Начать блог на снобе
Все новости

Фото: Rriscilla Du Preez/Unsplash

Без-имени-1.jpg

Фото: Rriscilla Du Preez/Unsplash

Максим Березин: Обучение на расстоянии.

Как российские вузы справляются с переходом на дистанционную работу

Редакционный материал

Пандемия коронавируса с последующим переводом на удаленку для многих стала настоящим испытанием. Одними из первых с этим вызовом столкнулись образовательные учреждения. О том, как преодолеть психологический барьер и эффективно перейти на дистанционный формат работы, рассказывает директор по развитию КРОК «Облачные сервисы» Максим Березин

1 июня 2020 17:03

Сегмент e-learning и Edtech в России развивается достаточно быстро, вырастая на 20–25% в год, но в общем мировом объеме это капля в море: вклад российской отрасли на глобальном рынке онлайн-образования составляет не более 1%. Низкая скорость развития дистанционных форм обучения и их непривычность для преподавателей — причины потери результативности образовательных процессов.

Нехватка ресурсов

По данным исследования НИУ ВШЭ в 2019 году, педагогический состав в целом невысоко оценивал степень своей подготовки к удаленной работе — примерно на 3,2 балла из 5. А каждый четвертый из преподавателей вуза за последние три года ни разу не использовал сервисы видео-конференц-связи для участия в образовательных вебинарах или совместных дискуссиях со студентами. Резкий переход к самоизоляции, конечно же, заставил сотрудников вуза «подтянуть» собственные технические навыки работы с различными ИТ-инструментами, но «аукнулся» переносом экзаменационных кампаний.

Психологическая неготовность классических вузов к тотальной удаленке — меньшая из бед. Более серьезную проблему представляет неготовность ИТ-инфраструктуры российских образовательных учреждений. При переходе на удаленный режим работы в разы возрастает нагрузка на оборудование, а запуск нового онлайн-курса легко может стать последней каплей, которая приведет к полному коллапсу.

Примечательно, что даже институты с крепким ИТ-фундаментом почувствовали нехватку ресурсов. Например, Московский институт электроники и математики (МИЭМ) НИУ ВШЭ, несмотря на наличие корпоративного облака, которое используется для научных исследований, столкнулся с перебоями в работе информационных систем. Вуз организовал перевод на удаленную работу всех своих подразделений и параллельно создал «виртуального двойника» для каждой учебной аудитории, чтобы студенты получили возможность «посещать» такую аудиторию, пользоваться системами видео-конференц-связи для взаимодействия с преподавателем и общения друг с другом. Специфика образовательного процесса в МИЭМ НИУ ВШЭ такова, что студенты не просто слушают лекции и принимают участие в семинарах, большую роль играют практические исследования и разработки. Учащиеся параллельно работают над решением задач, которые ставят индустриальные партнеры вуза, ведущие российские и мировые ИТ-компании. В этих задачах используются средства разработки и тестирования, которые необходимо вывести в облако и виртуализировать. Однако распространение удаленных занятий на все учебные потоки на фоне уже запущенных научно-исследовательских проектов привело к резкому снижению производительности частного облака МИЭМ. Его ресурсов перестало хватать для всех 2000 студентов, 30 лабораторий, 200 индустриальных проектов.

Чтобы сохранить качественный уровень образования и интенсивность учебного процесса, свести к минимуму технические сложности и задачи по адаптации студентов и преподавателей к новым условиям, вуз подключил публичное облако одного из российских провайдеров. На тот момент это было единственно возможным вариантом. Для сравнения: покупка нужного оборудования без учета внутренних согласований в вузах занимает минимум три-четыре недели. А доступ к облачным ресурсам сокращает срок до недели максимум.

Сейчас МИЭМ НИУ ВШЭ использует для дистанционной работы платформу Jitsi Meet, размещенную в облаке КРОК, — решение с открытым исходным кодом, поддерживающее шифрование и видеозвонки. Оно позволяет проводить занятия и совещания онлайн, передавать экран и отдельные программы, общаться в чате. Любой студент или преподаватель может зайти в виртуальную аудиторию или собрать участников новой видеоконференции. Все учебные занятия автоматически записываются, чат и информация о посещении занятий попадает в цифровой след студента и преподавателя.

Проектная работа студентов МИЭМ НИУ ВШЭ также автоматизирована: на сайте вуза расположен «Кабинет проектной работы». В нем отображается подробная информация и прогресс по каждому проекту. Данные по задачам и часам автоматически поступают из трекера Trello и репозитория Git. Руководители проекта и проектный офис вуза используют эту информацию для мониторинга работ. В этом же «Кабинете проектной работы» ведется прием студентов для участия в текущих проектах.

Зарубежный опыт

Картина с российским образованием в эпоху коронавируса мало чем отличается от ситуации на Западе или в Китае. Карантинный режим обострил потребность вузов в вычислительных ресурсах и подтолкнул к более активному использованию облаков. Первым в этом процессе стал Китай. Из-за пандемии нужно было срочно наладить удаленную работу для 180 млн учащихся по всей стране. Для этого государство подключило крупнейших облачных провайдеров (Baidu, Alibaba), телеком-операторов и разработчиков сервисов коллективной работы и видео-конференц-связи типа DingTalk. С помощью этого SaaS-приложения Чжэцзянский университет всего за две недели перестроил работу и начал проводить для своих студентов более 5000 курсов онлайн. По тому же пути пошли многие другие вузы и колледжи по всему миру. Например, Австралийский университет Мердока стал использовать облачную платформу для дистанционного обучения 23 000 студентов, а руководство Северо-Восточного университета в Бостоне запустило проект, цель которого — высокопроизводительные вычисления на основе облака для инженерных и научно-исследовательских задач.

***

Когда самоизоляция уйдет в прошлое, вузы вернутся к обычной жизни с офлайн-занятиями, живыми дискуссиями и общением без посредников в виде ИТ-сервисов. Но есть предположение, что вынесенные из сложившейся ситуации уроки не останутся забытыми. Вероятно, даже те образовательные учреждения, которые на развитие технологической базы обращали внимание по минимуму, отнесут ИТ к приоритетным направлениям развития. И дело здесь не только в возможности повторения пандемии. Весь мир последовательно движется к онлайн-обучению. В России его тормозило множество факторов — от нехватки финансирования новых ИТ-систем до простого нежелания вузов развивать дистанционные направления. 

Резкая встряска в марте-апреле 2020 года показала, что переход в онлайн не так страшен. Его можно достаточно быстро осуществить с помощью облачных технологий и ряда прикладных сервисов — как самостоятельно разработанных, как в МИЭМ НИУ ВШЭ, так и популярных типа Zoom, DIscord или Вебинар.ру. А развитие основы для дистанционного обучения — это в перспективе способ повысить конкурентоспособность вуза в мире, где стирается грань между классическим образованием и электронным обучением.

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Хотите это обсудить?
Войти Зарегистрироваться

Читайте также

Из-за пандемии нам пришлось отказать себе в привычных удовольствиях и ежедневных ритуалах и одновременно попробовать что-то новое, например, перейти на онлайн-покупки или начать чаще созваниваться с друзьями и близкими в Zoom. Основатель QMarketing Academy (реклама и инвестиции в технологические компании по всему миру) Роман Кумар Виас рассказывает, как пандемия изменит привычки потребителей после отмены ограничений
Конгрессно-выставочный бизнес — одна из наиболее пострадавших от коронавируса отраслей. В мире отменены более 1600 международных и местных выставок. Чтобы выжить, отрасль сделала резкий поворот в сторону онлайна. Как индустрия деловых событий живет во время пандемии и заменят ли онлайн-конференции классический офлайн-формат, рассказывает Ольга Собченко, управляющий партнер Центра корпоративных коммуникаций С-ГРУП
Когда карантин закончится, людям еще долгое время придется сохранять социальную дистанцию. Ученые из Гарвардского института считают, что даже после преодоления пандемии карантинные меры придется периодически повторять вплоть до 2022 года. Что это означает для торговли? На этот вопрос отвечает Дмитрий Бороздин, сооснователь и гендиректор компании retailCRM

«Мнения» на «Снобе»

Ежемесячно «Сноб» читают три миллиона человек. Мы убеждены: многие из наших читателей обладают уникальными знаниями и готовы поделиться необычным взглядом на мир. Поэтому мы открыли раздел «Мнения». В нем мы публикуем не только материалы наших постоянных авторов и участников проекта, но и тексты наших читателей.
Присылайте их на opinion@snob.ru.