоциональной сферой жизни. Важно следить за своим настроением, замечать, какие занятия наполняют вас энергией, какие, наоборот, ее забирают. Для кого-то восполнением энергии будет медитация, для кого-то — танцы. Одни люди любят общаться и получают удовольствие от множества коммуникаций, другие, наоборот, предпочитают уединение и в одиночестве чувствуют себя лучше. Выработайте свои принципы ресурсного состояния и уделяйте им внимание, чтобы вашей жизненной энергии хватало на осуществление задуманных целей.

Фото: Rawpixel
Фото: Rawpixel

Критическое мышление. Для его развития надо учить себя отсекать лишнюю информацию, ставить внутренний фильтр, видеть подмену понятий, нарушение причинно-следственных связей, нелогичность выводов, которые мы нередко можем видеть в СМИ и социальных сетях. Особенно важно сейчас, в условиях самоизоляции, уметь мыслить здраво и не поддаваться манипуляциям.

Креативное мышление поможет нам мыслить нестандартно и уметь находить выходы из трудных ситуаций. С началом карантина многие выстроили антикризисный план на неделю, месяц, но  сейчас мы уже понимаем, что такие планы надо делать как минимум до конца года, даже в ситуации крайней неопределенности. Большинство элементов стандартных бизнес-моделей сейчас не работают, и выживать многим придется учиться в условиях отсутствия доходов в течение долгого времени. Значит, надо искать новые возможности: найти нестандартные способы применения своих профессиональных навыков (например, вдохновляясь примером ресторанов «Тануки» и Novikov School, которые готовят еду для врачей, работающих с коронавирусными больными) или адаптировать работу к новым реалиям, как это сделала компания Ogylvi, снявшая рекламный видеоролик автомобиля Honda Civic прямо из дома.

Эффективные коммуникации и взаимодействие. Сейчас говорить о социальной изоляции не приходится: мы дистанцированы, но не изолированы, и становится очень важным научиться контролировать виртуальное общение. В личном взаимодействии нам часто хватает намеков. В виртуальном мире без умения более четко выражать свои мысли и доносить информацию вы рискуете оказаться в положении, когда важные договоренности могут попросту сорваться из-за недопонимания. Конкретизируйте запросы, максимально однозначно объясняйте задачи и не пренебрегайте телефонными разговорами и возможностями видео-конференций для установления личного контакта с собеседником.

Фото: Rawpixel
Фото: Rawpixel

Наконец, благодаря мышлению роста (или мышлению амбиций) можно добиться успеха в любой сфере, ведь такой тип сознания помогает развить иммунитет к трудностям и укрепить веру в собственные силы. Любая неопределенность, задача, с которой ранее вы не сталкивались, воспринимается как возможность научиться чему-то новому или приложить больше усилий для ее решения. Подобная методология используется в Школе 21. В ее основе лежит коллективное обучение, которое проходит методом проб, ошибок, взаимодействия с другими людьми, поиска информации и экспертного мнения, а также решения любой задачи так, чтобы она была полностью завершена. Участники школы разделяются на команды, изучают информацию и поочередно выступают в роли ученика или тренера. Подобная методика помогает развивать новые способы поиска информации. Варианта «забить, проскочить незамеченным и пойти дальше» просто нет, тебе нужно это понять. Если не до конца выучить урок и получить условную «тройку» — это нормально, сделать машину с тремя колесами — уже нет, она ехать не будет. Мышление роста помогает развивать в себе понимание, что с задачами нужно справляться полностью, а не почти. Для этого стоит перестать бояться совершать ошибки и осознать, что они не только неизбежны, но и абсолютно нормальны.  

Заключение

Могу с уверенностью сказать, что сохранять трудовую активность мы будем до 70–80 лет, а будущее — за проектной карьерой, то есть возможностью совмещать сразу несколько профессиональных занятий, участвовать в разных карьерных сферах в разных ролях: специалиста, эксперта, лидера или подмастерья. Или заканчивать одну профессиональную линию и переходить к другой (например, закончить карьеру врача и стать историком). Поэтому сейчас нужно учиться решать как можно больше разнообразных задач и участвовать в интересных проектах, чтобы в будущем видеть больше новых профессиональных возможностей.

Сегодняшний кризис, как и любой другой, учит нас пересматривать свою систему ценностей, приобретать новые навыки и компетенции. Нам нужно принять тот факт, что ситуации, когда не срабатывает то, что работало раньше, неизбежны, и надо просто учиться к ним адаптироваться. Тогда велики шансы добиться успеха в областях, в которых ранее у вас не было опыта.