Начать блог на снобе
Все новости

Дети

Редакционный материал

Что происходит с «детской субкультурой»

Как карантин повлиял на привычки и поведение наших детей и почему это на самом деле повод для радости

1 июня 2020 11:53

Иллюстрация: Veronchikchik

На исходе второго месяца общественного карантина всем, даже тем, кто в карантине ни дня не сидел, как, например, я — моя детская поликлиника как работала, так и работает, — хочется позитива.

И если как следует оглядеться, то он, разумеется, сразу находится.

На самом деле мне давно хотелось написать на эту тему, но когда я обдумывала план, получалось как-то слишком грустно. А вот теперь появилась если не веселая, то по крайней мере однозначно светло-ностальгическая нотка.

Когда-то очень давно я собиралась на основе своего практического опыта защитить диссертацию по психологии. Но так ее и не написала: вместо диссертации получилась книга для родителей «Ваш непонятный ребенок». Я и сейчас считаю, что решение было правильным. Книгу эту до сих пор издают, значит, она кому-то и сейчас нужна, а диссертации — вы сами знаете — в основном пишутся, как сказал классик, «во имя грызущей критики мышей» (и моя наверняка оказалась бы такой же), а поскольку сейчас все электронное, так даже и мыши остаются голодными.

Научным руководителем моей несостоявшейся диссертации была замечательный петербургский исследователь и преподаватель Мария Владимировна Осорина. Я, конечно, слушала ее лекции, семинары и прочее. И читала ее совершенно прекрасную книгу, которая называлась «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых». Книга очень интересная, всем рекомендую прочесть.

Суть книги замечательно передается прямо в названии. Существует некий отдельный детский мир. От мира взрослых он отделен некоей стеной взаимного молчания. В индивидуальном и коллективном детском мире происходят всякие более или менее тайные события, которые для детей очень важны. Взрослые в жизни этого детского мира практически не участвуют, о происходящих в нем событиях не знают или делают вид, что не знают. Направленность всех событий в этом мире онтогенетическая, то есть обеспечивающая правильный и поступательный процесс развития и взросления.

Все так и есть, думала я, когда приблизительно четверть века назад читала эту книгу. «Секретный мир» детей своего двора, дачи, пионерского лагеря и так далее я помнила прекрасно. Характерной его приметой было полное отсутствие участия родителей и вообще взрослых в его функционировании. То есть все мое и моих сверстников детство делилось на «внешнюю» жизнь с участием «взрослого мира» — обучение в школе, пионерские мероприятия в лагере, обучение чему-то в кружках, и «внутреннюю» — то, что исследователи обычно называют миром «детской субкультуры». Какая часть была для нас важнее, мне сейчас трудно судить, но думаю — «обе важнее». Чтение книги Марии Владимировны легко возвращало меня к моим детским дворовым и летним воспоминаниям и изящно их структурировало. «Да-да-да, — мысленно кивала я при ее прочтении, — вот так вот все в детстве и происходит».

Прошло много лет. Все это время я работала практическим психологом — с детьми, подростками, семьями. Сейчас я уже не помню, какой случай или какое стечение обстоятельств побудили меня сравнительно недавно вернуться к книге про «Секретный мир». Книга, разумеется, осталась все той же. Мое собственное прошедшее детство тоже никуда не делось и не изменилось. А вот мое ощущение при прочтении изменилось весьма существенно. Когда я это изменение заметила — а произошло это почти сразу, — я, конечно, попыталась его отрефлексировать. После нескольких не слишком удачных попыток в осадке осталось слово «ретро» и потом словосочетание «стену размыло».

Подумав еще, я пришла к выводу, что за прошедшие годы в нашем обществе произошли сразу встречных процесса.

  1. Взрослые под лозунгом «мы должны понимать своих детей, знать и участвовать» вкрадчиво вошли или насильственно вторглись на территорию той самой «детской субкультуры» и там разместились. Идеи «я хочу знать, что происходит с моим ребенком», «я хочу понять», «мне нужно отслеживать…» (не что поел, попил, тепло ли оделся, а что-то другое — из области психики) сейчас у родителей весьма популярны.
  2. Дети сами уверенно вышли навстречу — на территории, которые во времена моего собственного детства считались «маленький еще, нос не дорос, вырастешь — узнаешь». 

Что стало основным «пространством встречи»? Разумеется, никто, и я в том числе, не станет закрывать глаза на очевидный факт: в первую очередь это интернет, виртуальная реальность. В какую-нибудь многопользовательскую онлайн-игру сейчас могут одновременно и на равных играть и девятилетний ребенок и пятидесятилетний мужчина. Одни и те же статьи о красоте, диете, моде и пластике читают и обсуждают и стареющая модница под пятьдесят, и десятилетняя девочка.

Что стало результатом? Практически исчезновение «детской субкультуры» в том виде, в котором она описана в книжке М. В. Осориной.

Дети и подростки проводят свой досуг не во дворах, не на кладбище и не в секретных «штабах», а в торговых центрах или в телефоне.

В «тайном обществе» «Синих китов» состояли в основном не подростки, а журналисты.

Маленькие дети посещают кружки по выбору родителей, а не заросли крапивы за сараем.

Количество мультфильмов и игрушек стало так велико, что ролевая игра и коллективное рассказывание историй ушли на обочину.

Взрослые взяли курс на «мы хотим знать жизнь своих детей и дружить с ними», дети приняли встречный курс: сначала — «поиграй со мной, ты должна», а потом — «мои родители меня не слышат и не понимают, что мне нужно…» (подразумевается — должны понимать).

А где же обещанный позитив-то?! — уже готов воскликнуть обманутый в своих ожиданиях читатель.

Карантин.

Торговые центры закрыты, почти два месяца многие, в том числе дети и подростки, просидели дома. Игрушки обрыдли. Родители сколько могли — дружили, потом сами свалились в апатию или раздражение. Интернета — завались, по нему учатся и вообще всё.

И вот — на улице тепло и можно потихоньку вылезать наружу. Я хожу на работу одним и тем же маршрутом и вижу, как активизировались старые матрицы: дети играют во дворах, и в руках у них нет телефонов. И рядом с ними нет взрослых (думаю, они устали учить, развлекать, отвлекать, «дружить в карантине» и просто отдыхают от детей). Дети сидят в ряд на скамейках и что-то друг другу рассказывают или бегают и играют в какие-то игры. На днях я увидела группу подростков с гитарой. С гитарой! Уже много лет мне такого не встречалось.

Фото: Катерина Мурашова

Я прекрасно понимаю, что это, скорее всего, временный откат и, как только все общественно нормализуется, все вернется на круги своя. Но этот ренессанс дворовой культуры вызывает ностальгию, и наблюдать его забавно.

А современным родителям напоминание: все это есть в матрице, в коллективном подсознании — назовите как угодно, но оно есть. Дети и подростки могут сами себя занимать без гаджетов, они могут в значительной степени сами учиться, увлекаться и развлекаться. Если им дать такую возможность — то есть время и пространство. И не обязательно с применением коронавируса.

Поддержать лого сноб
21 комментарий
Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Я просила редакцию вставить в материал мои фотографии-иллюстрации. Почему-то не вставили :(( Вот они - это снято два и три дня назад.

Елена Лейв

Елена Лейв

Я как-то у Вас в комментариях писала о берлинской песочнице. В пятницу, впервые за коронное время, мы с мужем прошли через эту песочницу и снова обратили внимание на прежнюю картину - все родители с детьми играют/проводят время отдельно от таких же пар родитель-ребенок. Увы, у нас ничего не изменилось...

Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Елена ЛейвНу, "песочные" дети все таки еще маленькие. А те, что постарше не вышли гулять во дворы? Торговые центры то наверное и у вас закрыты еще?
Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Добрый день.

Екатерина Вадимовна, вы правы, времена явно изменились.
 
Может я не права, но в моем окружении разлом произошел в 90-е годы. Ведь детская субкультура должна передаваться от детей к детям, то есть всем играм, правилам, детским байкам детей учит двор и улица. А в 90-е детей просто не стало.Моя племянница родилась в 94 году, она была единственным ребенком своего возраста в радиусе 1.5- 2 км. ( Ее родители жили в п.г.т) Два детских сада куда ходили мои  сестры закрылись, часть детства она провела с дедушками-бабушками. Потом ее возили за тридевять земель в сад, где упросили администрацию взять ее хотя бы на  пол дня, что бы она поиграла немного с другими детьми. Парк с площадками, где мы  с сестрой и друзьями часто играли стал заброшенным страшным местом, площадки срезали на металлолом. Кто мог в этой ситуации, передать племяннице эту детскую субкультуру? Мой сын родился в 2004г.мы жили в центре большого областного города в большом доме.
В этом доме жил один младший школьник, один старший школьник и мой сын дошколенок, все в разных подъездах. Страна только только начала выходить из демографического кризиса. Детские сады ближайшие были закрыты или переполнены. До целых детских площадок, где можно было встретить других детей мы шли- ехали 1.5 км. 
Собираясь на площадках с другими мамами мы учили детей и играм и правилам, как играть в мяч и в козаков- разбойников. Других вариантов не было, родители вынуждены были стать 
"недостающим звеном". Может 
в других местах "демографическая яма" не была такой явной и четко очерченой. Вот только с младшим, который родился в конце 2000-х таких проблем не было, детворы во дворах хватало, да и старший понемногу вводил младшего в дворовую компанию. Сейчас я вижу, что если есть безопасное место для детей и они играют сами без надзора взрослых, то природа берет свое и они начинают взаимодействовать.
 
 
А ещё детей строго ограничивают в группах по возрасту.  Семьи где 2-3 ребенка стали появляться совсем недавно. И детям разного возраста просто негде встретится. Разновозрастные группы я видела только в частном саду.
Практика вожатых совсем исчезла. 
Новомодные тьюторы- это все таки взрослые, которые конечно могут общаться интересно с детьми, но это не "свои" . Хорошее разновозрастное общение я видела, когда сыновья ездили в летний лагерь организованный американской школой, там в отряде были дети от 8 до 15 лет. Но к средней школе, вы знаете, все наладилось...в пятом классе сын из школы стал приносить разные шутки- прибаутки точно, как в моем детстве))), даже не знала, что глупые стишки и розыгрыши остались в современной школе))). Это потому, мне кажется, что старшеклассники были в соседнем классе))). Детям не хватает именно переемственности у "своих", более старших, но ещё детей.
 
И о подростках. Многие родители считают, если загрузить ребенка делами, то "дурных" мыслей в голову в подростковом возрасте им не придет. У меня есть знакомые, для которых это сознательная практика. Таким образом они "спасают" своих детей. Не разрешают общаться с друзьями, только организованное общение в кружках и в школе.  Часто именно эти дети уходят в соц.сети. Мне очень нравятся друзья сына, они такие разные и очень интересные, загадочные, как инопланетяне. И все таки очень похожие на нас молодых, но свободнее и умнее. И они друг друга поддерживают, помогают. Не вижу ничего вредного в том, что бы они общались и строили свой особый секретный мир. Сейчас у них особый цифровой сленг, свой юмор. А ещё они невероятно талантливы, вот то самое родительское развитие... кружки и секции....после карантина они демонстрируют свои таланты просто так на улице друг другу. Поют, танцуют, показывают трюки, делятся с другими своими впечатлениями. Сын и не знал, что соседка хорошо поет, а парень из соседнего дома играет на ударных. Может поймет кто то, что восторг в глазах двух друзей стоит тысяч " лайков")))) И да, после карантина они стали больше видеться очно и ходить в гости друг к другу.)))
 
Мы с мужем тоже радовались, когда в эти месяцы видели  группы подростков на спорт площадках, и с гитарой девушку))), и целующихся молодых людей несмотря на масочный режим))). То что во время карантина появилось на улице новое подрастающее поколение, это и у нас стало заметно. И это радует, что оно есть!))) Жизнь продолжается...
Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Катерина МурашоваВы правы, Елена, я не подумала об этом физическом прерывании в момент демографической ямы. Хотя сама рожала в1991 году в практически пустом роддоме  и три дня лежала одна в палате на шесть человек. Только через три дня появилась вторая роженица.
Вячеслав Потапов

Вячеслав Потапов

Ну как... У  нас во дворе в мои детские годы вызывали "дух Пушкина" (бедный Александр Сергеич, каково ему там приходится).

Моя (в прошлом году 10-летняя) дочь вызывали с подружками Дьявола

Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Здравствуйте, Катерина. 
У нас «молодой» дом с большим двором и футбольной площадкой в нем. Детей во дворе “страшное» количество, вчера с балкона я насчитала 47 человек. Я не могу сказать, что это следствие карантина, так было всегда. Почему? Двор большой, интересный и безопасный одновременно, дети лет с 6 гуляют сами. Знакомы все со всеми, через детей знакомы и передружились родители. Совместные посиделки, пижамные вечеринки с ночевками, праздники во дворе. 
Именно наличие МЕСТА мне представляется определяющим фактором именно такого времяпрепровождения. 
И да, я не всегда понимаю сленг и не всегда в теме взаимоотношений сына с ровесниками; смотрю на настроение, если в норме - не лезу с вопросами, он сам их задает по ситуации. 
Из последнего. Скоростной заезд на железных конях. 





С уважением, Ирина, Краснодар

Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Татьяна, Санкт-Петербург

Как мне кажется, возобновление самогруппирования детей и подростков сродни всем прочим примерам  восстановления природных процессов после отмены человеческого вмешательства. Поля и огороды зарастают сначала сорняками, затем молодым леском,  откуда-то появляются звери и птицы. В парке постепенно теряется рисунок аллей под натиском молодой поросли. Клумбы сменяются луговиной. Привитые яблони усыхают и возобновляются живучими дичками.  

Так и дети, дни которых взрослые перестали заполнять учебой, кружками, секциями, репетиторами, походами в музеи, на концерты, визитами к родственникам и т.д. сначала немного отлежались, а затем естественным образом потянулись к ровесникам.  Скорее всего, содержание детской субкультуры сейчас мало связано со знакомой нам по воспоминаниям. Действительно, разрыв поколений был мощный. Поэтому в ходу сейчас совсем другие байки, страшилки и романтические истории.  Возможно, банк этих историй прямо сейчас и формируется.  Но сам процесс – да, тот самый, совершенно естественный, природный.

Дети сейчас похожи на домашних питомцев, вывезенных на дачу.  Осторожно озираются, принюхиваются, пробуют воду, воздух, зеленые веточки…  Но если так пойдет и дальше, то многие будут все сильнее и сильнее «дичать». Кто сильнее, кто слабее.  И чтобы возвратить их обратно в стерильный режим, из них придется вычесывать репьи, выводить блох и паразитов, стричь когти, давать успокоительные таблетки… А они будут вырываться и царапаться.

Хорошо это или плохо? С какой стороны смотреть.  Биологу приятно, что восстанавливаются естественные, жизнестойкие, саморегулирующиеся биозенозы. Ландшафтному дизайнеру, садовнику, агроному может быть больно видеть, как быстро исчезают творения его рук.  Столько сил, столько средств вложено!

Но ведь и многие взрослые за это время немного «одичали». На улицах женщины без макияжа, в удобной одежде. Каблуки и колготки почти не встречаю. Значит, вполне можно жить без этого.  Зато, как только чуть ослабили давление, многие взрослые стали охотно гулять. Тоже банально появилось время.  Так что еще не совсем нас в теплые ванночки загнали. Ресурс адаптации не сломлен. Ура!

Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Здравствуйте!
Вы писали, что детская субкультура утратила популярность. Когда же это случилось? У нас, в Омске, она и не исчезала вовсе.
 
Конечно, есть и ТЦ, и кружки, и прочие развлечения. Но дети никогда не прекращали гулять во дворах, играть в игры (прятки, классики, "одиннадцать-двенадцать" и т.д.), проводить время отдельно от взрослых. И свой фольклор у них есть (стишки, дразнилки, присловья). Не знаю, рассказывают ли страшилки, но городские легенды даже у нас в районе имеются.
Конечно, Интернет на всё это влияет. Но не вытесняет полностью.
Сама я в детских развлечениях уже не участвую. Но с детьми и подростками общаюсь довольно много. Да и со стороны видно.
Сейчас пишу книгу, действие которой происходит в середине нулевых. Часть сцен разворачивается во дворе. Естественно, пришлось вспомнить игры и обычаи из собственного детства. Но вот сейчас засомневалась. Если тогда по всей стране дети уже перестали играть на улице, то это будет выглядеть неестественно. Я не хочу, чтобы читатели сказали: "Мобильники, компьютеры - а атмосфера, как в советском дворе. Бред какой-то".
Так скажите, пожалуйста, кто-нибудь: когда это прекратилось? Когда в ваших городах дети перестали сами играть на улице? Обращаюсь ко всем, кто прочитает мой коммент.
С уважением, Екатерина из Омска.
Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Катерина Мурашоватак если у вас в середине нулевых во дворах ничего не изменилось и действие Вашей повести или романа происходит в Омске - так все же нормально?;))
Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Катерина Мурашова Во-первых, не в Омске, а в условном, неназванном городе. Я брала за основу реальные места, но полностью их переделала.
Во-вторых, если у нас такой обычай, а в других городах - другой, то я не объясню же этого каждому читателю. Писать надо так, чтобы тебя везде поняли...
В-третьих, у меня уже бывали подобные случаи. Людям казались неестественными те или иные вещи, хотя я перетащила их из реальной жизни. Хорошие писатели, как известно, даже небывальщину описывают так, что хочется им верить. А если у автора даже реальные детали кажутся неправдоподобными, то что же это такое? ))
Итак, верно ли я поняла, что в Питере дети перестали гулять сами примерно в 90-е?
Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Добрый день.

Хочу ответить Екатерине из Омска.
Думаю ситуация отличалась в разных городах и даже разных районах.
 
Мой родной город в 90-е оказался в очень бедственном положении. Заводы, на которых работало большинство населения, были закрыты.  Даже сейчас ситуация в этом городе не лучше чем в 90-е. Это не могло не сказаться на детях, некоторые улицы остались совсем без детей, но в "молодых" районах, которые успели построить в 80-х, молодая жизнь кипела ( там жили в основном молодые семьи). Моя родная школа в 80-е работала в две смены и была переполнена до предела. В середине 2000-х эта же школа работала в одну смену и были некоторые этажи и помещения закрыты.
 
 А также мои воспоминания о 90-х в провинциальном городе, очень отличаются от воспоминаний моей подруги москвички))).
В середине 2000-х я жила в Киеве, тут ситуация тоже отличалась от района к району, но и так, что бы не было на улицах детей, я не встречала. Ирина из Краснодара  отчасти права, важно некое безопасное место, где дети могут быть сами по себе. Знаю несколько   семей, которые сменили район, только потому, что детям негде было безопасно гулять.
Каждый город, как маленькое государство,  выживает по своему.
Интересно узнать, как обстоят дела с детской субкультурой в странах, где не было потрясений, и где безопасно гулять на улице было всегда))).
 
Но вот, что я заметила. Сейчас  у детей огромное колличество аксессуаров для игр, велосипеды всевозможных конструкций, самокаты, роллики, теннис и т.д.
Нам приходилось пользоваться гораздо более скромным ассортиментом. 
Но вот группы детей  стали несколько мельче 5-6 чел. единомышленников. В моем детстве дети спонтанно объединялись в группы 10-20 чел.  для некоторых игр.
Сейчас в нашем ЖК огромное колличество детей, но масштабных игр уже никто не устраивает.
 
Елена. Киев.
Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Елене из Киева.
Спасибо за информацию!
В общем, чувствую я, что огребу и от "омичей", и от "москвичей". ) Если дело до конца дойдёт, конечно. ))
Вы сказали, что для игр должно быть безопасное место. А безопасное - это как? Охрана? Камеры? Железные заборы? Или просто чтобы рядом заведомо не было явных опасностей - стройки, крупной свалки, карьера?
А то у нас охраняемых дворов очень мало, в моём детстве и вовсе почти не было.
Так-то в любое место могут прибежать бездомные собаки, прийти алкаши, наркуши и прочие уроды. Кто их удержит? Да и ребёнок может свалить в гаражи, на заброшку, да на ту же речку. Весь мир ведь решёткой не обнесёшь.
Ну а абсолютно безопасных стран практически и нет. Где не было войн и крупных революций, там бывали мелкие потрясения, стычки, наконец, обычную преступность никто никуда не девал.
Есть государства, где ребёнка до определённого возраста просто запрещено оставлять одного. Но там либо нанимают нянь, либо действует программа соседского присмотра, либо к ребёнку старшеклассник прикрепляется. Если мама не домохозяйка.
Но это касается сопровождения из школы домой. А как гулять, ходить друг к другу в гости или в ближайший магазинчик бегать?
Екатерина из Омска
Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Катерина Вадимовна, здравствуйте!
 
Спасибо за Ваш последний пост, очень интересно было почитать. Даже немножко заностальгировала. 

Я родилась в девяностом, и у меня было именно такое детство, что мы гуляли во дворе, играли в разные игры, в магазин или в классики, рисовали мелом на асфальте и ходили в ларек за домом покупать жвачку. Хоть и говорят сверху про демографический кризис, но у нас во дворе была компания детей примерно одного и того же возраста, плюс-минус два года. Было очень интересно, и мы сами себя развлекали. Сейчас, конечно, все изменилось.

Не могу много чего сказать по поводу современных детей, потому что ни у меня, ни у моих близких друзей их пока нет. Я живу во Франции, с детьми тут тоже не сказать прямо чтобы очень хорошо знакома, но некоторые вещи заприметила, например, по детям, которым пару лет назад давала частные уроки. У них, как правило, отсутствует культура дворов, потому что очень часто у каждой семьи есть дом; однако же очень часто они дружат с соседскими детьми, бегают друг к другу в гости и играют на заднем дворе. Все они, конечно, немного более пресыщенные, чем были мы, которям чипсы покупали раз в месяц с папиной зарплаты, но есть разные ситуации, не зависящие при том от достатка родителей. Видела детей, которых вообще ничем было не удивить: ни поездками в другие страны, ни экзотическими животными в зоопарке, на которых я в этот же момент смотрела с диким восторгом. Зато один мальчик из очень состоятельной семьи умел радоваться мелочам совсем как мы в конце девяностых! В 12 лет у него не было мобильника (строгий папа) и было очень много кружков, на каждые каникулы они летали в Америку и Австралию и все в таком духе; у него был лучший друг из соседнего дома и они точно так же покупали быстрорастворимую лапшу и ели его тайком всухую со специями, совсем как мы в седьмом классе. Я очень удивилась такой детали. И он радовался любой мелочевке, которую я ему притаскивала, например, фишкам звездные войны, которые раздавали в супермаркете. Вот такие вещи наводят меня на мысль, что времена, конечно,меняются, форматы меняются, но некоторые детские вещи остаются, вне зависимости от эпохи, страны, достатка и т.д.
 
С уважением,
 
Александра из Франции
Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Татьяна из СПб – Екатерине из Омска

«для игр должно быть безопасное место. А безопасное - это как?»

Безопасное – это когда общественный порядок в принципе способствует сохранению жизни и здоровья людей вообще и детей в частности. Когда на детской площадке не может открыто тусить пьяно-обкуренная компания. Когда прилюдно избиваемому придут на помошь.  Когда просто на крик о помощи кто-то рискнет среагировать. Когда причинение малейшего вреда нападавшему не трактуется как уголовно-наказуемое превышение необходимой самообороны. 

К сожалению, в 90-е в моем городе все описываемое было реальностью.  Плюс вообще издержки большого города, где люди друг друга не знают и розыск нападавшего затруднен. Я тогда была не ребенком, а молодой женщиной, но «комендантский час»  и «закон песка» соблюдала свято. В 21 ч была дома и по окраинным улицам зря не ходила. Самое страшное и распространенное, чего боялись родители:  вовлечение детей в наркоманию и преступные группировки, сексуальное насилие над детьми,  использование детей (и имеющихся у них ключей) для доступа в квартиру с ее последующим ограблением.

 К тому же тогдашняя практика правоприменения делала виноватыми родителей: если с ребенком что-то случилось, то это они ненадлежащим образом присматривали.  Затем ответственности (законодательно) добавили детским садам и школам: детей нельзя стало отпускать одних домой, а забирать их мог только человек, чье имя указано в заранее составленном списке.

Так что к середине 90-х свободные гуляния детей, их походы в магазин и на кружки/секции без сопровождения закончились.  А в середине 2000-х уже и гаджеты начали появляться в широком доступе.

В сельской местности и небольших поселках, где меньше было разгула бандитизма и просто все друг друга знали – там процессы шли иначе. В средних городах – где так, от местной ситуации зависело.  Так что среднюю температуру по больнице не вывести.

 

Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Татьяне из Спб: ого, как давно! И что, неужели у вас до сих пор такое творится? Ведь дети только сейчас вылезать начали, и все удивляются.
У нас вроде как те же 90-е были. А сейчас... С одной стороны, судя по криминальной хронике, какой-то беспорядок всё же есть. С другой - совсем не на каждом шагу.
Я, например, уличных драк ни разу не видела. А вот пьяных и угашенных - видела, но не бок о бок с детьми. Эти обычно либо к вечеру выползают, когда малышей уже нет, либо держатся в сторонке. Наши вот упорыши предпочитают задворки местных школ. Уроков уже нет, а до стадиона, где дети играть могут, далеко.
То есть никаких катастроф не происходит, но ничто не мешает им произойти.
А дети, как я уже говорила, гуляют. И в центре, и в "криминальных" Нефтах и Амуре. Впрочем, по рассказам моих знакомых, эта криминальность сильно преувеличена. Нет такого, чтобы кого-то вообще на улицу не выпускали.
При этом родители, конечно, знают обо всех опасностях и боятся за детей. Но для них это не повод держать ребёнка под колпаком. Можно ведь объяснить ребёнку правила безопасности, да и телефоны никто не отменял. Конечно, тут уже от семьи зависит. Одни каждый Божий день напоминают, что с посторонними разговаривать нельзя и по пустырям шариться не стоит, другие - только когда к слову приходится. Кто-то каждый час отзваниваться требует, кому-то одного дежурного звонка хватает. И насчёт возвращения домой у всех правила тоже разные.
А вообще большинство моих знакомых живут по принципу "бережёного Бог бережёт". То есть лучший способ не попасть в неприятности - просто избежать опасной ситуации.
P. S. Что касается "вы оставили без присмотра, значит, вы и виноваты" и "поставил синяк тому, кто шёл на тебя с ножом - садись в тюрьму". Это происходит от двух вещей. Во-первых, незнание закона, во-вторых, отсутствие поддержки. Одному человеку ещё можно такое заявить, но двоим, троим, четверым - как-то проблематично. Если уж попали в такую ситуацию, надо группу поддержки собирать. Но 20 лет назад тяжелее было найти нужный закон, конечно.

 

 
 
Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Татьяне из Спб: ого, как давно! И что, неужели у вас до сих пор такое творится? Ведь дети только сейчас вылезать начали, и все удивляются.
У нас вроде как те же 90-е были. А сейчас... С одной стороны, судя по криминальной хронике, какой-то беспорядок всё же есть. С другой - совсем не на каждом шагу.
Я, например, уличных драк ни разу не видела. А вот пьяных и угашенных - видела, но не бок о бок с детьми. Эти обычно либо к вечеру выползают, когда малышей уже нет, либо держатся в сторонке. Наши вот упорыши предпочитают задворки местных школ. Уроков уже нет, а до стадиона, где дети играть могут, далеко.
То есть никаких катастроф не происходит, но ничто не мешает им произойти.
А дети, как я уже говорила, гуляют. И в центре, и в "криминальных" Нефтах и Амуре. Впрочем, по рассказам моих знакомых, эта криминальность сильно преувеличена. Нет такого, чтобы кого-то вообще на улицу не выпускали.
При этом родители, конечно, знают обо всех опасностях и боятся за детей. Но для них это не повод держать ребёнка под колпаком. Можно ведь объяснить ребёнку правила безопасности, да и телефоны никто не отменял. Конечно, тут уже от семьи зависит. Одни каждый Божий день напоминают, что с посторонними разговаривать нельзя и по пустырям шариться не стоит, другие - только когда к слову приходится. Кто-то каждый час отзваниваться требует, кому-то одного дежурного звонка хватает. И насчёт возвращения домой у всех правила тоже разные.
А вообще большинство моих знакомых живут по принципу "бережёного Бог бережёт". То есть лучший способ не попасть в неприятности - просто избежать опасной ситуации.
P. S. Что касается "вы оставили без присмотра, значит, вы и виноваты" и "поставил синяк тому, кто шёл на тебя с ножом - садись в тюрьму". Это происходит от двух вещей. Во-первых, незнание закона, во-вторых, отсутствие поддержки. Одному человеку ещё можно такое заявить, но двоим, троим, четверым - как-то проблематично. Если уж попали в такую ситуацию, надо группу поддержки собирать. Но 20 лет назад тяжелее было найти нужный закон, конечно.

 

 
 
Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Татьяна из СПб – Екатерине из Омска

«Татьяне из Спб - : ого, как давно! И что, неужели у вас до сих пор такое творится? Ведь дети только сейчас вылезать начали, и все удивляются.»

Криминал сейчас, конечно, подпритих. А вот запреты, наложенные на учебные заведения и родителей, даже усилились. Точнее, при каждом ЧП накладывают новые ограничения, а прошлые никто не отменяет.  На работу школ сильно Беслан повлиял, например.  Сейчас во всех школах или турникеты, или просто охранник на проходной.  Как где теракт – так усиления по охране. Как крупный пожар – по пожарной охране. Причем эти указания друг другу противоречат (например, турникеты и оконные  перекрывают пути эвакуации). Но и те, и другие должны выполняться.

Младшие школьники не имеют права уйти домой сами (даже если дом со школой расположены дверь в дверь).   Так что какие там дворовые игры… А когда подрастут, то уже даже не представляют, что так можно.

В СПб официальный комендантский час для несовершеннолетных – до 16 (или 18? Надо уточнить) лет нельзя появляться на улице после 23 ч без сопровождения взрослых.  Вот и съезди тут к другу на день рождения, если на переезд города из конца в конец  занимает 1,5 – 2 часа. Значит, уходить из гостей надо в 20 ч. самое позднее.

Ну и гаджеты с соцсетями рулят уже лет 15. Успело вырасти поколение, привычное к такому формату общения.

Также школы очень давят на «несознательных» родителей, чтобы те максимально загружали детей доп.образованием. Сознательные и сами краев не видят, у детей просто нет свободного времени: или в школе, и на кружке (секции, соревнованиях, у репетиторов), или выполняют домашние задания. А сейчас уже три месяца, как всякие доп.занятия отменились по факту.  Пару месяцев подростки сидели по уши в виртуале, а сейчас объелись и начали выползать кучковаться. Время появилось банально.

 

Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Так кружки-то у нас тоже есть, как и гаджеты. Только на кружки дети сами ходят, если не с началки, то класса с пятого.
 
 
Охрана и турникеты - также везде, но вот как они работают - это от школы к школе. У нас в районе есть три школы: крутая, средненькая и, пардон, отстойник. Первую я окончила, во второй - работала (и сестра моя там учится), а к третьей мы обе по прописке относимся.
Войти в первую (гостям) или покинуть её (детям) - целое приключение. Зато во второй... Я ещё до устройства на работу туда бегала к Анютиному классному. Сказала, к кому иду, и всё. Это посторонний человек! Наша бы Ленка мозг съела: куда? зачем? а он тебя ждёт? Дети на переменах то в "Пекарушку", то в "Шаурмафию", то в киоск с мороженым только так бегают. Если мои заболевали, я родителей вызванивала, но сестра в подобных случаях не раз выходила сама, а я шла ей навстречу.
В третью же школу я однажды попала без спроса и целый час там гуляла по коридорам. Просто захотела посмотреть на возможное место работы. )
Самое смешное, что с территорией всё совсем наоборот. На двор "отстойника" просто так не попадёшь. У них калитка с замком и вся ограда в пиках точёных. ) Даже сейчас, когда пики железякой обили (к вопросу о дурацких мерах), через забор не очень-то полазаешь.
К "середнячкам" лет десять назад бомжи ходили, но их давно оттуда выгнали. Хотя территория всё ещё открыта.
А вот у "крутых" как раз все торчки и собираются. То на филиале, то на старшей.
Так что в Питере, наверное, тоже раз на раз не приходится.
С кружками... То есть призывают ходить куда ни попадя, лишь бы ходить? Если бы в школе на свои кружки зазывали, я бы поняла: учитель за это доплату получает, а без кружка нельзя. А так... Какой смысл? Чтобы дети меньше болтались на улице и, как следствие, меньше хулиганили? И что, разве помогает?
Комендантский час у нас тоже есть. Но можно так спланировать встречу, чтобы на дорогу домой время осталось. Или родителей попросить, чтоб забрали.
Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

пишет Мария из Вены. 
 
Хочу Вас обрадовать: есть здесь детская субкультура! В нашем обычном австрийском дворе нового многосемейного дома на 2 подъезда существуют на данный момент 2 (кстати враждующие между собой) компании из детей (уже лет 5, и без коронакризиса). Одна состоит из примерно 7 девочек возраста 5-12 лет. Вторая из 2х мальчиков и 1 девочки 11-13 лет.  Раньше , лет 7 назад,.была другая компания , примерно 5-6 девочек. Сейчас они выросли.  Не все дети нашего дома , к сожалению,  выходят во двор. Дочка моя гуляет с подругами во дворе почти каждый день, без телефонов: выдумывают игры , бегают, дочь приходит каждый день грязная  )) сын мой, к сожалению,  не нашел себе компании во дворе, хотя были и есть попытки. Мальчики его возраста (10 лет) сидят дома почему-то. Но у него компания в вотсаппе: их группа из класса (иногда они договариваются идти играть в футбол в парк), и еще в какой-то игре на телефоне.  И есть друзья во всех кружках, они тоже ведут там свои разговоры. Мне кажется,  кстати, что девочки более социальные, чем мальчики. Я тоже в детстве гуляла во дворах с подругами, а мой брат сидел дома и разкручивал машинки отверткой )) так же было и в детстве моих родителей. Мама гуляла с подругами, папа играл в шахматы сам с собой и решал задачки повышенной сложности (мамин брат тоже не гулял)  )) муж мой тоже не имел особо компании во дворе, так, пара друзей из класса. Вы не находите, кстати, что девочки более социальные и более склонны заводить компании? 

 

Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Катерина МурашоваДа нет, вроде оба пола одинаково склонны к реакции группирования. Но девочки более консервативны, пожалуй, у них дольше сохраняется архаическое. Например во времена моего детства лошадьми увлекались почти исключительно девочки. Мальчики - машинами.;))
Хотите это обсудить?
Войти Зарегистрироваться

Читайте также

Власть выделяет триллионы рублей, чтобы противостоять нынешнему экономическому кризису. Но эффект от всех этих мер будет минимальным, поскольку сама система организации этой помощи основана на совсем других принципах, чем во всем мире
Как победить компьютерную зависимость
Нельзя сказать, что наша власть совсем не сочувствует людям. Но в ее системе координат это текущий ресурс для достижения более приоритетных целей — пусть и более приземленных, чем в «героические» 1930-е. Проведение парада на фоне продолжающейся пандемии — лишь одно из подтверждений этого наблюдения