
На исходе второго месяца общественного карантина всем, даже тем, кто в карантине ни дня не сидел, как, например, я — моя детская поликлиника как работала, так и работает, — хочется позитива.
И если как следует оглядеться, то он, разумеется, сразу находится.
На самом деле мне давно хотелось написать на эту тему, но когда я обдумывала план, получалось как-то слишком грустно. А вот теперь появилась если не веселая, то по крайней мере однозначно светло-ностальгическая нотка.
Когда-то очень давно я собиралась на основе своего практического опыта защитить диссертацию по психологии. Но так ее и не написала: вместо диссертации получилась книга для родителей «Ваш непонятный ребенок». Я и сейчас считаю, что решение было правильным. Книгу эту до сих пор издают, значит, она кому-то и сейчас нужна, а диссертации — вы сами знаете — в основном пишутся, как сказал классик, «во имя грызущей критики мышей» (и моя наверняка оказалась бы такой же), а поскольку сейчас все электронное, так даже и мыши остаются голодными.
Научным руководителем моей несостоявшейся диссертации была замечательный петербургский исследователь и преподаватель Мария Владимировна Осорина. Я, конечно, слушала ее лекции, семинары и прочее. И читала ее совершенно прекрасную книгу, которая называлась «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых». Книга очень интересная, всем рекомендую прочесть.
Суть книги замечательно передается прямо в названии. Существует некий отдельный детский мир. От мира взрослых он отделен некоей стеной взаимного молчания. В индивидуальном и коллективном детском мире происходят всякие более или менее тайные события, которые для детей очень важны. Взрослые в жизни этого детского мира практически не участвуют, о происходящих в нем событиях не знают или делают вид, что не знают. Направленность всех событий в этом мире онтогенетическая, то есть обеспечивающая правильный и поступательный процесс развития и взросления.
Все так и есть, думала я, когда приблизительно четверть века назад читала эту книгу. «Секретный мир» детей своего двора, дачи, пионерского лагеря и так далее я помнила прекрасно. Характерной его приметой было полное отсутствие участия родителей и вообще взрослых в его функционировании. То есть все мое и моих сверстников детство делилось на «внешнюю» жизнь с участием «взрослого мира» — обучение в школе, пионерские мероприятия в лагере, обучение чему-то в кружках, и «внутреннюю» — то, что исследователи обычно называют миром «детской субкультуры». Какая часть была для нас важнее, мне сейчас трудно судить, но думаю — «обе важнее». Чтение книги Марии Владимировны легко возвращало меня к моим детским дворовым и летним воспоминаниям и изящно их структурировало. «Да-да-да, — мысленно кивала я при ее прочтении, — вот так вот все в детстве и происходит».
Прошло много лет. Все это время я работала практическим психологом — с детьми, подростками, семьями. Сейчас я уже не помню, какой случай или какое стечение обстоятельств побудили меня сравнительно недавно вернуться к книге про «Секретный мир». Книга, разумеется, осталась все той же. Мое собственное прошедшее детство тоже никуда не делось и не изменилось. А вот мое ощущение при прочтении изменилось весьма существенно. Когда я это изменение заметила — а произошло это почти сразу, — я, конечно, попыталась его отрефлексировать. После нескольких не слишком удачных попыток в осадке осталось слово «ретро» и потом словосочетание «стену размыло».
Подумав еще, я пришла к выводу, что за прошедшие годы в нашем обществе произошли сразу встречных процесса.
- Взрослые под лозунгом «мы должны понимать своих детей, знать и участвовать» вкрадчиво вошли или насильственно вторглись на территорию той самой «детской субкультуры» и там разместились. Идеи «я хочу знать, что происходит с моим ребенком», «я хочу понять», «мне нужно отслеживать…» (не что поел, попил, тепло ли оделся, а что-то другое — из области психики) сейчас у родителей весьма популярны.
- Дети сами уверенно вышли навстречу — на территории, которые во времена моего собственного детства считались «маленький еще, нос не дорос, вырастешь — узнаешь».
Что стало основным «пространством встречи»? Разумеется, никто, и я в том числе, не станет закрывать глаза на очевидный факт: в первую очередь это интернет, виртуальная реальность. В какую-нибудь многопользовательскую онлайн-игру сейчас могут одновременно и на равных играть и девятилетний ребенок и пятидесятилетний мужчина. Одни и те же статьи о красоте, диете, моде и пластике читают и обсуждают и стареющая модница под пятьдесят, и десятилетняя девочка.
Что стало результатом? Практически исчезновение «детской субкультуры» в том виде, в котором она описана в книжке М. В. Осориной.
Дети и подростки проводят свой досуг не во дворах, не на кладбище и не в секретных «штабах», а в торговых центрах или в телефоне.
В «тайном обществе» «Синих китов» состояли в основном не подростки, а журналисты.
Маленькие дети посещают кружки по выбору родителей, а не заросли крапивы за сараем.
Количество мультфильмов и игрушек стало так велико, что ролевая игра и коллективное рассказывание историй ушли на обочину.
Взрослые взяли курс на «мы хотим знать жизнь своих детей и дружить с ними», дети приняли встречный курс: сначала — «поиграй со мной, ты должна», а потом — «мои родители меня не слышат и не понимают, что мне нужно…» (подразумевается — должны понимать).
А где же обещанный позитив-то?! — уже готов воскликнуть обманутый в своих ожиданиях читатель.
Карантин.
Торговые центры закрыты, почти два месяца многие, в том числе дети и подростки, просидели дома. Игрушки обрыдли. Родители сколько могли — дружили, потом сами свалились в апатию или раздражение. Интернета — завались, по нему учатся и вообще всё.
И вот — на улице тепло и можно потихоньку вылезать наружу. Я хожу на работу одним и тем же маршрутом и вижу, как активизировались старые матрицы: дети играют во дворах, и в руках у них нет телефонов. И рядом с ними нет взрослых (думаю, они устали учить, развлекать, отвлекать, «дружить в карантине» и просто отдыхают от детей). Дети сидят в ряд на скамейках и что-то друг другу рассказывают или бегают и играют в какие-то игры. На днях я увидела группу подростков с гитарой. С гитарой! Уже много лет мне такого не встречалось.

Я прекрасно понимаю, что это, скорее всего, временный откат и, как только все общественно нормализуется, все вернется на круги своя. Но этот ренессанс дворовой культуры вызывает ностальгию, и наблюдать его забавно.
А современным родителям напоминание: все это есть в матрице, в коллективном подсознании — назовите как угодно, но оно есть. Дети и подростки могут сами себя занимать без гаджетов, они могут в значительной степени сами учиться, увлекаться и развлекаться. Если им дать такую возможность — то есть время и пространство. И не обязательно с применением коронавируса.
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаЯ просила редакцию вставить в материал мои фотографии-иллюстрации. Почему-то не вставили :(( Вот они - это снято два и три дня назад.
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаЯ как-то у Вас в комментариях писала о берлинской песочнице. В пятницу, впервые за коронное время, мы с мужем прошли через эту песочницу и снова обратили внимание на прежнюю картину - все родители с детьми играют/проводят время отдельно от таких же пар родитель-ребенок. Увы, у нас ничего не изменилось...
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить ОтменаДобрый день.
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить ОтменаНу как... У нас во дворе в мои детские годы вызывали "дух Пушкина" (бедный Александр Сергеич, каково ему там приходится).
Моя (в прошлом году 10-летняя) дочь вызывали с подружками Дьявола
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаЗдравствуйте, Катерина.

У нас «молодой» дом с большим двором и футбольной площадкой в нем. Детей во дворе “страшное» количество, вчера с балкона я насчитала 47 человек. Я не могу сказать, что это следствие карантина, так было всегда. Почему? Двор большой, интересный и безопасный одновременно, дети лет с 6 гуляют сами. Знакомы все со всеми, через детей знакомы и передружились родители. Совместные посиделки, пижамные вечеринки с ночевками, праздники во дворе.
Именно наличие МЕСТА мне представляется определяющим фактором именно такого времяпрепровождения.
И да, я не всегда понимаю сленг и не всегда в теме взаимоотношений сына с ровесниками; смотрю на настроение, если в норме - не лезу с вопросами, он сам их задает по ситуации.
Из последнего. Скоростной заезд на железных конях.
С уважением, Ирина, Краснодар
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаТатьяна, Санкт-Петербург
Как мне кажется, возобновление самогруппирования детей и подростков сродни всем прочим примерам восстановления природных процессов после отмены человеческого вмешательства. Поля и огороды зарастают сначала сорняками, затем молодым леском, откуда-то появляются звери и птицы. В парке постепенно теряется рисунок аллей под натиском молодой поросли. Клумбы сменяются луговиной. Привитые яблони усыхают и возобновляются живучими дичками.
Так и дети, дни которых взрослые перестали заполнять учебой, кружками, секциями, репетиторами, походами в музеи, на концерты, визитами к родственникам и т.д. сначала немного отлежались, а затем естественным образом потянулись к ровесникам. Скорее всего, содержание детской субкультуры сейчас мало связано со знакомой нам по воспоминаниям. Действительно, разрыв поколений был мощный. Поэтому в ходу сейчас совсем другие байки, страшилки и романтические истории. Возможно, банк этих историй прямо сейчас и формируется. Но сам процесс – да, тот самый, совершенно естественный, природный.
Дети сейчас похожи на домашних питомцев, вывезенных на дачу. Осторожно озираются, принюхиваются, пробуют воду, воздух, зеленые веточки… Но если так пойдет и дальше, то многие будут все сильнее и сильнее «дичать». Кто сильнее, кто слабее. И чтобы возвратить их обратно в стерильный режим, из них придется вычесывать репьи, выводить блох и паразитов, стричь когти, давать успокоительные таблетки… А они будут вырываться и царапаться.
Хорошо это или плохо? С какой стороны смотреть. Биологу приятно, что восстанавливаются естественные, жизнестойкие, саморегулирующиеся биозенозы. Ландшафтному дизайнеру, садовнику, агроному может быть больно видеть, как быстро исчезают творения его рук. Столько сил, столько средств вложено!
Но ведь и многие взрослые за это время немного «одичали». На улицах женщины без макияжа, в удобной одежде. Каблуки и колготки почти не встречаю. Значит, вполне можно жить без этого. Зато, как только чуть ослабили давление, многие взрослые стали охотно гулять. Тоже банально появилось время. Так что еще не совсем нас в теплые ванночки загнали. Ресурс адаптации не сломлен. Ура!
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить ОтменаДобрый день.
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить ОтменаЯ родилась в девяностом, и у меня было именно такое детство, что мы гуляли во дворе, играли в разные игры, в магазин или в классики, рисовали мелом на асфальте и ходили в ларек за домом покупать жвачку. Хоть и говорят сверху про демографический кризис, но у нас во дворе была компания детей примерно одного и того же возраста, плюс-минус два года. Было очень интересно, и мы сами себя развлекали. Сейчас, конечно, все изменилось.
Не могу много чего сказать по поводу современных детей, потому что ни у меня, ни у моих близких друзей их пока нет. Я живу во Франции, с детьми тут тоже не сказать прямо чтобы очень хорошо знакома, но некоторые вещи заприметила, например, по детям, которым пару лет назад давала частные уроки. У них, как правило, отсутствует культура дворов, потому что очень часто у каждой семьи есть дом; однако же очень часто они дружат с соседскими детьми, бегают друг к другу в гости и играют на заднем дворе. Все они, конечно, немного более пресыщенные, чем были мы, которям чипсы покупали раз в месяц с папиной зарплаты, но есть разные ситуации, не зависящие при том от достатка родителей. Видела детей, которых вообще ничем было не удивить: ни поездками в другие страны, ни экзотическими животными в зоопарке, на которых я в этот же момент смотрела с диким восторгом. Зато один мальчик из очень состоятельной семьи умел радоваться мелочам совсем как мы в конце девяностых! В 12 лет у него не было мобильника (строгий папа) и было очень много кружков, на каждые каникулы они летали в Америку и Австралию и все в таком духе; у него был лучший друг из соседнего дома и они точно так же покупали быстрорастворимую лапшу и ели его тайком всухую со специями, совсем как мы в седьмом классе. Я очень удивилась такой детали. И он радовался любой мелочевке, которую я ему притаскивала, например, фишкам звездные войны, которые раздавали в супермаркете. Вот такие вещи наводят меня на мысль, что времена, конечно,меняются, форматы меняются, но некоторые детские вещи остаются, вне зависимости от эпохи, страны, достатка и т.д.
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаТатьяна из СПб – Екатерине из Омска
«для игр должно быть безопасное место. А безопасное - это как?»
Безопасное – это когда общественный порядок в принципе способствует сохранению жизни и здоровья людей вообще и детей в частности. Когда на детской площадке не может открыто тусить пьяно-обкуренная компания. Когда прилюдно избиваемому придут на помошь. Когда просто на крик о помощи кто-то рискнет среагировать. Когда причинение малейшего вреда нападавшему не трактуется как уголовно-наказуемое превышение необходимой самообороны.
К сожалению, в 90-е в моем городе все описываемое было реальностью. Плюс вообще издержки большого города, где люди друг друга не знают и розыск нападавшего затруднен. Я тогда была не ребенком, а молодой женщиной, но «комендантский час» и «закон песка» соблюдала свято. В 21 ч была дома и по окраинным улицам зря не ходила. Самое страшное и распространенное, чего боялись родители: вовлечение детей в наркоманию и преступные группировки, сексуальное насилие над детьми, использование детей (и имеющихся у них ключей) для доступа в квартиру с ее последующим ограблением.
К тому же тогдашняя практика правоприменения делала виноватыми родителей: если с ребенком что-то случилось, то это они ненадлежащим образом присматривали. Затем ответственности (законодательно) добавили детским садам и школам: детей нельзя стало отпускать одних домой, а забирать их мог только человек, чье имя указано в заранее составленном списке.
Так что к середине 90-х свободные гуляния детей, их походы в магазин и на кружки/секции без сопровождения закончились. А в середине 2000-х уже и гаджеты начали появляться в широком доступе.
В сельской местности и небольших поселках, где меньше было разгула бандитизма и просто все друг друга знали – там процессы шли иначе. В средних городах – где так, от местной ситуации зависело. Так что среднюю температуру по больнице не вывести.
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить ОтменаТатьяна из СПб – Екатерине из Омска
«Татьяне из Спб - : ого, как давно! И что, неужели у вас до сих пор такое творится? Ведь дети только сейчас вылезать начали, и все удивляются.»
Криминал сейчас, конечно, подпритих. А вот запреты, наложенные на учебные заведения и родителей, даже усилились. Точнее, при каждом ЧП накладывают новые ограничения, а прошлые никто не отменяет. На работу школ сильно Беслан повлиял, например. Сейчас во всех школах или турникеты, или просто охранник на проходной. Как где теракт – так усиления по охране. Как крупный пожар – по пожарной охране. Причем эти указания друг другу противоречат (например, турникеты и оконные перекрывают пути эвакуации). Но и те, и другие должны выполняться.
Младшие школьники не имеют права уйти домой сами (даже если дом со школой расположены дверь в дверь). Так что какие там дворовые игры… А когда подрастут, то уже даже не представляют, что так можно.
В СПб официальный комендантский час для несовершеннолетных – до 16 (или 18? Надо уточнить) лет нельзя появляться на улице после 23 ч без сопровождения взрослых. Вот и съезди тут к другу на день рождения, если на переезд города из конца в конец занимает 1,5 – 2 часа. Значит, уходить из гостей надо в 20 ч. самое позднее.
Ну и гаджеты с соцсетями рулят уже лет 15. Успело вырасти поколение, привычное к такому формату общения.
Также школы очень давят на «несознательных» родителей, чтобы те максимально загружали детей доп.образованием. Сознательные и сами краев не видят, у детей просто нет свободного времени: или в школе, и на кружке (секции, соревнованиях, у репетиторов), или выполняют домашние задания. А сейчас уже три месяца, как всякие доп.занятия отменились по факту. Пару месяцев подростки сидели по уши в виртуале, а сейчас объелись и начали выползать кучковаться. Время появилось банально.
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена